В 1227 года в августе покинул этот мир потрясатель вселенной –Чингисхан и через 5 лет мир будет отмечать его 800 летний юбилей. Люди неоднозначно оценивают его жизнь и деятельность как владыки мира. И с сегодняшнего мировоззрения вешают ему различные ярлыки. Действительно кто он? Пророк, правитель заботящийся и почитающий все религии, освободивший всех верослужителей от налогов и других повинностей или жестокий тиран? В книге я постарался затронуть все аспекты его жизни и смерти, мнения различных учёных Востока и Запада, Севера и Юга. Всему миру известен Мишель Нострадамус, который в Центурии 10, катрене 72 предсказал, что по прошествии 800 лет после своей смерти, «с неба придет великий Царь ужаса(Чингисхан): возрождая великого Царя монголов (ангулемцев)». На основании глубокого анализа, принимая во внимание, имеющиеся объективные и субъективные доказательства о близких родственных связей кыргызов и Чингисхана, его потомков, я в письме предлагал органам власти страны первыми объявить 2027 год – «годом Чингисхана». Моё предложение Госсекретарём КР было направлено в НАН КР, где руководство Института истории НАН КР( академик Асанканов А.), подготовил и направил нам ответ, что «Чингисхан – герой монгольского народа, этнический монгол, нет ни одного источника, что Чингисхан – кыргыз. Даже соседи – казахи, имеющие, по его мнению, родственную с монголами связь, считающие себя чингизидами, не поднимают вопроса о юбилейных чествованиях Чингисхана». Так ли это? Давайте, дорогой читатель, рассмотрим вопрос предметно?
На протяжении 10-15 лет я занимаюсь исследованиями истории народа кыргыз, перелопатил более тысячи источников, рассказов и произведений, касающихся нашей и мировой истории и пришёл к выводу, что Чингисхан этнический кыргыз, предки которого жили на берегах озера Байкал. Какие этому имеются доказательства?
Во-первых, начнём из изложения сведений казахстанского учёного-востоковеда, знатока персидских и тюркских рукописей, изучавшего рукописи, обнаруженные в Синьцзяне на северо-западе Китая, в том числе «Чингиз-наме» Утемиш-Ходжи (16 век), «Тарих-и Шайбани» (начало 17 века), «Зия ал-кулуб» Мухалемада Аваза (начало 17 века), историка, филолога, (большинство его работ не было опубликованы при его жизни, считавшимися националистическим) -Юдин В. П. (1928—1983) пишет: «В «Сокровенном сказании» указывается: из племени Таргуд, для возведения на ханский престол Темужина пришёл Хадан далдурхан. В примечании № 113 он отмечает, что «в истории этого «лесного племени» примечательным является то, что таргудкой была бабушка Чингисхана по отцовской линии, жена его деда Бартан батора, Сунигул ужин, с пятью братьями и всеми их людьми». Из «Тайной истории» мы знаем, что под «лесным народом» понимались тумен-кыргызы Южной Сибири, которых Чингисхан пожаловал в подданство сыну Чжочи(Чжучи). Что касается того, на каком тюркском языке говорили могулы, то нам представляется, что они говорили на тюркском языке кыпчакского типа, близком к казахскому, и кыргызскому языкам. Вероятно, что этот язык обладал и чертами, сближающими его с алтайским языком. Только такие качества языка могулов могут объяснить близость языков казахов и кыргызов, и алтайцев. Потомки могулов лобнорцы, говорят именно на таком языке». Это подтверждает и группа докторов исторических наук, и лингвисты профессора Иркутского государственного университета РФ: Шабалов А. С., С.М. Кузнецов и другие ИГУ Н.Н. Пузыня, Шабалова и другие. Таким образом, мы приходим к выводу, что Чингисхан говорил на кыргызском языке, бабушка Чингисхана была из «лесного племени» - кыргызка). ( Более подробно, вы найдёте в моей книге см. стр.192, 268, там же и источники)
2) Рене Груссе-французский ориенталист и историк искусства, член Французской академии, историк и географ, специалист восточных языков пишет: «Монголы, прежде чем сделаться степняками, жили в лесистых горах. Великий Волк-предок однажды встретил Рыжую лань (Гоа-марал) и вместе с нею пришел в центр будущей страны монголов. Покинув берега озера Байкал — «моря», как говорит бард-чингисид,— они оказались у истоков реки Онон. Девушку звали Алан-Гоа (Красавица Алан). Она была хороших кровей, относясь к лесному племени хори-тумат, жившему охотой на пушного зверя на западном берегу озера Байкал. Однако ее отец Хорилартай, поссорившись с родственниками, покинул богатые куницей и соболем родные леса и отправился на поиски лучшей доли в отроги Бурхан-халдуна. Когда же Завоеватель послал своего старшего сына Чжочи привести к покорности этих «лесных людей», «вплоть до страны Сибирь», ойратский вождь Хутуха-беки вдруг объявил о признании сюзеренитета Чингисхана, и в Шихшите «все десять тысяч ойратов» в присутствии царевича подписали акт о вассальной зависимости. Далее путь Чжочи лежал на запад, в древнюю ставку киргизов. Кстати говоря, древние киргизы и их потомки (тувинцы) одомашнили оленя. Эти лесные тюрки, решили сопротивление армии Чжочи не оказывать, а их князья Едиинал, Альдигер и Уребек-тегин кланялись Чжочи белыми кречетами, черными соболями и белыми меринами. Возвратившись по выполнении приказа к отцу, Чжочи привел с собой всех названных вождей. Особенно радушно Завоеватель принял ойрата Хутуха-беки, покорившегося первым. В знак признательности он дал его сыновьям — Иналчи и Турелчи — царевен из своего дома: первому досталась Чечейген, а второму — Олуйхан, дочь князя Толуя.[42] Эта «политика браков» позволила Чингисхану окончательно подчинить себе «людей леса». ( Также, более подробно, читайте на стр.181-183 моей книги и ссылка на источники) Отсюда следует вывод: бабушка Чингисхана Алан-Гоа была кыргызкой, жившей на берегу озера Байкал; учитывая родственные связи с кыргызами, Чингисхан выдал дочерей своих детей – царевен, сыновьям лесного народа Хутуха-беки, чем увеличил свою армию; как видно имена царевен - Чечейген и Олуйхан близки к кыргызским именам; доисламский период кыргызы, также как и Чингисхан поклонялись единому богу Тенгри; род тувинцы, буряты и другие также входили в племя кыргызов.
