Сибирская-Кыргызская древняя цивилизация первая на земле, и почему популярный российский историк В. И. Козодой не прав, утверждая, что кыргызы не хунны, и гунны, которые якобы исчезли!
В прошлой публикации я привёл данные видных европейских, российских, азиатских, американских учёных, которые свидетельствуют, что последнее зарождение цивилизации началось с Сибири, а конкретно с Южного Урала, которые первым научились строить ирригации и города за 5 тысяч лет; первыми освоили металлургию, диких лошадей, повозки, в том числе изготовили колёса со спицами, и в силу чего покорили континенты, стояли у истоков Шумерской, Индийской, Китайской, Европейской цивилизации. Уважаемый историк В.И.Козодой написал в Фейсбуке, что надо понимать - исторические источники, более того он написал, что хунны и гунны исчезли как народ и это не кыргызы?
Виктор Иванович хорошо знает, что ранее 17-18 века источниками историографии признавались только архивные документы, и первыми - французская школа(анналы) заявили, что источником истории могут быть и другие объекты созданные человеком. В 20 веке даже появился новый исторический источник познания истории-семиотика, наука о знаках, а в конце 20 начале 21 века относительно новые направления исторической науки – ДНК-генеалогия и другие источники, расширив тем самым возможности не только повествования истории, но и её исследования.
В современной исторической науке России даются много определений исторического источника. Как нам представляется, наиболее точно дают понятие исторического источника коллектив Санкт-Петербургского государственного университета( доктора исторических наук - Сиренов А.В., Твердюкова Е.Д., Филюшкин А.И.) которые пишут: - «Существует много определений исторического источника. Приведем некоторые из них: «Исторические источники — это или письменные, или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ» (В. О. Ключевский). «В обширном смысле понятие исторического источника включает или заключает в своем содержании всякий остаток старины» (С. Ф. Платонов). «Исторический источник — это реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением» (А. С. Лаппо-Данилевский). «Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества» (М. Н. Тихомиров). «Исторический источник — это все, непосредственно отражающее исторический процесс, все, созданное, человеческим обществом» (Л. Н. Пушкарев). Исторический источник — это «…все, что может источать историческую информацию... не только то, что отражает исторический процесс, но и …окружающая человека естественно-географическая среда» (С. О. Шмидт). «Источник — продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах» (О. М. Медушевская). Как мы видим, несмотря на все разнообразие вариантов, в принципе, все они сводятся к знаменитому высказыванию, сделанному еще в 1833 г. австрийским историком З. Бехером: «Источник — это то, из чего черпается материал для истории». Им может быть любой носитель информации о прошлом. / Е. Д. Твердюкова [и др.] Источниковедение : учебник для академического бакалавриата; под ред. А. В. Сиренова. М. : Издательство Юрайт, 2015. Серия : Бакалавр. Академический курс. С.13
В опубликованном ИА «Акипресс» от 03.01.2024 г. информации были приведены доказательства о том, что кыргызы в Сибири проживали с древнейших времён, что подтверждаются древними археологическими находками, которые были открыты в 1987 на юге Челябинской области и получившая условное название “Страна городов”, Аркаим и другие древние археологические находки. Известные учёные - академики, доктора исторических наук России полагают, что «здесь был центр возникновения европейской цивилизации. По найденным черепам ученые установили, что поселенцы городов относились к европеоидной расе. При исследовании ископаемой ДНК у представителей синташтинской культуры были обнаружены Y-хромосомная гаплогруппа R1a. Z 93, характерная этносу – кыргыз(южные алтайцы). На поселениях обнаружены глиняные таблички и сосуды не только с орнаментом, но и со знаками — следы зарождающейся письменности, в том числе свастика. Коневодство было особенно развито у племен срубно-андроновского круга, унаследовавших его вместе с культом коня у своих предков, доместицировавших лошадь еще в IV тыс. до н. э.. Сейчас аркаимские (синташтинские) колесницы считаются самыми древними в мире колесницами с использованием конской тяги, считают учёные. О их влиянии на развитие коневодства в Индии, Китае и других II - начале I тыс. до н. э. ».
Профессор Гарвардского университета, специалист по древним языкам, по «ДНК-генеалогия», доктор химических наук, профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, А. А. Клёсов, который на 30-летнем опыте исследований и трудов в Гарвардском университете США пишет: «40 -30 т. лет назад был расцвет цивилизации Сибири. Примерно 16 т. л. н. из Сибири из гаплогруппы R 1 А вышла гаплогруппа R 1 Б и последние пошли из южного Урала, через Волгу, Аральское море на Кавказ(Чёрное море, Крым), на восточную и западную Европу, Ближний восток, Месопотамию. Третья волна из Сибири - Арии примерно в 5-6 тысяч лет назад пошли на Ближний Восток и создали Шумерскую, Вавилонскую, а примерно 3600 годах арии пришли на Иранское плато и создали Ассирийскую, Персидскую цивилизации. Южная Сибирь, Урал – потомки ямной культуры, гаплогруппа R 1 б создали Шумерскую цивилизацию, которые говорили на древнетюркских языках, а также Западную Европейскую цивилизацию(95% Ирландцы, 50-80 % Великобритания, Франция, Германия и другие). А носители гаплогруппы R 1 А создали Восточно-Европейскую цивилизацию. Z 93 гаплогруппа – это арийская, скифская линия, русские не входят, но татары, чуваши, башкиры, тувинцы, киргизы и другие жители РФ входят и относятся к гаплогруппе R 1 А. Тюркский язык был в Золотой Орде. Тюркский язык – короткий, рубленные слова, почти не изменяющиеся за тысячелетний период. Древние шумерские языки близки к тюркским. Эламские и шумерские языки перекликаются с тюркскими».
Утверждения А.Клёсова частично подтвердили и другие специалисты ДНК – генеалогии России. (Степанов В.А.- специалист в области медицинской генетики, академик РАН; Волков В.Г., – историк, генеалог, Харьков В.Н, - доктор биологических наук и другие) которые отмечают: «Гаплотипы андроновцев, относятся к гаплогруппе R1a1a, данная гаплогруппа маркирует участие древних европеоидов в формировании генофонда населения Алтае-Саян. Данная гаплогруппа была выявлена у древнего населения Таримского бассейна (ок.1 900 лет назад) (Li et al., 2010:9), у носителей пазырыкской культуры на Алтае (450 лет до н.э.) (Ricaut et al., 2004; Keyser et al., 2009) и у хунну Монголии (300 - 100 лет до н.э.) (Kim et al., 2010). Уже это показывает близость между древними популяциями данных регионов. Южные алтайцы и Тянь-Шанские киргизы являются потомками близких родственников енисейских андроновцев, вероятнее всего, потомками алтайских андроновцев. Как известно, между киргизами и южными алтайцами лингвистами и этнографами давно было установлено близкое языковое и этническое родство (Баскаков,1966: 15-16)».
