«Историческая практика показывает, что в конечном счете за все издержки войны платит проигравшая сторона»
А.Девятов
В ряде статей последних лет по «тектоническим процессам глобальной трансформации», резко ускорившихся после прихода к власти Д.Трампа, автор пытался обозначить векторы и направления этих процессов. Эти «тектонические процессы» носят и другое название, менее завуалированное – мировая война гибридного типа, - начавшаяся по признанию папы римского в 2013 году, а по мнению некоторых аналитиков гораздо раньше.
И в этих статьях также освещались отдельные фронты этой войны – на Украине, Ближнем Востоке и др. А в любой войне, в конечном счете, всегда есть выигравшие и проигравшие, победители и побежденные…
Недавно госсекретарь США Марко Рубио назвал конфликт на Украине прокси-войной между США и Россией. «С самого начала президент Трамп ясно дал понять, что считает этот конфликт затянувшимся тупиком. По сути, это прокси-война между ядерными державами: США поддерживают Украину, Россия — на противоположной стороне», — сказал госсекретарь Fox News.
Правда, он не сказал, кто поддерживает Россию в этой войне, но, думается, всем понятно кто. По его словам, «пока никто не предложил реального плана» выхода из тупика. Однако, надо полагать, такой план существует, и мы являемся свидетелями реализации такого незримого плана, выходящего далеко за рамки данного фронта мировой гибридной войны.
Очевидно, что незримым участником этой прокси-войны, как и «тектонических процессов глобальной трансформации» в целом, является Китай. В ранее опубликованных статьях также затрагивались некоторые аспекты внешней политики нашего могущественного соседа. Поэтому в развитие этих аспектов хотелось бы более подробно рассмотреть концептуальные основы геополитики Китая.
Как уже отмечалось ранее в некоторых авторских статьях весьма компетентным экспертом по Китаю является российский автор А.Девятов – проживший многие годы в этой стране и создавший оригинальную систему взглядов под названием небополитика, совместно с со своими последователями и единомышленниками.
В настоящей статье будут использоваться основные идеи и выдержки из двух весьма интересных содержательных статей его сторонников «Китайский проект без легенд прикрытия» и «Три севера, четыре моря», которые можно найти в Сети. Они дают зримое представление о сути китайской глобальной внешней политики на основе истории, философии, культуры, экономики и других сфер знания, которые многое дают для понимания текущих процессов в мировой геополитике и влияния Китая на них.
«Учитывая символичность и стратагемность китайского мышления, нынешнюю политику реализации китайского проекта в некотором смысле можно уподобить схеме древнего китайского романа "Троецарствие". Фабула иносказаний следующая. На арене борьбы три царства: "Вэй" — коварный агрессор; "Шу" — приверженец мирного решения проблем; и "У" — испытывало недоверие к царству "Шу".
Для китайцев сегодняшний мир — такой же, как в эпоху Троецарствия: "Вэй" — это США; "Шу" — Большой Китай; "У" — Россия. То есть по схеме, если бы у России и Китая было взаимное доверие, они могли бы успешно противостоять США.
В чем же кроются причины недоверия?
Ответ следующий. В истории отношений России и Китая были неравноправные договоры. Первый неравноправный договор 1689 г., "Нерчинский", ущемлял интересы России. Подписанный после падения крепости Албазин, пленения казаков и ликвидации Албазинского воеводства, договор устанавливал, что весь обширный район бассейнов рек Амур и Уссури является китайской территорией.
Самые неравноправные для Китая — это Айгуньский договор 1858 г. и Пекинский договор 1860 г. Тогда, пользуясь поражением Китая объединенному Западу в "опиумных войнах", Россия не упустила возможности территориальной экспансии, включилась в "аннексии и контрибуции" и присоединила к себе "за так" соответственно Амурский и Уссурийский края.
В 1964 году Мао Цзэдун поднял вопрос о неравноправных договорах и заявил о территориальных претензиях к СССР на площадь 1,5 млн. кв. км. В 1969 году претензия была обозначена действием: пограничным конфликтом за о. Даманский на реке Уссури и при Жаланашколь в Туркестане. В 1989 году Дэн Сяопин в переговорах с М.С. Горбачевым о нормализации отношений, повторив тезис о "несправедливых договорах", предложил "закрыть прошлое и открыть будущее".
В 2001 году Цзян Цзэминь записал в новый договор "О дружбе" с Россией тезис "добрососедства" с указанием на отсутствие территориальных претензий. Суть договора определяет лозунг: "навеки добрые соседи, никогда враги". Выраженный словами смысл лозунга — отказ от конфронтации.
Главный же смысл по умолчанию — отказ от союзнических отношений. Ныне формальных претензий у Китая к России нет, но историческая обида на несправедливые договоры есть. И если в европейском понятии отсутствие формальных претензий снимает вопрос несправедливости, то в китайском символическом сознании отсутствие "формальных претензий" не снимает вопрос "справедливых требований"…
Концепция "стратегических границ" со времен Дэн Сяопина официально входит в систему взглядов доктрины Китайского проекта: приобретения страной статуса "великой глобальной державы первого разряда", "целиком отвечающий древней истории, чести и достоинству ханьской нации".
В новых формах китайская экспансия осуществляется мирно — путем переноса стратегических границ за пределы китайской территории. На суше — это зарубежная диаспора с рычагами экономического доминирования. На море — это избыточность собственного коммерческого тоннажа и демонстрация флага во всех торговых портах мира. В космосе — это влияние на процессы земной глобализации космическими аппаратами и станциями, в том числе на Луне.