Об этих же обстоятельствах, говорит Хоанг Мишель– историк–востоковед. Он пишет: «Многие авторы писали о приношении в жертву лошадей, установленных на специальных подставках, рядом с могилой. Тэмуджин родился в год свиньи на склоне одинокого холма, на правом берегу реки Онон, к востоку от озера Байкал. Собственно монгольские племена, объединяющие, без сомнения, менее миллиона душ, живут вокруг озера Байкал и истоков великих сибирских рек, текущих на север. Чингисхан проявляет свою признательность: двум сыновьям своего нового возможного союзника он предлагает двух принцесс крови, одна из них — его собственная внучка, рожденная от его сына Толуя. Этот брачный союз скрепил сотрудничество с лесными монголами из «страны Сибири». Киргизы изъявили свою покорность». (См. стр.183-187)
Также об этом, отмечает и Сергей Андреевич Козин-советский монголовед, академик АН СССР, осуществивший перевод «Сокровенного сказания». Он пишет: «Предком Чингис-хана был Бортё-Чино, родившийся по изволению Всевышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис внутреннее море( озеро Байкал). За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген. Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата— Торельчи, а царевну Алаха-беки отдали в замужество к Онгудцам». Тем самым автор обращает внимание на то, что предки Чингисхана принадлежали к лесному народу (кыргызам), которые жили на берегу Байкала и переплыв её, стали жить в местности Онона. ( См. стр. 226-232 книги)
3) Илья́ Никола́евич Бере́зин (1818—1896) —российский востоковед, тюрколог, иранист, монголист, доктор восточной словесности, заслуженный профессор Петербургского университета, одним из первых переводивший «Историю монголов» из «Сборника летописей» Рашид-ад-дина, пишет: «Племя Гконгиратское происходить отъ корня техъ двухъ мужей, которые вошли въ гору Узгене Гконъ и упоминались прежде этого. Изъ рода Гконгиратскаго во время Императоровъ было много велико-знатных Князей, а изъ женъ и девушекъ ихъ много госпожъ и барынь. Во время Чингизъ Хана старшиной этого племени, равнымъ Государю, былъ Тэрэкэ-эль. У Чингизь Хана была дружба съ Алхи (Алчи) Нояномъ: онъ постарался и отдалъ ему меньшую сестру свою Бюртэ Фуджинь. У Дай Нояна былъ родной старший братъ, называемый Даритай Ноянъ; у него было четыре сына: Гкатта, Бубуръ, Тагударъ и Джунгкуръ. Изъ этихъ они сами и большая часть детей взяли дочерей и внучекъ Чингизъ Хана, и имъ дано в Совете место больше сыновей Чингизъ Хана; большая часть ихъ были предводителями на левомъ крыле. Взявши дочерей Чучи Хана, Джагатай Хана и Угэдай Хана, они сделались зятьями (Курканами 63) ; Салджутай Курканъ и меньшой братъ его Булгганъ Ноянъ взяли дочерей Габирмишь Агка Тутугкту: они также изъ Гконгиратскаго племени. Алчу Нояна также называли Дарга (®5) Курканъ; у него былъ сынъ по имени Шинггу Курканъ. Чингизъ Ханъ подчинилъ ему 4000 человекъ, отдал ему старшую сестру Тулай - Ханову Тумалунъ Икэ. Кюрляутъ, Ильджигинъ и Бергкутъ суть близки. Якь одно другому племена и тамги унихъ одни, и они приходятся въ родстве. Эти племена никогда не враждовали противъ Чингизъ Хана и не сражались противъ него: поэтому-то Чингизъ Ханъ не обратилъ ихъ въ уделы и не привелъ их в рабство, а введя въ Советь, давалъ имъ дорогу. Они находились въ родстве съ Чингизъ Ханомъ. У Чингизъ Хана было пятьсотъ женъ и легионъ наложницъ, но изъ нихъ пять женъ взято по могульскому браку и закону. Главная изъ всехъ есть дочь Дай Нояна изъ племени Гконгиратъ по имени Бюртэ Фуджинь: этотъ Дай Ноянъ былъ старшина и Государь Гконгиратскаго племени. У Чучи Хана было четыре главныхъ жены и несколько наложницъ: старше всехъ была Гконгиратская девушка по имени Сартагкъ. Отъ нея родился сынъ по имени Ордэ. Эта жена взята во время Чингизъ Хана. У этого Ордэ было семь сыновей : старший сынъ— Гконджи Баянъ. Онъ также взялъ изъ Гконгиратскаго племени дочь Мога Нояна по имени Ильганъ. У Ордэ также была жена изъ Гконгиратскаго племени по имени Тобагкана - госпожа. Бату есть второй сынъ Чучи Хана и его также называютъ Саинъ Ханъ: мать его была изъ племени Гконгиратскаго. Бату второй сынъ Чучи Хана и известенъ подъ именемъ 'Саинъ Хана : (7Л) мать его Оки Фуджинь есть дочь Алчи Нояна изъ племени Гконгирать. Бату жилъ долго по смерти Чучи Хана: жизнь его перешла за сотню. Онъ еще здравствовалъ по смерти Джагатай Хана, Угэдэй Хана и Тулуй Хана. У него было четыре сына: Сартагкъ , Тогкгтанъ , Эбуганъ, Олагкчи. Второй сынъ Тогкгтанъ взялъ жену Олджай изъ племени Гконгиратъ, да и старшая жена Туду Менгу Хана Аригкаджъ — госпожа происходить изъ племени Гконгиратъ.