Об использовании генетических материалов как исторического источника отмечают историки: Ильина Е.В., Совков Д.М., Хакимов Р.С. и другие.
Кто такие древние скифы? Как известно «Отцом европейской истории» считается греческий исследователь истории Геродот (Галикарнасский ( 484 до н. э. — 425 до н. э.). Он пишет: «Скиф – Σκύθης- Skýthis-огузы-скифы; Askuzai-северные боги, на территорию Греции прибыли с Азии, из понтийских земель(берегов Чёрного моря, Поволжья, Танаис(Дон) Крым, Азов).Танаис(Дон) вытекает из большого озера и впадает в Меотиду(Азовское море), в Танаис впадает другая река Сиргис (Киргис). Элины, пришли из понтийских земель(Причерноморье). Первый царь скифов был Таргитай. У него было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Колаксай первым научился добывать огонь, поэтому его избрали царём Скифским. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс. Скузы(скифы) являются поколениями Геракла, созданного полубогом получеловеком. У Геракла было трое детей, и одного звали Скуз(скиф-огуз), и он уходя от женщины, с которой была любовная связь, ей сказал, кто из детей будет способен натянуть его лук и произведёт выстрел, тот будет главенствовать. Натянуть и стрелять из лука получилось у Скуза(огуза-скифа) и он был первым царём. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари.
Древнюю Микенскую цивилизацию создали Скузы(огузы-скифы). Скузы были сильным народом и покорили всю Азию, Сирию, Палестину. Их, Египетский царь Псамметих богатыми подарками убедил не уничтожать Египет. Масагеты – были огромными и воинствующими. Их некоторые называли также Скузом(огузами-скифами). Они одеваются и ведут образ жизни как и скузы(огузы-скифы)( Геродот 1 книга 201,215 б.). Томирис (амазонка) – была царицей масагетов, после оскорбления её со стороны персидского царя Кира, объявила ему войну(описан Гомером в «Илиаде»), победив персов, уничтожила царя Кира. Савроматы(Сарматы) разговаривают на языке скузов, но имеются некоторые отличия, они обязаны своим происхождениям жёнам амазонкам(стр.117). Скузы(скифы-огузы) имеют свой язык, но среди них имеются толмачи(переводчики) которые знают 7 языков. Саки одеваются и вооружены также как и скузы(скифы-огузы), это один народ, только персы называют скузов(скифов-огузов) саками. (О совпадении многих обычаев бальзамирования, использование ремесленного производства, металлургии и другие обстоятельства, свидетельствующие о близких родственных связях и взаимодействии скифов и Алтайцев, описаны Геродотом(Г. 4. 71, примечание 52). Доминирующим племенем скифов были царские скифы и эти скифы, считают других (скифов) подвластными себе. Всех своих рабов скифы ослепляют, из-за молока кобылиц, которое они пьют. Расставив вокруг деревянных чанов с этим кобыльем молоком, скифы велят им разбалтывать молоко. Верхний слой отстоявшегося молока, который они сами снимают, ценится более высоко».
Геродот «История». 9 книг (Изд-во «Наука», Ленинград, 1972.
Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под редакцией С. Л. Утченко, Н. А. Мещерский.
О том, что скифы покорили Европу, Азию, Сирию, Палестину, Китай и другие страны видно из карты Птоломея. Карта мира, к трактату «Руководство по географии» древнегреческого учёного Клавдия Птолемея. Трактат был написан около 150 года н. э. На картах перечислены около 8 000 городов и местностей с указанием их географических координат, Карта-круга-земель, составленный Птолемеем около 140 года нашей эры и названная империей скифов, составляющий царский род тюрок. Как мы видим, эта карта составлена в период расцвета скифской государственности, и во главе стояли Огуз хан, и его потомки. Китайцы звали Моде, Маодунь, ещё он носил имя Манас, и в мировой истории, этот период вошёл как Великая Скифия — одна из частей света в понятийной системе древнего греко-римского, западноевразийского мира; включала все земли, находящиеся на Северо-Восток от побережья Чёрного и Средиземного морей, то есть фактически всю центральную и восточную Евразию, Африку и другие страны. (См.приложение №1).
Иосиф Флавий древнееврейский историк и военачальник. 1 в. н.э. пишет: «Те из скифов(скузов), которые называются Сарматами». Иосиф Флавий отождествляет скифов с магогами, этноним которых является в Библии олицетворением вторгшегося в Палестину «северного» народа (23, I, 6, 122). Также он народ Аланов называет скифами(скузами-огузами), проживающими на берегах Танаиса(Дона) и озера Меотий Азов).
Клавдий Птолемей (ок. 100 — ок. 170) — поздне эллинистический астроном, астролог, математик, физик, географ, а также в пишет, что «аланы – являются также скифами».
Б. Н. Гра́ков - советский археолог, главный специалист по скифо-сарматам и их древней археологии, доктор исторических наук (1939), профессор МГУ пишет: «скифы и киммерийцы—у них одна культура и этнически они являются родственным народом».
В мифах древней Греции «Прометей, Похищение огня» отмечается, что древние элины-греки: «И еду не умели готовить те люди, ибо не владели огнем. Так проходили сотни, а может, и тысячи лет. Никто из людей не считал тогда времени, ибо не умел этого делать. Только Прометея печалила судьба людей. Вот вам огонь! Разожгите костры и согрейтесь! Но люди только испуганно глядели на него. Они не понимали, что такое огонь и как можно согреться им. Тогда Прометей разжег костер. Прометей словно бы раскрыл людям глаза и уши и научил людей видеть, слышать и понимать все вокруг. Он показал людям восток и запад, научил их числам, письму и чтению и дал силу памяти, которой люди раньше не имели. Собственными руками запряг Прометей в ярмо дикого горного быка, а в колесницу - гордого коня. Он построил для людей быстрый корабль и окрылил его белым льняным ветрилом, чтобы легко и вольно скользил тот корабль по морским просторам. Но и на этом не остановился благородный титан. Он научил людей находить, добывать и использовать земные сокровища - медь и железо, серебро и золото. Он открыл людям целительные травы. Он вдохнул в людей волю, смелость, надежду, самоотверженность. Бог Зевс узнав об этом, поручил Гефесту схватить Прометея своими могучими руками, из которых никто, даже титан, не мог вырваться. Они поволокли его на край света, в далекие и неведомые скифские земли, к огромным величественным вершинам Кавказа, под которыми неумолчно бились волны Черного моря». (Источник Cказание.info / Ulenspiegel.od.ua © 2005 – 2021(2006). «Литературной газете» под редакцией Еремченко В.Н(В.Н.Владко псевдоним), перевод с древнегреческого на русский- А.И.Белинский).