Важно заметить, что вершиной военного искусства у китайцев выступает одоление противника без применения военной силы; война есть никогда не прекращающийся Путь хитрости; а собственно одоление совершается не столько в военное время, сколько за десятки лет мирного строительства…
Выстраивая грандиозную интеграцию экономик на пространстве от Балтийского моря на западе до Японского моря на востоке и от Ледовитого океана на севере до Тасманова моря на юге, Китай намерен осуществить принятую в 1993 году Военным Советом ЦК КПК доктрину символов "три севера, четыре моря". По этой зашифрованной от понимания иностранцев тайной доктрине занятый Китаем Центр по закону перемен одолеет "три севера в пределах четырех морей", и тогда "XXI век станет веком Китая".
Три севера — это Северо-Атлантический альянс (НАТО) и Россия в Старом Свете (разделенный пополам север Евразии) и Североамериканские соединенные Штаты в Новом Свете.
Союзником Китая в решении задач одоления Севера выступает интернационал "финансовых суперлордов". В связке с ним Китай вполне способен одолеть все "три севера" и стать мировым лидером уже к 2012г.
Из символики перемен следует, что Север одолевает Юг.
Юг у китайцев занят Индией. Поэтому взаимодействие с Индией для Китая бесперспективно (напрасные хлопоты). Более того, направления экономической и демографической экспансии у Китая и Индии разнонаправлены. Их экспансия происходит по расходящимся направлениям. У Китая — в сторону Южных морей Тихого океана. У Индии — через Индийский океан в сторону Южной Африки. Между Китаем и Индией естественная "полоса отчуждения": "крыша мира" — "забор" Гималаев и экономически затратный Тибет.
На флангах же собственно Китая формула: Север одолевает Юг, на местном уровне означает, что Китай будет всемерно способствовать мирному объединению Кореи на Северокорейских условиях. Стойкость КНДР по принципиальным вопросам, особенно по вопросу ядерной программы, позволяет полагать, что вопрос объединения Кореи таки будет решен экономически, естественно, в пользу Китая и в пику как США, так и России.
Из закона перемен известно, что только Восток одолевает занятый китайцами центр. Восток в китайской картине мира занят народами персидского корня, проживающими в Иране, Афганистане и Таджикистане, а также среднеазиатскими и поволжскими народами тюркского корня (казахами, узбеками, киргизами, татарами). Их "поход" на китайские интересы опасен.
Если же вспомнить, что Северная Корея и Иран назначены главным противником Китая — Североамериканскими Соединенными Штатами в "ось зла", то именно эти страны и будут составлять внесистемный фактор в процессе упорядочивания Китаем геополитического пространства в рамках стратегических границ за пределами китайской территории. И именно этот внесистемный для Китая фактор Ирана и Кореи может успешно разыграть Россия для гармонизации процессов внутри и вокруг ШОС.»
На этом завершим цитирование ключевых положений взглядов А.Девятова и всем заинтересовавшимся можем порекомендовать указанные статьи к более тщательному изучению, которые можно найти в Сети.
Очевидно, что древняя китайская притча о «Троецарствии», которая лежит в основе Закона перемен, актуальна и сегодня применительно к трем ведущим геополитическим игрокам – Китай, США и Россия – начавшим процесс формирования нового мирового порядка, который должен завершиться Ялтой-2, о чем и писалось в цикле недавних статей по данному вопросу.
Напомним также о процессах в рамках БРИКС, которому также был посвящен целый цикл статей 2022-2024 годов, и предлагалось используя председательство России в этой организации принять участие в прошлогоднем саммите этой организации и заявить о своей заинтересованности в участии в деятельности этой организации с целью продвижения своих национальных интересов. Пути, по которому уже идут наши соседи – Казахстан и Узбекистан – став партнерами БРИКС.
Поэтому планы Трампа в отношении БРИКС и России представляются достаточно проблематичными, и как у него получится реализовать их покажет ближайшее будущее. В частности, как он сможет оказать влияние на повестку дня и результаты саммита БРИКС, который должен пройти в июле этого года в Бразилии, являющейся в настоящее время председателем БРИКС.
Завершить настоящую статью хотелось бы словами Девятова из его другой статьи «Только «вместе с Китаем, на плечах Китая и за счет Китая»: «Историческим противником великого возрождения Социалистического Китая новой эпохи информационного общества являются США (удерживающие мировой порядок уходящего индустриального общества расширенного воспроизводства капитала). А геополитическим союзником по континентальному блоку стран «Большой Евразии», противостоящему государствам англосаксонского морского блока, исподволь стала Новая либеральная Россия демократического выбора.
США как противник Китая новой эпохи Датун открыто обозначились весной 2019 года, когда администрация президента Дональда Трампа объявила КНР торговую войну.
Россия как союзник Китая в борьбе за мировое лидерство открыто проявилась 06.06.2019 года, когда президент Владимир Путин в речи на петербургском экономическом форуме сформулировал новый приоритет внешней политики…»
И напомнить о важности и жизненной необходимости кардинального переосмысления основных векторов и направлений внешней и внутренней политики Кыргызстана, о чем писалось во многих статьях последних лет, и приведения их в соответствии с четко обозначившимися общемировыми трендами, с тем чтобы оказаться на правильной стороне истории или над «тектоническими процессами глобальной трансформации», а не под ними…
18.03.2025