На правом крыле войска предводительствовал 3,000 человеком Буту Курканъ: Чингизъ Ханъ дал ему дочь. У Чингизъ Хана на правомъ крыле было 38,000 человекъ: предводители были Беки и дворяне разныхъ племенъ. На левомъ крыле Шигу Куркану или Алчу Куркану Чингизъ Ханъ даль дочь, называемую Тумалунъ - госпожа, отделивъ 4,000 человекъ изъ племени гконгиратскаго, отправилъ его въ страну Тибетъ. Приобретение изъ племени гконгиратскаго родство и свойство съ Императорами и Ханами суть весьма безъ меры и числа, и если будетъ желающие знать это обстоятельно, то въ «Историческихъ собранияхъ» Рашида развито и написано: если обратятся къ этой книге, то изъ нея узнаютъ. — Богъ знаетъ лучше!Упомянуты и означены».
В приложении, книги Березина И. Н. даёт комментарий Доржи Банзаровъ-член-корреспондент Сибирского отдела Императорского русского географического общества( 1855 Иркутск— первый бурятский учёный, известен рядом важных монголоведческих трудов), к переводу И.Н.Берензина «ОБЪ ОЙРАТАХЪ И УЙГУРАХЪ. во время Чингись Хана имя Ойратъ принималось въ значении леснаго народа. Следовательно, нельзя отвергнуть, что Киргизы принадлежали некогда Ойратамъ. Тумэты, до переселения своего на югъ, принадлежали также къ Ойратамъ».( См. стр. 281-282). Таким образом, ойраты, тумэты(туматы) и другие лесные народы, по мнению этого учёного, принадлежали к племени кыргыз.
Описывая очень близкие родственные связи Чингисхана с племенем Гконгират, И. Н. Березин, в примечании своей работы № 59 указал, что племя гконгиратъ доныне известно въ Большой Киргизской орде; под названием Конкратъ или Кунрадъ» и отражено в работе А. И. Левшина. Таким образом, мы приходим к выводу, что между предками Чингисхана, им, и его потомками были самые близкие родственные связи с племенем конгират, которые были кыргызами, как и род ойратов, туматов, их всех относили к племени кыргызов --«лесных народов». Кроме этого, И. Н. Березин полагал, что «отец младших сыновей Алан-гоа, предков Чингисхана» мог быть кыргызом». ( Более подробно и источники см. стр. 279-281 книги)
Левшин Алексей Ираклиевич-историк, этнограф, один из учредителей Русского географического общества, описывая киргизские роды, отмечает: «Увак-гирейское поколение состоит из следующих родов: Увак, Гирей или Кирей или Тараклы. Большая Орда ранее состояла из Усунь, Тулатай и Саргамь. Впоследствии времени, от Средней Орды отделилось к ней поколение конкрат или кункрат. Конкратское поколение составило следующие роды: Байлар-Джанджрар, Ураз-гельди, Кульджегач, Бочман, Токбулат, Яман-Бай, Кура-кусл, Этимляр, Куюшь-кансыз. Каждый из перечисленных родов подразделяется на отделения, отделения состоят из частей; сие последние имеют свои подразделения, и под особыми наименованиями. Какую огромную книгу составила бы описание во всех трёх ордах. Первоначальные названия подразделений приходит в забвение. Таким образом, Байультинцы и Алимулинцы перестали себя называться общими древними именем Альчин; таким образом, уже есть киргизы с двух поколений, которые не знают, что происходят от онных, и помнят только род и отделение. Заключим из всего, что лишь через 100 лет, большая часть названий Киргизского народа останется в наших архивах, и в памяти немногих стариков». ( Более подробно см. стр.282-283 книги) 4) Р. П. Храпачевский-директор Центра по изучению военной и общей истории (Москва), аспирант Института востоковедения РАН, пишет: «Сразу после курултая 1206 г., Чингисхан начинает раздавать уделы-улусы своим сыновьям и членам своего уруга или «золотого рода» и, что характерно, в 1207 г. его армия после присоединения «лесных народов» возросла до 130 тысяч воинов и столько же резерва».(См. стр. 187-192, там же и источники)
Если внимательно читать сам ««Сборник летописей» Рашид ад-Дина, то Чингисхан отправил к лесным народам(кыргызам) двух послов, которых кыргызы встретили с почётом, отправили своих послов (1207 г.). Чингисхан обрадовался и выдал своих дочерей и внучек замуж за них. Потом, когда один из племени кыргызов ослушался выставить войска, против соседа, тогда лишь он отправляет Чжучи, но это было в 2018 г.. (См. стр.174-178)
Ни в одном источнике нет сведений, что Чингисхан оказывал такого внимания к других народов как к кыргызам, отправлял своих послов, выдавал своих дочерей и внучек замуж, его главная жена Ботэ была кыргызской, как пишет Березин, и он увеличивал свою армию путём бракосочетания. В то время, на момент прихода Чингиза к власти (1207 г.) кыргызы владели огромной территорией, как утверждает источник: в китайских источниках Хоуханьшу, в работе Сайф ат-дин ибн дамулла Шах Аббас Ахсиканти «Собрание историй Худуд-ал-Алам Маджму Ат Таварих», и других.