Эсхил драматург названный «отцом драмы», 443-444 гг. до н.э. пишет: «Слова Прометея: принять я должен жребий свой. И вот в цепях, без крова, опозоренный, за это преступленье, отбываю казнь. А богатства скрытые в подземных недрах, серебро и золото, железо, медь, - кто скажет, что не я, а он их обнаружил первым и на свет извлек? «Зевс – Гефесту» «Ступай вперед по землям нераспаханным. К кочевьям скифов, что в плетеных коробах, высоких на колесах с дальнострельными, не расставаясь луками, привыкли жить. Там слева кузнецы, с железом дружные, живут, халибы. Этих опасайся ты: народ суровый, круты с чужеземцами. До Кавказа, всем горам горы, не доберешься, где поток неистовый вершин летит. Спуститься надо к амазонкам, воинствующим, враждебному мужчинам, ты придешь. Ты выйдешь к перешейку Киммерийскому(Керченский пролив). К воротам узким моря, безбоязненно, пересечешь теснину Меотийских вод(Азовское море). Об этой переправе будет имя жить"Боспор"(Керченский пролив) - "Коровий брод". На материк придешь Азийский из Европы». (Прометея спасает Геракл). Эсхил(драматург «отец драмы») «Прометей прикованный». 443-444 гг. до н.э. перевод с древнегреческого - С. Апта Источник - Эсхил. Трагедии. - М.: Худож. лит., 1971.
Почти все, более десятка обнаруженных древних царских захоронений в Российской Федерации, в Казахстане и Кыргызстане и в других местах периода скифов (скузов-огузов), хуннов, гуннов, саков принадлежали к гаплогруппе R 1 А субклад или иначе его называют гаплотип YP Z-93,1456, S 23210 которая относится непосредственно к кыргызам. Это свидетельствует о том, что царскими Скузами (скифами) были древние кыргызы, которые объединяли другие племена и создали мощное государственное объединение, и о древней цивилизации скифов-кыргызов (материалы и другие источники указывались в прошлой статье). Как тогда понять Виктор Ивановича, что скифы, хунны и гунны не кыргызы?
Что касается цивилизации Шумеров, то к середине 19 века "святая троица" дешифровщиков – Эдвард Хинкс, Генри Роулинсон и Жюль Опперт установили, что задолго до семитов в Месопотамии сложилась культура несемитского народа, который первым изобрел письменный язык-клинопись. Так произошло открытие Шумера спустя более 5 тысяч лет на основе глиняных книг, закопанных по всему Ближнему Востока.
Из обнаруженных табличек мы узнаём, что они говорили на языке, которую понимают кыргызы, особенно схожи, так называемые материнские слова. Как пишет специалист по древним языкам А. Клёсов, «тюрки(кыргызы) могут читать древние тексты».
Российский исследователь письменности И.М.Дьяконов пишет: «Шумеры говорили на языке похожей на тюркской(кыргызский): -ада ‘ата’отец, ама ‘мать’, ту ‘родить’, ере ‘муж’, ‘угу ‘стрела’, таг ‘прицепи’, ме ‘я’, , ане ‘вот’, кир ‘грязь’, уш ‘три’, кен ‘широкий’, узук длинный’, туш ‘спуститься’, уд ‘огонь’, удун - ‘дрова’, дингир, тенир, бог;туру – живой и другие».
Ахмат Глашев тюрколог, директор института тюркологии г. Москва РФ пишет: «Речь идет не о простом созвучии, в лексических параллелей между шумерским и тюркскими языками, которых довольно много, а еще есть и другие более важные параллели – агглютинирующий характер, как шумерского, так и тюркских языков, большое схождение морфологического и особенно синтаксического плана, что давно отмечено крупными специалистами».
Самый известный шумеролог Сэмюэл Н. Крамер указывает: что «эпос о шумерских героях, открывает еще один «героический век» в мировой истории и литературе — «героический век» Шумера. По времени он совпадает с концом первой четверти III тысячелетия до н.э. и, следовательно, он более чем на 1500 лет предшествует древнейшему из индоевропейских «героических веков» — эпическому времени Греции. Весьма оригинальны и разнообразны были головные уборы — войлочные шапки, шляпы и главным образом колпаки. Характерную круглую шапку с отворотом, войлочную или бараньего меха, которую надевали (с поздне шумерского периода) даже цари».
Турецкие историки, шумерологи Айдын ШЕМЬИ-ЗАДЕ, профессор Адиле Айда указывают, что шумеры были европеоидной нацией, а 60% тюрков –это европеоиды, 30% переходные с европеоидной в монголоидный, это в основном среднеазиатские тюрки, и только 10% тюрков являются монголоидами. Шумерам принадлежит создание письменности (клинопись). Авраам, легендарный предок евреев, происходил из Ура[2], одного из крупнейших городов Шумера. О родственности шумерских и тюркских языков сказал и немецкий профессор Фриц Хоммель.
Финский палеолингвист Симо Парпола 2007 г. на международной конференции Ассирологов, проходившей в г. Москве заявил: « Исследования показали, что язык Шумеров в генетическом плане родственен с Уральскими языками, который появился более 3 тысячи лет назад, многие слова тождественны тюркскому, по грамматическим морфемам, базисам слов, такие же, как и уральские языки.
Академик академии наук Швеции и Италии, самый известный исследователь этрусского палеоязыка, профессор Марио Алинеи, Жан-Поль Тюийе приводят связь этрусков и тюрков. «Фин-угоры, пришли с Алтая, с Востока в период мезолита в Европу и стали жить вместе с индоевропейцами. Самыми первыми пришли с Алтая, так как они первыми научились использовать диких лошадей, и передвигались на большие расстояния. Культура была тюркской, курганная культура принадлежит им. В 2004 году генетические исследования показали сходство тюрков и этрусков на 98%. Этруски как и Шумеры бога называли Бог - Дингир - Тин, Тиния, а тюрки(Тенгри). Аtta –этруски, а ata (тюрк.) – отец; . a(б)a –дед; apa (Орхоно-Енисейские эпитафии) - дед;(о)qlan(уулун) сын; мини- мен; PR(бир); THURUTH-4; SEX-сегиз; THUX (тогыз); UN (ун), UTUS (отыз);CARUC (кырык); ELLU (еллу). Aс(к) (ак), HARA (кара), HUSL (кызыл). Латинский алфавит был составлен на основе алфавита языка Этрусков, и другие народы Европы научились и использовали применительно к своему языку. В 2004 году генетические исследования показали сходство тюрков и этрусков на 98%.». Культура тюрков и этрусков настолько похожа, как и обычаи, легенды, также обращает внимание на происхождения их от рода волков». tush – могила; төшерү (тат.) – опускание; mi, mini – я, меня; мин, мине – я, меня;THURUTH (дүрт), MEX (беш), VELTI (чув. «велти», общетюркск. «алты»), Личные местоимения:Я – mi (мин), ты – te (син), мы – man (без), вы – tan (сез). Качественные прилагательные: белый – AC (ак), черный - HARA (кара), зеленый - XIŞL (яшел),синий – SINER (зәңгәр), красный HUSL (кызыл). Такое обилие совпадений в фонетике, лексике и грамматике этрусского и тюркских языков говорит о явно не случайном характере этих совпадений. Даже не для специалиста очевидно, что подобная глубинная языковая связь между этими языками говорит не просто о культурном взаимовлиянии, а о генетическом родстве этих языков и народов. Это дает нам возможность утверждать, что этруски были частью большого пратюркского мира, которая в виде анклава существовала на севере Аппенинского полуострова».
