Добавить свою статью
7 Апреля 2025
Саммит ЕС-Центральная Азия – климат или инвестиции – что важнее?

«Важнее всего погода в доме, все остальное ерунда»

Слова из песни

На прошлой неделе, 4-5 апреля в Самарканде состоялось две важные встречи – Саммит ЕС-Центральная Азия с участием руководителей Европейского Союза и президентов Центральной Азии и приуроченный к саммиту климатический форум высокого уровня, где принимали руководители двух регионов, а также министры и руководители международных финансовых учреждений, ряда региональных структур, представители гражданских организаций и экспертного сообщества.

В Сети можно найти много информации о прошедших встречах с изложением ключевых положений позиций, выступавших на этих встречах, в изложении СМИ и самих участников встречи. На второй встрече принимал участие и автор этих строк, за что хотел бы сразу выразить благодарность организаторам встречи – Министерству экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана.

Безусловно, это были важные встречи, закладывающие стратегические направления как межрегионального, так и внутри регионального сотрудничества по весьма широкому спектру направлений – изменение климата, энергетики, «зеленой экономики», водных ресурсов, экологии, транспортной инфраструктуры и др.

Однако выступления лидеров ЕС и Центральной Азии на климатическом форуме вызвали целую гамму неоднородных впечатлений и выводов, которые усиливались свежими впечатлениями от обмена мнениями с компетентными коллегами по региону, которых автор знает много лет. Эти впечатления усиливались по мере размышления над услышанным и доступа ко все большей информации по возвращении домой.

Поэтому в рамках настоящей статьи хотелось бы поделиться этими впечатлениями с думающей аудиторией в контексте ряда вопросов, которые ставились во многих публикациях последних лет и даже десятилетий – что важнее и приоритетнее для стран нашего региона – вопросы экономического роста и развития с привлечением соответствующих инвестиций, иностранных или внутренних, или же вопросы изменения климата и экологии, которые вечно конкурируют между собой.

Особенно, в условиях «тектонических процессов глобальной трансформации» и торгово-экономической войны, объявленной Д.Трампом всему миру и начало которой совпало с днями открытия встреч в Самарканде.

В этой связи хотелось бы напомнить, что в статьях последних лет автор постоянно подчеркивал, что в этих «тектонических процессах» регион Центральной Азии смещается в центр интересов ведущих геополитических игроков между которыми ведется острая конкурентная борьба за ресурсы региона и соответствующее влияние. Это еще раз получило свое подтверждение в итогах прошедшей встречи, где председатель ЕС подчеркивала свое отличие от других геополитических игроков.

Так, Урсула фон дер Ляйен объявила, что Европейский союз подготовил для стран Центральной Азии пакет инвестиций на 12 млрд евро в рамках программы Global Gateway («Глобальные ворота») и перечислила четыре приоритетных направления для сотрудничества: Транскаспийский транспортный коридор, критически важное сырье, «зеленая» энергетика и цифровая связь.

Из 12 млрд евро три миллиарда будет направлено в транспортную сферу, 2,5 млрд — на критически важное сырье, 6,4 млрд будет потрачено на проекты, связанные с энергетикой, еще 100 миллионов предусмотрено на развитие спутникового интернета. «Это действительно начало новой эры в нашей древней дружбе», — подчеркнула фон дер Ляйен.

Евросоюз рассматривает Центральную Азию стратегическим партнером для развития Транскаспийского транспортного коридора в рамках программы Global Gateway. Предполагается, что благодаря строительству транспортных коммуникаций скорость грузоперевозок между Европой и Центральной Азией удастся увеличить вдвое — до 15 дней.

Кроме того, Евросоюз заинтересован в сотрудничестве со странами региона для добычи критически важных видов сырья. «Эти богатства — не просто полезные ископаемые, а фундамент экономики будущего, что неизбежно привлекает внимание глобальных игроков. Но в отличие от тех, кто видит здесь лишь источник сырья для вывоза, Европа предлагает принципиально иной подход — создание полного производственного цикла прямо в регионе», — пообещала глава ЕК.

Хозяин саммита, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев назвал приоритетом для сотрудничества Европы со странами региона инвестиции в экономическую и технологическую модернизацию. По его словам, сегодня все «капитаны» бизнеса, индустриальные и инновационные лидеры Европы успешно работают в Узбекистане и соседних странах, в том числе корпорации TOTAL, Siemens, Linde, Airbus, BASF, Orano и многие другие.