(«См. стр. 91-91, 181- 182, 188-192, 220-222). «РАЗВЛЕЧЕНИЕ СТРАСТНО ЖЕЛАЮЩЕГО СТРАНСТВОВАТЬ ПО ЗЕМЛЯМ НУЗХАТ АЛ-МУШТАК ФИ ХТИРАК АЛ-АФАК», АЛ-ИДРИСИ (XII в.), поэтому владения Чингисхана, после присоединения кыргызов, увеличилась до гигантских размеров, без проведения военных операций ( См. стр. 86-88 книги) А что касается участия татар в армии Чингисхана, то, как пишет французский ученый-востоковед, специалист по истории Китая, исследователь языка и культуры монголов Поль Пельо (Пеллио): «Как писал Гамбис ( Луи Амбис (Гамбис) – французский историк), «истребление татар было осуществлено систематически, и в живых остались только женщины и дети» [Гамбис, с, 73]. Рубрук (ГИЛЬОМ ДЕ РУБРУК-фламандский монах-францисканец, азиатский путешественник, (1255 г.) посол Людовика IX к внуку Чингисхана - Мангу (Мункэ)-хану,) также писал: «Чингис повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, так как они везде кричали: „Вот идут татары!" Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты».(См. стр. 213-214 книги)
5) Мухаммед Хайдар Дулати - (1499—1551 г.г.) великий тюркский государственный деятель и военачальник средневекового государства Мамлакат-и Моголийе, известного также как «Яркендское ханство», происходил из могульской знати, племени Дулат, его род пользовался наследственными привилегиями, полученными от потомков Чингисхана - Чагатаидов, знавший все тонкости монгольской знати пишет: «Хотя кыргызы тоже из могульских племен 159, но в связи с тем, что они поднимали часто восстания против [могульских] хаканов, они [217] отделились от могулов. Все могулы стали мусульманами, они вошли в [число] правоверных людей. Кыргызы же, как и прежде, остались [во власти] неверия. По этой причине они отделились от могулов. Могулы и кыргызы были одного племени утверждает автор.(См. стр. 195 книги)
6) Сочинение Маджму ат-таварих («Собрание историй») написанное на таджикском языке в XVI в. в области Ферганы Сайф ат-дин ибн дамулла Шах Аббас Ахсиканти, который, по мнению учёных изучавших его работу, жил почти в тот же период и достоверно знал все исторические обстоятельства описываемых событий, ЧАСТЬ II своей работы - «Собрания историй», назвал–«ЗОЛОТАЯ ОРДА-КЫРГЫЗСКИЙ КАГАНАТ». Он описывает родственные связи кыргызов и Чингисхана, что кыргызы составляли ядро армии Чингисхана и являются соучредителями Золотой Орды. (См. стр. 197-199 книги)
7) Е. И. Кычанов-советский и российский историк-китаевед, специалист в области тангутоведения, средневековой истории Китая и Центральной Азии, кочевых цивилизаций и национальных меньшинств КНР, доктор исторических наук, профессор, основываясь на материалах «Сказании...», «Тайной истории» приходит к выводу, что прародительница Чингисхана Алан Гоа, родила сыновей -Бугу-Хадаги(катаган), Бухату-Салчжи и Бодончар, от киргиза Маалиха-Баяудца и истинным отцом предка Чингиса был Бодончар. Это мнение разделяет и (Парижская Академия наук - Рачневский с. 13,16)». Он также пишет: «Среди кыргызов попадалось немало светловолосых и светлоглазых. Не раз высказывалось предположение, что трех своих младших сыновей прародительница Чингисхана Алан-Гоа родила от киргиза. В наши дни эту версию поддерживает П. Рачневский (профессор монгольского языка, профессор китаеведения и монголоведения, доктор исторических наук), который полагает Маалиха-Баяудца тюрком(киргизом) и истинным отцом предка Чингиса Бодончара. Выходцем из «омонголившегося» кыргызского рода был Чингисхан. Биологическим отцом Чингизхана в 11-ом поколении считается «Маалих Баяудец». Его Кычанов харакетирузет «рыжеволосым и синеглазым енисейским кыргызом. Согласно «Сокровенному сказанию», их родословная восходит к легендарному предку Бортэ-Чино, который переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон, на горе Бурхан-Халдун[11]. Под морем Тенгис, согласно ряду источников, подразумевалось озеро Байкал[12]. Согласно «Сборнику летописей»: «Значение «бурджигин» — «синеокий» и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй-бахадур, детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи». ( См. стр. 208-210 книги)
8) Николай Александрович Аристов (1847—1910)—русский историк-востоковед и этнограф, основываясь на всех известных исторических сведениях имеющихся в русских источниках, в том числе, опираясь на работу известных учёных: профессора, историка, антрополога А.Н. Харузинь, профессора ориенталиста, В.В.Григорьева, Васи́лия Васи́льевича Ра́длова - востоковеда тюрколога, этнографа, археолога, а также китайских и иных источников, приходит к заключению, что «кыргызы являются потомками арийцев, хуннов, усуней, в их жилах течёт кровь Атиллы, Чингисхана». (См. стр. 90, 266-268 книги)
9) Си юй цзы «Описание путешествия даосского монаха Чан Чуня», в 1. Послании, Чингисхан в письме к монаху указывает - «Такого царства еще не было с давних времен наших шаньюй», т.е. Чингисхан причисляет себя к одному племени с хунну, и кыргызы относятся к этому же племени. (Более подробно, что хуны и кыргызы – одно племя см. стр. 216, 73-78,90-92,143-147,284-285 книги)