Исаак Тейлор(1829-1901) филолог, топонимист, христианский проповедник утверждал, что « Язык Этрусков и Алтайский язык состоят в одной группе. Этруски были тюрками. Первыми на Запад пришли алтайцы (турецкие) народы, первыми приручившие лошадь».
Генри Кресвик Ро́улинсон-британский археолог, ассириолог, лингвист и дипломат. Получил известность как дешифровщик персидской клинописи в 1853 году определяя язык изобретателей клинописи, называл его «скифским или тюркским». Он именовал шумеров «вавилонскими скифами». В этом его поддержал другой востоковед и археолог Ленорман Ф. ( французский ассириолог, антрополог, археолог, историк, искусствовед. Большинство крупных специалистов по Ближнему Востоку в конце концов пришли к единодушному мнению, что «шумерский язык не является не индоевропейским, не семитским, а сами шумеры пришли из севера».
С. Е. Малов самый известный российский и советский лингвист, востоковед-тюрколог, член-корреспондент АН СССР критически оценивая труды И.А.Батманова, К.К.Юдахина пишет: «Таким образом, исходя из сталинского учения, можно сделать вывод, что язык енисейских памятников письменности 5 века представляет собой древний кыргызский язык. С.Е.Малов «Енисейская письменность тюрков». Изд. Академия наук СССР. Москва-Ленинград. 1952. «Древние тюркские языки» 1952 г. (С.5-8).
Знаток монгольской, тюркской истории, письменности и языка, российский историк - доктор исторических наук, профессор - Шабалов А. С., лингвисты Шабалов Д.А., Шабалова М. А.) пишут: « В конце VII-начале VIII вв. письменность у кыргызов переняли тургуты-турки(понятие тюрки началось в этот период). Письменность – величайшее культурное достижение кыргызов – не заслуженно приписывается тургутам-тюркам, которые в V в. и до середины VI в. были данниками аварского кагана. Лишь в 551 г. они освободились от аварского ига, т.е. в V в. тургуты-тюрки никак не могли создать письменность. VI в. когда тургуты-тюрки еще только создавали свое государство, освобождались от жуань-жуаньского господства. Вероятными авторами таласских и ферганских памятников, написанных на древне-тюркском языке, были кыргызы. Тургуты-тюрки освоили кыргызскую письменность лишь к концу VII, в начале VIII вв. н.э. на Орхоне, в Монголии. В V-IX вв. н.э. Тургуты-тюрки(тюркский) по имени которых названа целая группа народов, говорящая на родственных языках, куда входят собственно турки, узбеки, казахи, уйгуры, татары, башкиры, кыргызы, туркмены, чуваши, якуты, тувинцы и др. Всего народонаселение тюркской-кыргызской группы народов составляет около 200 млн человек, эта группа народов должна быть названа кыргызской, т.к. кыргызы являются основоположниками тюркской группы языков». Шабалов А. С., Шабалов Д.А., Шабалова М. А.( Научный редактор: д-р ист. н., профессор ИГУ С.М. Кузнецов; рецензенты: д-р ист. н., профессор ИГУ В.В. Есипов; д-р ист.н., профессор ИГУ Н.Н. Пузыня КЫРГЫЗЫ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Издание 2-е, Иркутск 2020 (стр.99-151).
Ф. ЭНГЕЛьС «Без расцвета культуры древнего мира—греческой культуры, без того фундамента , который был заложен Грецией, Римом не было бы и современной Европы». Но если бы кыргызы не принесли в древнюю Грецию свою культуру скузы(огузы-скифы) из Южной Сибири, Алтая не было бы и греческой, западной культуры.
Как видно народы: саки, сарматы, аланы, киммерийцы, масагеты, все они были единым народом, которых возглавляли правильно называть не скифы, а царские Скузы(Огузы). Древнюю Микенскую цивилизацию создали Скузы. Скузы были сильным народом, как видно из вышеприведённых источников завезли цивилизацию: начиная от огня, научили ремеслам, добыванию полезных ископаемых, производство металлургических изделий в ранней её стадии, религию, научили древних греков, европейцев писать, считать, строить города, покорили всю Азию, Сирию, Египет, Палестину, Ассирию(Персию) и другие государства. А кто они эти скузы-скифы?
Советский и российский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, филолог, академик В.В. Бартольд пишет: «Киргизы(кыргызы) принадлежат к числу древних народов Средней Азии. Из народов живущих в Средней Азии в настоящее время нет, по видимому, ни одного народа, название которого так рано встречалось бы в истории».
Кыргызские учёные пишут: «по обнаруженным захоронениям по черепам, обнаруженных в Алае, Центральном Тянь-Шане, Кетмен-Тюбе установлено, что саки имели европеоидный облик, лишь некоторые саки имели лёгкий налёт монголоидных признаков. Этноним кыргыз является самым древним из всех существующих народов тюркоязычных народов. А такие самоназвания как узбек, казах, уйгур, башкир, туркмен, татар и др. появились значительно позже».
А значит самый древний тюркский народ это кыргызы. Как писал А.Клёсов у тюркского языка слова «рубленные, короткие», а кого слова более грубые, короткие, как рубленные, ну конечно у кыргызов.
З. Гасанов - исследователь истории пишет: « Язык «царских скифов» и тюркские языки являются генетически связанными. Тюркские языки являются правопреемником языка царских скифов. Как пишет Э.Хилдингер, скифы первым изобрели седло и Геродот описывает, как оно готовилось (Геродот 4. 64). Геланник Митиленский, современник Геродота, писал, что первым оружие из железа изготовил Саневн, царский скиф( З.Г.см.34). Алхей (7-6 в д.н.э.) в своей поэзии пишет: «О Ахиллес, владыка земли скифской» (З.Г.см. прим.35). Ч. Айтматов пишет - «Царская забота о царских скифах. Сделано убедительно и компетентно, молодым учёным Зауром Гасановым». К такому же выводу приходят: доктор филологических наук, академик Бахтияр Вагабзаде Азербайджан, а также Узбекистанский профессор Насипхин Рахмонов» .«Царские скифы: этноязыковая идентификация "царских скифов" и древних огузов»( Нью Йорк, 2002 г., стр.414-415).