10) Шабалов Александр Сократович (Научный редактор: доктор исторических наук, профессор ИГУ С.М. Кузнецов, рецензенты: доктор исторических наук, профессор ИГУ В.В. Есипов; доктор исторических наук, профессор ИГУ Н.Н. Пузыня) пишут: «V в. н. э. китайская династийная хроника Таншу так описывает кыргызов: «Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Чингисхан, по одной из предположительных версий, происходит из кыргызов. Территория владения кыргызов был велик, кыргызский язык брал вверх над языками других народов – монгольских, кавказских. Надо говорить и писать древний язык не тюркский, а кыргызский; во времена Чингисхана говорили на кыргызском языке». (См. стр. 46, 224 книги)
11) Хоуханьшу, - «I. Хакяньсы. Хагас. [Кыргызы] Хагас есть древнее /443/ государство Гяньгунь. Оно лежит от Хами на запад, от Харашара на север, подле Белых гор. Иные называют сие государство Гюйву и Гйегу. Жители перемешались с [351] динлинами. 1124 Владение Хагас некогда составляло западные пределы хуннов. Впоследствии Чжичжы Шаньюй, покорив Гяньгунь, утвердил здесь свое пребывание, в 7.000 ли от орды восточного Шаньюя на запад, в 5.000 от Чешы на север; почему владетели сей страны впоследствии ошибочно Хягас называли Гйегу и Гйегйесы. Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами». (См. стр 238)
Ната́лия Ива́новна Басо́вская-советский и российский историк-медиевист, специалист по истории Средних веков Западной Европы, доктор исторических наук, профессор, также утверждает, что Чингисхан родился в районе озера Байкала, был рыжим и светлыми глазами( источник см. стр. 239)
12) Джек Уэзерфорд–профессор антропологии, исторический исследователь, 30 лет исследовавший Чингисхана и его потомство, прошедший пути следования Чингисхана с момента рождения и до его смерти, пишет: «Стало тут же очевидно, почему в «Тайной истории» чаще упоминается охота. Этот факт свидетельствует о том, что ранние годы жизни Чингисхана больше связаны с культурой Сибири, от народа которой, по утверждению «Тайной истории», произошли монголы». Автор пришёл к выводу, что ранние годы Чингисхана прошли в Сибири, на Алтае, где жили и по сей день живут кыргызы. (См. стр. 239 книги).
Л. Л. Викторова-кандидат исторических наук, преподаватель кафедры монгольской филологии Восточного факультета ЛГУ, пишет: «Открытие в 1889 г. на территории Монголии тюркских рунических текстов показало, что в Центральной Азии уже в VI-VIII вв. существовали крупные государства тюрок (тюркские каганаты). Данные о тюркских народах (тюрках, уйгурах, кыргызах), которых Бичурин считал монголами, послужили основанием для новой гипотезы о происхождении монголов. Их"стали считать народом, переселившимся из лесных районов. События эти относили к X-XI вв. За этот период монголы из лесных-охотников, занимавшихся отчасти плавкой железа и рыболовством, превратились в степных кочевников-скотоводов.
(См. стр. 223-224)
13) Андреев И. Г. – путешественник, военный инженер-топограф, краевед, этнограф, востоковед, выполнявший поручения Русского географического общества, пишет: «§ 1 В рассуждении общего названия киргизцев три народа нам известны: 3. Кайсаки или казаки 2, которые жили в степях, шатающиеся и заблудшие люди, о которых происшествии вообще писатель татарской истории Абулгазий-Баядур-хан 3 во второй части родословной своей Истории, в 9-й главе, сказует, что границы их были от реки Икар или Икрак-Муран; а потом в третьей части, в главе 8-й объявляет, что Чингис-хан посылал к ним двух послов. У киргизцев же главной тогда был Сурус Инал, который, видя, что Чингис-хану противиться не может, поддался, и посылал к нему от себя из первых своих вельмож с подарками о своей верности. И как Чингисхан был во всей Великой Татарии повелитель, то не токмо оные киргизы древние, но напоследок и происшедшие от них.
§ 4. В старинной татарской истории нашел я, что Чингис-хан прогнан был по ненависти своих братьев. Будунчара, Каинчара и Салчута, который, взяв с собою [26] трех человек, ушел в Черную гору к казакам (По-китайски Гелонг-Киян, или Хелун-дзян; по-тунгузски Шилькяр, Шилкар, или Силькар; по-мунгальски Кара Муран, т. е., Черная река), наказав своей матери, ежели будут его искать, чтоб его там искали; по принятии же его казаками или, лучше, киргисцами, (которые) сделали они его ханом». Таким образом, автор утверждает, что Чингисхан происходит от кыргызов, при опасности опирался на них и кыргызы сделали его ханом. ( См. стр. 240-242 книги)
14) Прямой потомок Чингисхана - Абул-Гази хан, сын Араб-Мухаммед-хана, из рода Шейбан, сына Джучи, внука Чингиз-хана; мать Абул-Гази тоже была из рода Чингизидов заявил: «У Угузхана был внук по имени киргиз, киргизы происходят от него. Монголы, вступили в землю кыргызов, истребляли, в огне и воде, оставшись тут жить, приняли имя кыргызов». Как не верить прямому потомку Чингисхана, что могулы и кыргызы времён Чингисхана составляли единое целое. (Более подробно, источники см. стр. 203-207 книги)
15) Отец русской истории Карамзин Н. М., «отец русской истории», в большой работе, состоящая из 12 томов, основываясь на всех имеющихся русских источниках, а также используя иностранные летописи: Византийские, Скандинавские, Немецкие, Венгерские, Польские, вместе с известиями путешественников, написал «Историю государства Российского». Он пишет: «Князь Ивак или Он, племени Ногайского, Веры Магометовой, жил на реке Ишиме, повелевая многими Татарами, Остяками и Вогуличами; что какой-то мятежник Чингис свергнул Ивака, но из любви к его сыну Тайбуге, дал ему рать для завоевания берегов Иртыша и великой Оби, где сей юный Князь основал Сибирское Ханство и город Чингий на Type, в коем властвовали после сын Тайбугин, Ходжа, и внук Map, отец Адера и Яболака, женатый на Царевне Казанской, сестре Упаковой; что Упак убил Мара, а сын Адеров, Магмет, убив Упака, построил Искер, или Сибирь, на Иртыше (в шестнадцати верстах от нынешнего Тобольска); что преемниками Магметовыми были Агиш, сын Яболаков, Магметов сын Казый и дети Казыевы, Едигер (данник Московский) и Бекбулат, сверженные Кучюмом, сыном Киргизского Хана Муртазы, первым Царем Сибирским». Автор пишет, что прямой потомок Чингисхана, отец первого Сибирского хана Кучюма - Муртаза был кыргызом, вследствии чего и Чингисхан был кыргызом( см. стр. 243 книги)
Абул-Гази, вел свой род от Шейбана, сына Джучи, внука Чингиз-хана; мать Абул-Гази тоже была из рода Чингизидов – прямой потомок Чингисхана, Хивинский хан, основываясь на родословной потомков Чингисхана пишет: «У Чингиз-хана сын Джучи-хан; у него сын Шибан-хан, его сын Багадур-хан, его сын Джучи-буга, его сын Бадакул, его сын Мунга-Тимур, его сын Бик-кунди-оглан, его сын Алий-углан, его сын Хаджи Мохаммед-хан, его сын Махмудек-хан, его сын Абак-хан, его сын Тулук-хан, его сын Шамай-султан, его сын Узар-султан, его сын Багадур-султан. У помянутого выше Махмудек-хана был сын Муртаза-хан, у этого сын был Кучум-хан. Кучум-ханом пресекся род этого дома. Кучум-хан сорок лет царствовал в Туране. Жизнь его была долга; под конец он ослеп. В тысяча третьем году (1595 Р. Х.) Русские отняли Туран из рук Кучум-хана. Кучум-хан, убежав, скрылся у народа Мангкыт и там отошел к Божию милосердию.(См. стр. 243 книги)
Небольсин П. И.- исследователь Сибири, историк, этнограф XIX века, член Русского Географического общества, также указал, «хан Кучум-кыргыз». ( См. стр. 243 книги)
Об этом же пишет Левшин А И. (1798—1879) русский государственный деятель, сенатор, историк, писатель и этнограф: «Кучум - последний Сибирский хан, был сам киргиз». (См. стр. 244)
Г. Ф. МИЛЛЕР-выдающийся историк, «отец сибирской истории», географ, картограф, академик, пишет: «§ 4. Древности, находимые в большом количестве в южных местностях Сибири, являются доказательством того, что история Чингис-хана и некоторых его преемников имеет ближайшее отношение к истории Сибири. По этим древностям можно вывести ясное заключение, что хотя названные местности не являлись главной территорией царства, но все же составляли немалую часть его, и что тут жили многие принадлежащие к нему могущественные поколения.
§ 77. Таким образом, и Кучум (хан) натолкнулся на большие трудности при введении новой веры. Со стороны своих подданных он встречал послушание и полную готовность платить наложенную на них дань, но одного его приказа было недостаточно для того, чтобы сменить древнее идолопоклонство на новую веру. Так как Кучум не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы провести это силою, то он просил у своего отца Муртазы поддержки. Муртаза послал ему на помощь сына Ахмета-Гирея с войском.(Ахмет-Гирей, хан. Чингисид. Согласно башкирским преданиям, сын Акназара. По мнению В. В. Трепавлова-(тюрколог, доктор исторических наук (2002), член-корреспондент РАН,— Ахмет-Гирей - Шейбанид, брат сибирского хана Кучума. В 1546 — ок. 1558 наместник Ногайской Орды в Башкортостане, в юрт Ахмета-Гирея входила территория Башкортостана. Впоследствии, откочевал к р. Кубань).
Глава 4*§ 86. Но как бы то ни было, все летописи сходятся на одном, а именно, что Кучум погиб тогда насильственной смертью среди одного из этих народов. 41 Составитель Ремезовской летописи говорит, и это известие я могу принять, что ногайцы претерпели много притеснений со стороны отца Кучума хана Муртазы, как владыки Великой Бухарии».(См. стр. 244)
В этой книге Миллер описывает происхождение хана Кучуму от Великого предка Чингисхана, что его отец, братья, все они прямые его потомки. Также подтверждается генеалогической таблицей происхождения хана Кучума. (См. стр. 246 книги) Таким образом, мы приходим к выводу, что правитель Сибирской страны (Турана) - Кучум хан, его отец Муртаза хан, повелитель Великой Бухарии, и их предки являются прямыми потомками Чингисхана, были кыргызами, вследствие чего и Чингисхан был кыргызом, т.к., ханом не избирали не потомков Чингисхана.