В предыдущей статье приводились данные, что кыргызы были хуннами. Уважаемый историк В.И.Козодой принимает сведения китайского историка Сымя Цянь (司马迁 Sīmǎ Qiān; родился в 145 или ок. 135 г. до н. э., умер ок. 90 г. до н. э..), упоминувший о государственности Сибирских кыргызов - 201 год до н. э., который писал: «При Модэ шаньюе хуннам удалось покорить северные владения Хуньюй, Кюеше, Динлин, Гэгунь (Кыргыз) и Цайли (Синьли). Отборное войско 30 000 человек следует за скотом. Там много соболей, есть хорошие лошади. Владение Динлин находится севернее Канцзюй... Эти (вышеназванные) три государства с Гяньгунь в центре находятся от ставки шаньюя сюнну». Но в то же время пишет, что хунны не кыргызы, а кыргызы не хунны?
Давайте рассмотрим и этот вопрос. Доктор филологических наук, главный научный сотрудник и заведующая отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН, членом-корреспондентом РАН РГГУ А. В. Дыбо отмечает, что « в китайской транскрипции ханьской династии этноним сюнну указывается – кыргыз, санхунна», язык гуннов - протюркский язык». Сюнну-хунну одно обозначение народа». «Исторических записок» Сыма Цяня, указывается: «При Модэ шаньюе хуннам удалось покорить северные владения Хуньюй, Кюеше, Динлин, Гэгунь (Кыргыз) и Цайли (Синьли). Отборное войско 30 000 человек следует за скотом. Там много соболей, есть хорошие лошади. Владение Дин-Лин находится севернее Канцзюй... Эти (вышеназванные) три государства с Гяньгунь в центре находятся от ставки шаньюя сюнну». Первым упоминанием об енисейских кыргызах считается запись в «Исторических записках» Сыма Цяня в связи с подчинением их хунну. [286. - C.15.].
Бичурин Н. Я. – самый известный востоковед-китаевед, чл. - кор. АН, пишет: «Наиболее крупные реки в этих источниках выступают под именами: Енисей — Кем (Гянь); Иртыш (Уту?); Или (Или); Чу (Суйе); Талас (Таласе, иногда в старом издании ошибочно Хынлос), Нарын — Сыр-Дарья (Чженьчжу и Шеше), Пяндж — Аму-Дарья (Уху — Оксус, Гуйшуй), Вахш (Хуши, Уши), Зерафшан (Нами), Кашка Дарья (Тумо). Весьма важным является изменение в китайской транскрипции названия одного и того же народа. Так, например, некоторые народы имели в китайской исторической литературе множество названий, т. е. несколько транскрипций. Укажем главнейшие: кыргызы Енисея — гяньгунь (цзяньгунь), гэгу, цигу (кигу), йегу, хакас, хакяньсы, киликицзы». Владение Хягас некогда составляло западные пределы хуннов [Бичурин, 1950, т.1, с. 351].
Значит хунны – Сибирские кыргызы, и ставка предводителя хуннов Моде находилась в гяньгунь - в землях кыргызов. А теперь выясним кто такой предводитель хуннов Моде?
Абул-газы сын Араб-мухаммедхана, прямой потомок Чингисхана, из рода Шейбана, родился в 1605 г., пишет: «Писатели на персидском и тюрском языке изложили историю предков, родственников и потомков Чингисхана царствовавших в разных державах, указали время рождения и смерти их, хорошие и худые дела. Как скоро является тот или иной государь из потомков Чингисхана, являлся учёный историк с мыслю, что он напишет лучше прежних, и составляли летопись этого государя. Таким образом, о некоторых династиях державы, основанных потомками Чингисхана, есть десяти, двадцати, а у иных тридцати свитков. При сыне Тулухана(Хубулайхан) был Булад( Болот) бугадырь (Батыр) Чингсанг, высший сановник, которому сын Тулухана(Хубулайхан) поручил написать летопись 702 год хиджры(1302 год). Этот сборник летописей передо мной, и ещё у меня имеется 17 исторических сочинений о Чингисхане, по ним я составляю это сочинение, ибо ранее эти сочинения писали люди, обладающие персидским и таджикским языком, но не владеющие монгольским, тюркским языком, и по некоторым треть или половину исказили при упоминании мест, рек, лиц. Я(Абулгази) владею и персидским, монгольским и тюркским языками, поэтому я решил написать это сочинение. Я в 1074 году (1663 г. от Р.Х.) начал писать эту книгу. Начинается с Адама. Его потомок, - Ной родил Иафета, который имел сыновей: Тюрк, Хазарь, Саклаб, Рус, Минг, Чин, Кеймари, Тарихь, после себя Ной оставил государем Тюрка. После отца своего, Тюрк поселился на земле Иссык-Куль. Потом были потомки… Куюкъ хан поставил после себя ханом Аланчу. У Аланчи хана было два сына близнеца: Татар и Монгол. Корень слова Монгол- Мунг-известное всем тюркам «печальный», уль – угрюмый. Монгол хан царствовал много лет и у него было 4 сына: Карахан, Узхан,Кюзьхан, Гюрьхан. Старшим был Карахан, который родил Угузхана(Огузхана). Угузхан был успешным, совершил походы в Туран, Иран, Сирию, Египет. После него был Кюнхан, потом царствовал его брат Айхан, потом Менглихан, Тингизхан, Ильхан. В землях Угузхана тюрского племени находилось 5 поколений: уйгуры, кангли, кипчак, кальачь, карлык. «У Угузхана был внук по имени Киргиз, киргизы происходят от него. Монголы, вступили в землю киргизов, истребляли, в огне и воде, оставшись тут жить, приняли имя киргизов. Они сами знают, из какого они рода. Киргиз и Кемкемчуть называют две области, близкие друг другу., называмая Абирь и Сибирь, и две реки: Селенга и Айкара-Мурань». Университет» археологические истории и этнографии том ХХ1 вып.5-6 « Родословное древо тюрков, Хивинского хана Абул-гази», в переводе Саблукова Г.С., Казань 1905 г. (С.1, 31-41).
В своём первом послании даосскому монаху Чань Чунь Чингисхан писал: «Hа юге Суны, на севере Хой хэ, на востоке Ся, на западе варвары, — все признали мою власть. Такого царства еще не было с давних времен наших шаньюй». Также при встрече с даосским монахом Чань Чунем, Чингисхан рассказывая ему о своих владениях, говорил, что «такого царства как у него еще не было с давних времен наших шаньюй» причисляя себя к царствующему племени с хунну.
Из сведений прямого потомка Чингизхана – Абулгазы мы узнаём, что e повелителя хуннов Огуз хана(Моде, Маодунь, Манас), был племянник кыргыз, в силу чего и родной брат, отец были кыргызами, монголов называли кыргызами, которые возглавляли войско хуннов, и ставка Огузхан-Манаса находилась в пределах территории кыргызов.
Как стало известно из источника:Alas Asachi Культура и искусство тюркских народов, 2 апреля 2020 год явился хорошей новостью для всех тюрков! Российскими учёными прочитан текст из каменного текста, послушаем авторов: « Мы сейчас со 100% уверенностью можем сказать, что гунны были тюрками, великий создатель гуннской империи Модэ !!! «Единоутробный с народом - киргиз Моде благочестие Всевышнего». Поздравляем братские тюркские народы!».
Прочтено древне киргизское иероглифическое письмо села Полтаково Аксизского района Хакасии. Варианты прочтения текста села Полтаково Аскизского района Хакасии. Иршат Зианбердин, Татьяна Субракова. Неизвестное письмо текста села Полтаково. Перевод текста на русский язык – «Хранитель печатей из рода Моде. Со своим естеством сильным (был) этот наместник. В совершенную эпоху Майтреи…Великий…».
Примечание: Пляшущие фигурки внизу означают поминки и веселье.
Выводы: Мы рады что смогли прочесть один единственный документ древне киргизским письмом из многих сохранившихся в селах Нижняя Теа и Полтаково Хакасии. Работы еще много так как многие иероглифы и гетерограммы кыргызкие мы не смогли расшифровать. Использованная литература и источники. 1.Т. Субракова. Фотографии текстов каменных документов сел Нижнее Тёа и Полтаково Аскизского района Хакасии.
2.И.Зианбердин. «Образцы древнебашкирской письменности. Авторский толковый словарь лексики текстов малоисследованных артефактов». Уфа, «Лайм», 2017. 3.И.Зианбердин. «Тарих. Том I». Уфа, «Лайм», 2018.
Таким образом, достоверно установлено, что Модэ, Мао дунь, Огузхан, Манас –хан(шаньюй) хуннов был кыргызом, который утвердил свой престол и свою власть от Европы до Африки, Ближнего Востока, от Китая, Непала, Индии, Японии до Северного Ледовитого океана, его близкие родственники и войско состояло из кыргызов.
А где была ставка Моде, Огузхана, Манаса?
Широко известное в Европе и в Китае сочинение посвящено путешествию буддийского паломника Сюань Цзана, отправившегося в Индию в 629 г. Авторы труда Сюань Цзан и Вянь Цзи пишут: «Пройдя 140—150 ли на запад от Цянцюань, мы прибыли в город Да-ло-сы 18.( По общепринятому мнению, Талас в долине р. Талас). Город в окружности 8-9 ли. В нем смешанно живут купцы из разных стран и ху"сцы (согдийцы). Земля и климат такие же, как и в Суй-е». ИСКИ О ЗАПАДНОМ КРАЕ ПРИ ВЕЛИКОЙ ТАНСКОЙ ДИНАСТИИ (ДА ТАН СИЮЙ ЦЗИ) (глава 50),(текст перевела. Г. П. Супруненко).
В работе Вильгельм де Брук «Путешествие в восточные страны», лето 1253 год, глава 25автор пишет: «Я узнал, что Талас был сзади нас, возле гор, на шесть дней пути. Когда я прибыл ко двору Мангу-хана, то узнал, что сам Мангу перевел их с позволения Бату к востоку, на расстояние месяца пути от Таласа, в некий город по имени Болат, где они копают золото и делают оружие. Мы нашли там большой город по имени Кайлак, в котором был базар, и его посещали многие купцы. (пер. А. И. Малеина)Текст воспроизведен по изданию: Путешествия в восточные страны. М. 1997.
Китайский историк Тун-Дянь в составленном ДУ ХУАНЕМ ЦЗИН СИН ЦЗИ “Записок” сопровождавший полководца Гао Сянь-чжи в его походе в страны Средней Азии в середине VIII в. пишет: «Эта река на западе примыкает к Ши-го; ее протяженность более 1000 ли. По течению реки живут другие (или чужие) племена и туцзюэ под иным наименованием. У тех и у других по несколько десятков тысяч [93] войска. Они живут смешанно в городах и селениях и часто воюют. Вообще же все землепашцы носят шлемы и щиты, берут друг друга в плен и обращают в рабство. На западной оконечности этой реки находится город под названием Да-ло-сы 30, большая крепость Ши-го Каменного царства». Тун-Дянь «ЗАПИСКИ О ПЕРЕХОДАХ И ПУТЕШЕСТВИЯХ», СОСТАВЛЕННЫЕ ДУ ХУАНЕМ ЦЗИН СИН ЦЗИ (пер. Ю. А. Зуева) Изд.: Китайские сведения о Суябе // Известия АН Казахской ССР. Серия истории, археологии и этнографии, № 3 (14). Алма-Ата. 1960).
По Бичурину (XIX в.) 1 ли составлял 5 версть и 210 7,5 сажен [Бичурин, 1829. С. XVI].( Ли - мера длины, примерно 0,5 км (в древности ок. 400 м).
В Сборнике извлечений из арабских, персидских и тюркских исторических и географических сочинений X—XIX вв., содержащие сведения по истории киргизов и Киргизии отмечается: « 11 Рассказ о втором походе Тимура в сторону Джете. Так как, согласно изречению «Воистину, Аллах всевышний любит высоту помыслов и ненавидит низость их», высокий помысел сопутствуемого счастьем Тимура в любом деле, которому случалось начаться, удовлетворялся не иначе как достижением предела [его] и :края, то он
отверг ту мягкость, с какой обошлись эмиры с неприятелем, обратив ристалище битвы и сражения в [поле] мира. Наконец, Тимур, твердо решив лично направиться в ту сторону,
разослал во все края августейший ярлык о сборе войск. Со всех сторон и краев победоносные войска пришли в движение***. Победное знамя благополучно проследовало через Сайрам и Йанги ( Ианги — название города Таласа (Тараза) в источниках: позднего средневековья. ( См. приложение№ 10 Сборника –«Тараз это современная долина р.Талас». Ответственный редактор В. А. РОМОДИН Сборник извлечений из арабских, персидских и тюркских исторических и географических сочинений X—XIX вв., содержащие сведения по истории киргизов и Киргизии. ИЗД.≪НАУКА≫. ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Москва 1973. (С.130, 576).
Историк К. И. Петров пишет: «Длительная борьба пребывавших в XIV в. в Иртышско-Илийском междуречье киргизских племен с господствовавшими здесь восточно-тянь-шаньскими монголами нашла широкое отражение в киргизских преданиях, сохранявшихся, как можно судить по «Маджму ат-тазарих», еще в XVI в. Об этом говорят факты легендарной родословной главного врага киргизов, калмака Джолоя, отцом которого являлся якобы Чонкчи (возможно, внук Дувы, правивший в Притяньшанье в 1334 -- 1338 гг.), а сыном — известный Камар-ад-дин (см. далее), с которыми киргизские предводители воевали в районе Кобука, г. Кара Ходжа, г. Манаса и в др. восточно-тянь-шаньских местностях». ПЕТРОВ К. И. ОЧЕРКИ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У КИРГИЗОВ в XV—XVIII вв. ИЗ ДАтеЛЬСГВО АН КИРГИЗСКОЙ ССР Фрунзе 1961. С.19.