16) В оригинале сочинения Рашид-ад-Дина «Сборник летописей» отмечается, что « В этом упомянутом году зайца(1207) киргизским эмирам и начальникам двух послов, имя одного из них Алтан, а другого Бура. Тамошние эмиры Еди-Урун и Урус-инал оказали полный почёт прибывшим послам и отправили своих двух послов Илик-Тимура и Аткирака и белым соколом, и подчинились. Вот и всё. (Ни о каком принуждении не идёт речь). Чингисхан поддерживал с киргизами связь, отдавал им родственных девушек и женщин, брал, между собою было побратимство и свойство (анда-кудаи). Торэлчи-гургену сыну Кутука-беки из лесного племени ойрат, Чингисхан выдал свою дочь Чичиган(Чечейген). Некоторые из братьев и дядей Чингисхана относились к лесному племени, как об этом приведено в истории». Отец Чингис-хана и все потомки Есугай-баатура и Чингис-хан были рыжими и голубоглазыми. «Третий сын (Бартанбахадура.— Е. к.) был Есугай-бахадур. который является отцом Чингиз-хана. Племя кият-бурджигин происходит из его потомства. Значение бурджигин синеокий, и. как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи» [Рашид-ад-дин, т. I. кн. 2, с. 48]. Ши, цз. 1, с. 126] [Монгольская летопись XVIII в). В «Сборнике летописей джами ат таварих повествование о Кубилай-каане, сыне Тулуй-хана, сына Чингиз-хана» в первой части пишет: «Кубилай-каан – четвертый сын Тулуй-хана, появился на свет за два месяца до рождения Муке. Когда взор Чингиз-хана на него пал, то он сказал: «Все наши дети рыжие, а этот мальчик черномазый, очевидно он похож на [своих] дядей, пусть скажут Соркуктани-беги, чтобы она отдала его кормить хорошей кормилице».( См. стр.175-179,254-255 книги)
17) Также по новому направлению науки – ДНК-генеалогии, достоверно установлено, что более 60 % кыргызов составляют европеидную гаплогруппу R1 А, что и Чингисхан и его потомство, имевших европеидный внешний вид. (См. стр. 279-281)
18) Имеются картины, которые сделаны 13-15 веках, где Чингисхан, его потомство запечатлены художником в кыргызком головном уборе-колпаке, а также рисунки Угедей хан с голубыми глазами и рыжими волосами.( См. стр. 233-234, 237)
Фото1
Миниатюра из персидского манускрипта 14 век. Чингисхан со своими сыновьями:
Фото 2
19) Чингисхан как и древние кыргызы поклонялся единому богу – Тенгри, и все обычаи их такие же как и у кыргызов.
Думается у читателя не останется сомнений, относительно происхождения Чингисхана, его родственных связей с кыргызами и вызывает сожаление, что руководство Института истории НАН КР (А.Асанканов) не знаком с вышеуказанными источниками.
Что касается, что касается казахов – чингизидов, то, как рассказал, признанный авторитет – историк и научный руководитель ДНК-генеалогии Казахстана, доктор филосовских наук – Жаксылык Сабитов, в июне 2020 года в АКИpress, «Генетика позволяет посмотреть этнический состав любого народа, она является прикладным инструментом для реконструкции любых генеалогий. Казахи как этно-генетический коллектив возник в конце 13, начале 14 века, но называться казахами они начали позже. К концу 16 века их назвали казахами, в концу 17 века это название стало эндоэтнонимом, то есть они сами стали себя так называть(казахами). (Источник: Жаксылык Сабитов-07.07.2020 952 0 «История и культура история / кыргызы / тюрки» и 19.09.2019 г. сайт «Код кыргызов») и другие его выступления на ютубе.
Так что, в период, когда правил Чингисхан, казахского этноноса ещё не сложилось. Поэтому, мы кыргызы, должны первыми объявить 2027 год – Годом Чингисхана, провести конференции, в том числе и с приглашением международных специалистов. Более того, имеются достоверные сведения, что сам Чингисхан вероятно похоронен на кыргызской земле.
И этому утверждению, имеются достаточные основания. Из далёкого Тибета, Чингисхан с большим трудом, пригласил к себе Даосского монаха Чань Чуня, с которым, на протяжении двух лет, периодически встречаясь, получал от него знания о бессмертии и загробной жизни, безусловно интересовался о великих императорах Китая, которые отошли в мир иной, о их деянии и их погребении. Учитывая приведённые мною выше сведения, что Чингисхан был кыргызом, он за 5-7 лет думал о своей загробной жизни и вероятно желал быть похороненным на земле батыра Манаса, на кыргызской земле. Какие есть тому основания.
Вот снимки Кароол-Чоку и снизу снимок захоронения первого Цинского императора Китая -Ши Хуан ди.
Фото 3
Фото 4
А это, захоронение Ши-Хуан ди расположенное в провинции Шаньси на северо-западе Китая.
Фото 5
Как видно из этих снимков, они похожи, и эти захоронения соответствуют понятию – скифского захоронения. Захоронение Ши Хуан ди более чем на тысячу лет древнее, поэтому оно заросло деревьями и кустарниками, но оба строения имеют пирамидальный вид. При этом, как свидетельствуют источники, он, как и первый Цинский император Китая – Ши Хуан ди, хотел, чтобы его похоронили вместе с его военно-начальниками, жёнами и другими близкими людьми...