Из Эпоса Манас мы знаем, что его Ордо-Ставка располагалось в Таласе. Как известно, армия Чингисхана состояла не только из монгольских, кыргызских племён, но и других народов, поэтому, чтобы избежать распада армии и государства, никому не был раскрыт секрет места захоронения потрясателя вселенной Чингисхана, кроме его прямых наследников, его потомства. На протяжении 42 года после смерти Чингисхана, его потомки не могли провести всеобщий курултай и избрать Великого хана – государя, как это требовал закон – Ясса. Ибо каждый из его наследников-потомков считал себя достойным на трон и приглашал к себе на курултай на территорию Монголии, Крыма, России(Сибири, Казани), Казахстана (Туркестана), где восседали прямые наследники – потомки, но никто не ехал к ним. И после многолетних переговоров потомки согласились встретиться на месте Таласе. Как ранее отмечалось, там находился город Манаса, который был по свидетельству современника потомков Чингисхана –Тимура и Токтомыша, - С. Ахсикенди в сочинении «Маджму ат-Таварих», Тохтомышем заново отстроено и передано предводителю кыргызов Манасу, город его предков(источник в моей книге). Этот город Манаса, как писали китайские историки «белокаменное царство Да-ло-сы», большой город, окружностью 3-5 км, где проживали и купцы разных стран, согдийцы и другие. Сейчас это развалины «Ак-Добо», что находится в 5 км от «Манас Ордо», который после экспедиции Бернштама А. Н. 1938 года никем не исследовался. В 1269 году потомки неделю отметили празднеством в этом городе, а затем провели курултай, который является последним всемонгольским курултаем и датой заключения мира между чингизидами из дома Джучи, Чагатая и Угедея, где были установлены границы их владений и признаны два новых улуса тулуйидов, и поставлена юридическую точку в процессе распада Монгольской империи, попутно кардинально решив все противоречия касательно верховной власти в империи. Из аэроснимка видно, что городище имеет большую похожую окружность(См. прил. 1).
В предвоенные годы, несмотря на трудности в экономике учёные СССР и Кыргызской Республики предпринимали меры по проведению раскопок исторических памятников древней кыргызской цивилизации, в том числе видными деятелями истории Б.М.Зима, А.Н.Бернштамом удалось установить местонахождение могилы легендарного предводителя кыргызов – Огузхана, Манаса, установить место расположения его ставки – городища «Ак-Добо», большого города Таласа в окружности около 3-5 км, и они предлагали включить в перечень памятников, взять под охрану, производить раскопки, однако, к сожалению на сегодняшний день ничего не сделано, из-за бездействия НАН КР, Министерства культуры КР, даже нет в учёте памятников Кыргызстана.
Уважаемый Виктор Иванович пишет, что хунны, гунны исчезли. Как может исчезнуть народ, если по сей день находят захоронения их ханов, каганов, а специалисты ДНК-генеалогии, утверждают, что генетически они были кыргызами. Если потомки Чингисхана - Абулгазы и другие утверждают, что у Угуз(Огуз) хана был племянник, а значит брат, и их отец, предки были кыргызами. Даже в 18-19 веках князьями, государями в Сибири, как и в древние времена, были кыргызы, которые жили в городах и в юртах, им были подвластны другие племена Сибири. Кыргызы не покидали Сибирь, Енисей, Байкал в начале 18 века, если не считать незначительную его часть, да и то, большинство из которых вернулось на свои прежние исторические земли своих предков, они и поныне живут там, и это отмечают российские историки.
В. В. Ушницкий – российский историк, этнограф, специалист по этногенезу тюрко-монгольских народов пишет: «Древние тюрки, обитавшие на Горном Алтае, выступают в качестве ближайших родственников енисейских кыргызов. К потомкам самих древних тюрков можно отнести представителей сеоков (родов) тёлёс и тардуш. Это генеалогическое родство прослеживается и в более раннюю скифо-сибирскую эпоху, когда в Горном Алтае существовала пазырыкская культура, в Минусинской котловине – тагарская, в территории Тувы – уюкская. Поскольку этнонимы хакас и кыргыз являются синонимами, то имя хакас следует связывать исключительно с енисейскими кыргызами. Китайские хроники говорят о громадной численности армии енисейских кыргызов. Следовательно, в армию кыргызов входили ополчения самых разных племен: бугу, байырку, басмылов, тюргешей и т.д. Поэтому, енисейские кыргызы выступали в качестве объединителя центрально-азиатских племен, правящей элиты кочевников. В Минусинской котловине в целом сложилась оседлое земледельческое хозяйство. Кыргызы выращивали просо, ячмень, пшеницу, развивалось железоплавильное и кузнечное ремесло, сложились устойчивые торговые связи «внутри государства» и с соседями. Социальный строй енисейских кыргызов С.А.Плетнева оценивает как «развитой феодальный», а форму организации власти – как государственную. В качестве правящей элиты выступал род «кыргыз» во главе с каганом. Для управления поступления дани подчиненных племен, существовала административная система и шесть разрядов чиновников, строго следивших за налогами, выполнением законов и дисциплиной в войсках [Васютин, Дашковский, 2009, с. 240]. В период великодержавия кыргызы распространились вплоть до Байкала и Северной Монголии, Западной и Восточной Сибири. Слово кыргыз, по мнению И.В.Кормушина, представляет название племенного союза, ставшего на какое-то время руководящей силой в государстве древних кыргызов [Кормушин, 2008, c.311]. [Кормушин, 2008, c. 311]. Многие тюркоязычные народы Сибири сформировались в рамках Кыргызского каганата. К ним следует отнести шорцев, алтайцев, тувинцев, хакасов, саха, сибирских татар. Термин «кыргыз» не только в якутском, но и в хакасском и других тюркских языках обозначает сражение, битву, военную дружину. Следовательно, термин кыргыз мог применяться к господствующему роду, аристократии, правящей династии каганата. Обозначения бома-алатов – била (быра?) и элочжи сопоставимы с именем бурятов и ойратов. В то же время тождество этнонимов бурут и бурят предполагает наличие кыргызского компонента в этногенезе бурятов. Этноним бурут, которым джунгары обозначали кыргызов, имеет безусловную связь с самоназванием бурятов. Обычно один народ имел двойные названия, что запутывает многих исследователей. Термином «бурут» русские источники иногда обозначали и енисейских кыргызов. Хакасы и кыргызы – оба этноса являются потомками енисейских кыргызов. Наличие племени тумат в родовом составе кыргызов, свидетельствует о южносибирских корнях этноса». В. Ушницкий «Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов» 1 Сентября 2016 60982; 20:20 23 Декабря 2016 33260 «История Кыргызстана и кыргызов» источник: ИА «Акипресс».
Л. Р. КЫЗЛАСОВ - известный советский и российский археолог, крупный специалист в области востоковедения, истории, считающий себя хакасом, из этнической группы сагайцев пишет: «В XIX в. у хакасов имелась наследственная родовая аристократия, во главе которой по-прежнему стояли богатейшие баи из рода «хыргыстар» прямые потомки и наследники князей—кыргызов XVII в.. То же отмечается у тувинцев. Очевидно, что эта традиция не прерывалась с древнейшей эпохи, когда род кыргыз во II—I вв. до н. э. впервые возглавил динлино-гяньгуньский родоплеменной союз в Хакасско-Минусинской котловине. 30-х годов XVII века в «Киргизской землице» было около 10 тысяч человек. Кроме того, на этой территории жили 50 князей— это те, кого считали «киргизскими князцами». Сеок кыргыз являлся господствующим среди хакасских родов, так как он был могущественнее других и верховная власть принадлежала ему. О господствующем положении сеока кыргыз среди других родов и племен узнаем из следующих документов: кызыльские князцы Татылбай и Изерчен однажды не дали казакам ясак, потому что кыргызы им запретили это сделать. Свой отказ они мотивировали так: «Как де нам киргизских князцов не слушать, они де государи наши*.'В другом документе—в распросной речи Григория Михайлова в Приказе Казанского двора говорится, что «всех киргизских князьков самих человек с 300». 1. Л.Е КЫЗЛАСОВ Земля Сибирская. АБАКАН – МОСКВА. 1994.СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ и СОВРЕМЕННОСТЬ Выпуск 1. С.36-38. 2. Л. Р. КЫЗЛАСОВ «ЕНИСЕЙСКИЕ КИРГИЗЫ» И ЭТНОГЕНЕЗ ХАКАСОВ Хакасские княжества и их население, УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ. ВЫПУСК XIII. 1969. С.26-27,31-32;34-36.И.Л. 3.Кызласов О самоназвании хакасов// Этнографическое обозрение.1992. №2. С. 52-59.
Кыргызский историк К. И. Петров пишет: « Констатирование факта наличия у тянь-шаньских киргизов и тувинцев(урянхайцев), населяющих область Кэмчуут, следующих одноимённых подразделений: монгуш, кара-монгуш, тумат, тюлют, кирги, ирхых, иргит; в составе киргиз и алтайцев, занимающих области Чарыша-Катуни-Телецкого озера, одноимённые подразделения: мундус, ора, толес, монгол, кыргыз, кергит, ыргыт, кыпчак, найман, меркит; с телеутскими(теленгутскими) подразделениями у киргизов одноимённы: мундуз, сары, торо, кушчу, толес, найман, меркит, кыпчак, кочкор мундуз, пурут, ак-тумат, кара-тумат; с хакасскими – бугу, монгуш, толес, кыргыз. Кроме этого, в составе киргизов имеется весьма большое количество подразделений с тюрско-монгольскими племенами и народами, жившие в 12-15 веках в Енисейско-Иртышском междуречье, в частности – ардай(в составе адыгине), баргы, баарин, боркемик, карагунас, (в составе адыгине), кыпчак, мангыт, меркит, найман, нойгут,(онгут), сиберги, тейит, токум-тейит, булгачи и кэрэмучи урат и др.. О чём говорит массовое совпадение этнонимов, во-первых исключает случайный характер этого явления, в том числе и случайность совпадения общего этнонима «киргиз». Во-вторых, оно ясно говорит, о генетическом родстве тянь-шаньских киргизов с указанными народами. Эти данные находятся в соответствии с данными антропологии. Также сходство в их устройстве жилищ, утвари, в способах приготовления пищи, в одежде, особенной женской; значительное сходство у киргизов с алтайскими народами наблюдается также в свадебных обычаях, семейных отношениях, обрядах, верованиях; по музыке, киргизский щипковый инструмент – трёхструнный комуз – зарегистрирован только у народа Алтая, а его название чевтмек(чертмек) – совпадает с таким же названием у хакасов». К. И. Петров «Истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в 13-15 веках», типография Академии наук Киргизской ССР, г. Фрунзе, 1961г. С. 66-67, 75-76)
Если шумеры, этруски, скифы, хунны, гунны и другие народы говорили на древнем кыргызском языке, одевали войлочный колпак, ездили на конях и повозках, пили кумыс, строили города, ирригацию, если другие народы, в том числе и Европы, научились готовому искусству ремесленничества, гончарного производства, ирригации, металлургии, которые придумали Сибирские кыргызы, задолго до образования Шумерской, Элинско-Греческой, Этрусской, Персидской, Китайской цивилизации, то почему этот отрезок истории кыргызов не попадает в книгу В. И. Козодоя о цивилизации Сибирских кыргызов? Ведь кто-то строил протогорода, названные археологами - историками «Страной городов», Аркаим и археологические артефакты тому свидетельство, о которых пишут не кыргызские учёные, а России. «Исторический источник — это то, из чего черпается материал для истории. Им может быть любой носитель информации о прошлом, при помощи чего можно подробно реконструировать «объективную» реальность прошлого, отмечают Санкт-Петербургские историки. Главная задача историка — установить достоверные факты путем, так называемой критики исторического источника» т.е. уважаемый Виктор Иванович Козодой должен опровергнуть вышеприведённые мнения уважаемых академиков, докторов исторических, химических, биологических наук, академиков, докторов наук по лингвистике, археологов, опрокинуть данные археологических раскопов, шумерских табличек, сведение прямого потомка Чингизсхана –Абулгазы хана и других, либо принять их выводы, основанные на материалах древности. Это достоверные археологические артефакты, лингвистические и генетические материалы, подвергнутые историками критическому анализу, и при написании книги о цивилизации сибирских кыргызов. Хунны, гунны состояли из многих поколений, но кыргызы были не только воинами, но и царствующим родом, это их предки построили на земле первую Сибирскую цивилизацию. Если это отрицать, то куда девать обнаруженные российскими учёными древние археологические сооружения, следы великой первой цивилизации на земле если только не сослаться, что это плоды деятельности «неандертальцев или инопланетян». В любом случае при описании Сибирской кыргызской цивилизации, отмахнутся от этой исторической проблемы, не получится. Если этого не будет, книга о цивилизации сибирских кыргызов, на мой взгляд, будет не полной, урезанной, как и вся кыргызско-тюркская сибирская история. Мы кыргызы, казахи, уйгуры, башкиры, тувинцы и другие этносы, в том числе Сибири, поколения названной тюркской, а правильнее – кыргызской, которых более 200 млн. человек – являемся прямыми наследниками древних скифов, хуннов, гуннов. Цивилизации могут исчезать, но народы никогда и это доказала новая наука ДНК-генеалогия!
Все источники имеются в моей книге, которую я подарил уважаемому В. И. Козодою: «Кыргызы, прародители, которых, – Манас, Аттила, Чингисхан? На какой Земле покоится мощи апостола Матфея? Может ли Кыргызстан стать туристическим раем»?
С уважением, докторант КГУ им. И.Арабаева Зоотбек Кудайбергенов