На протяжении 42 лет после смерти Чингисхана, его потомка Угедея, другие потомки не могли провести всеобщий курултай и избрать Великого хана - государя. Ибо каждый из его наследников-потомков считал себя достойным на трон и приглашал к себе на курултай на территорию Монголии, Крыма, России(Сибири, Казани), Казахстана (Туркестана), где восседали прямые наследники – потомки, но никто не ехал к ним. И тогда потомки, после длительных переговоров, согласились встретиться на месте, где был похоронен их Великий отец и дед Чингисхан, на нейтральной территории возле реки Талас. К тому времени многие потомки Чингисхана приняли ислам в качестве религиозной веры и для совершения молитвы и дуа прибыли к могиле Чингисхана. И место проведения курултая никем не оспаривается – Таласский район. Как ранее отмечалось - был город Манаса, как писали китайские историки белокаменное царство Да-ла-сы, большой город, окружностью 4-5 км, где проживали купцы разных стран, согдийцы и другие( сейчас развалины «Ак-Добо», который после экспедиции Бернштама А. Н. никем не исследовался). В 1269 году потомки Чингисхана, неделю отметили празднеством, а затем провели курултай. В начале июля 2007 года на территории Национального комплекса «Манас Ордо» в Таласе были начаты археологические раскопки, инициатором раскопок выступил академик Руни Гогасванидзе, представляющую грузинской духовно-научной академии «Амина Мунди». По их утверждению, внутри Кароол Чоку находится некое древнее знание с библиотекой древних историй, в том числе и кыргызов, возведенное во времена жизни батыра Манаса. По словам бывшего директора Национального комплекса «Манас Ордо» О. Чоюнбаева, раскопкам предшествовали два заседания ученого Совета в Бишкеке. Лидер Ассоциации НПО и НКО КР Токтайым Уметалиева, и другие, в том числе и жители близ лежащего села, выступили против этой раскопки. Я тоже вначале был против данной раскопки, т.к. иностранные граждане искали артефакты на территории Кыргызстана, и у них не было Договора с уполномоченными представителями нашего государства, какие они будут иметь права при обнаружении артефактов. Представители «Амина Мунди» заявили, что они получили сведения о нахождении древних знаний, в том числе об истории кыргызов, из библиотеки Ватикана, в случае необходимости, они могут помочь найти эти сведения. Они полагали, говорили, что здесь имеется золото. Конечно, здесь нет никакого золота, как это подтвердили китайские археологи, копавшие близ захоронения гробницы Ши Хуан ди, но эту ложь они сказали, для того, чтобы заинтересовать представителей власти, для получения разрешения на раскопки. По их утверждению, Кароол Чоку - это искусственное строение, было построено в 11-12 веке. Этот период ближе подходит к периоду жизни и смерти Чингисхана. Исследователь истории Чингисхана и его потомков, Василий Григорьевич Янчевецкий, (псевдоним Ян) в первом выпуске работы «К последнему морю» пишет, что «Чингисхан задолго до своей смерти начал строить себе усыпальницу, привлёк для его строительства 200-300 тысячи рабов, по завершении которых, все они были уничтожены, а также уничтожены были нукеры, которые уничтожали этих рабов, с целью скрыть место нахождения его погребения». В монографии известного востоковеда С.Уолкера, со ссылкой на Марко Поло и д ’Оссон, «Чингисхан был похоронен на вершине высокой горы», что может соответствовать Кароол Чоку. Я был на месте раскопок, но, к сожалению, когда представители «Амина Мунди» уехали из страны. Они, в начале, копали её с правой стороны, где был однородный материал камней. А когда они повернули чуть левее, то цвет камней менялся, смотрелся как почерневший. При этом я видел, как специалист криминологии, что камни ложились к друг другу плотно, и между камнями был тонкий слой не то глины, не то какого-то раствора, похожего на цемент. Как рассказал бывший Генеральный директор Кыргызского национального комплекса "Манас Ордо" О. Чоюнбаев, когда приехали представители «Амина Мунди», он не поверил их рассказам о том, что здесь похоронен исторический герой кыргызского народа Манас, но из-за того, что они дали 400 000 сомов для ремонта и оснащения комплекса и наличия разрешения НАН КР, он дал добро на изыскательские работы. Когда они начали работать, говорили ему, что будет происходить, и то, что они говорили, действительно происходило. Только один пример, когда он пришёл на работу, то его удивило увиденное им, как большая масса больших муравьёв вышедших изнутри сооружения спускаются вниз, а ведь они ему об этом говорили прежде. Действительно, сейчас имеется место, где эти муравьи соорудили для себя искусственный домик. Мой отец, Чороев Кудайберген, который вместе с другими побывал на месте и говорил с представителями «Амина Мунди», слышал от них, что недалеко друг от друга похоронены 3 исторические личности – Манас, и это записано в исторических документах Ватикана и при желании, они могут помочь найти эти документы. Известный журналист Улан Абдрахманов, непосредственный участник подготовки места проведения праздничного мероприятия 1000-летия «Эпоса Манас» в Таласском районе в 1995 году, рассказал следующее. Его, как и многих других студентов привлекли для подготовки места праздничных мероприятий. Было решение памятник Манасу поставить на вершине Кароол Чоку. Когда они стали наверху Кароол Чоку производить работы, выравнивать почву, кто-то уронил лом, который провалился внутрь в пустоту. Когда грейдером по краю Кароол Чоку начали делать дорогу на вершину, откуда-то появились змеи, которые препятствовали этому, тракторист сбежал. Муллы стали читать Священный Коран и змеи исчезли. После этого, власти посовещавшись, решили поставить скульптуру внизу, на равнине. Эти раскопки надо довести до логического конца. При встрече в НАН КР и обсуждении этого вопроса, с археологами, они согласились, с моими доводами, и дали согласие на проведение изыскательских работ – сканирование местности. Если здесь похоронен Чингисхан, и будут найдены древние знания, в том числе, и по истории кыргызов – возрастёт слава кыргызского народа, будет нескончаемый поток туристов, которые принесут блага нашему народу. А если будет обнаружено захоронение Манаса, то слава кыргызов будет не менее значима, но самое главное – здесь должно храниться историческая библиотека древних знаний, которые бесценны по нашей истории. Необходимо, через МИД КР провести соответствующую работу и найти в библиотеках Ватикана не только документы по Кароол Чоку, но и в целом по истории кыргызов в целом. Конечно, здесь нет золота, сокровища, как был распущен слух среди местного населения, хотя какие-либо артефакты: вроде личного оружия и иные вещи могут быть найдены и они также будут для нас потомков, и других людей бесценными. Как сообщили представители «Амина Мунди» в древние времена в таких священных местах делали специальные ритуальные заклятья и можно проводить раскопки только после 7 лет, иначе невозможно будет отыскать артефакты. Если раскопки были 2007 году, то следующая раскопка должна проводиться уже в 2028 году в июле месяце. Но при этом, должна быть создана государственная комиссия, с приглашением специалистов в сфере раскопок древностей, с участием общественных формирований и местного сообщества, обеспечить прозрачность, а до этого, провести разъяснительную работу среди населения, собрать и подготовить материалы, археологические и другие связанные инструменты, специалистов, подготовить финансовые и юридические документы.