Мирзиёев также объявил о договоренности открыть в Ташкенте офис Европейского инвестиционного банка, пообещал усилить сотрудничество с Евросоюзом в сфере разработки критических минеральных ресурсов и сообщил о ратификации проекта по поставкам электроэнергии из Центральной Азии в направлении Европы. По его словам, Узбекистан планирует к 2030 году увеличить до 54% долю возобновляемой энергии.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что рассчитывает на торговые преференции и инвестиции со стороны Евросоюза. «Мы нацелены на дальнейшее расширение экспорта продукции таджикских производителей на европейские рынки, в том числе за счет использования взаимных торговых преференций», — отметил таджикский лидер, напомнив об участии Евросоюза в строительстве объектов гидроэнергетики страны.

Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что Казахстан готов нарастить экспорт в европейские страны на сумму свыше двух млрд евро. «Казахстан остается надежным поставщиком углеводородов в Европу. На долю нашей страны приходится около 13% всего импорта нефти Европейского Союза, основная часть которого идет через Каспийский трубопроводный консорциум (совместный с Россией проект — RFI)», — напомнил Токаев и призвал развивать альтернативные маршруты.

Кроме того, казахстанский лидер анонсировал начало совместных работ с Узбекистаном и Азербайджаном по строительству линии передач через Каспийское море с дальнейшим выходом на европейские рынки. Наконец, он напомнил о важности сотрудничества в вопросе добычи редкоземельных металлов. По словам Токаева, Казахстан производит 19 из 34 видов сырья, необходимых для экономики ЕС.

О совместной разработке критически важного сырья говорил в своем выступлении, и президент Кыргызстана Садыр Жапаров. «Кыргызстан обладает значительными запасами редких и ценных металлов. Предлагаем активизировать взаимодействие в этом направлении, оформив его в формате отдельного партнерства или „дорожной карты“, подобно тому, как это уже сделано между Европейским союзом и некоторыми нашими соседями», — цитирует его слова пресс-служба.

Свои услуги в сферах энергетики и логистики предложил и президент Туркменистана. «Туркменистан твердо настроен на серьезный энергодиалог с ЕС на новом содержательном уровне и готов к реализации практических шагов», — заявил в своем выступлении Сердар Бердымухамедов, упомянув о готовности предоставить мощности морского порта Туркменбаши на Каспийском побережье и дорожную инфраструктуру страны.

Таковы, вкратце, и в изложении СМИ основные экономические итоги саммита, по которым были приняты соответствующие итоговые документы. Насколько они будут реализованы на практике в условиях неопределенности вышеупомянутой торговой войны и текущих турбулентных геополитических процессов, покажет будущее.

Однако для автора этих строк гораздо интереснее было как лидеры ЕС и Центральной Азии оценивают эколого-климатические проблемы, которые есть следствие экономических интересов и находятся в вечной конкуренции или даже антагонизме другу к другу, о чем он постоянно пишет на протяжении всей своей профессиональной карьеры, подводя итоги участия во многих международных конференциях, форумах и саммитах.

На них высокими должностными лицами всегда говорились правильные и выглаженные фразы о «важности», «необходимости», «ответственности перед будущими поколениями» и т.п., но проходило время фразы оставались фразами, а экологические и климатические проблемы не решались и усугублялись, а если и решались, то только по остаточному принципу.

В этом отношении не явились исключением и прошедшие встречи в Самарканде, где также говорилось об Аральской катастрофе, проблемах изменения климата, таянии ледников, важности решения всего комплекса вопросов, связанных с этими проблемами, но говорилось в каком-то урезанном, дежурном и сокращенном виде.

Чувствовалось, что спичрайтеры, готовившие речи для своих патронов выжимают нужные формулировки, не понимая сути существующих проблем, имеющих глубокие и системные корни, и для них приоритетнее именно экономические вопросы и привлечения инвестиций, нежели эколого-климатические. Как это все знакомо…

И опять-таки чаша весов между экономическими интересами и эколого-климатическими проблемами склонилась в пользу первых, хотя прошедший саммит был посвящён именно климатическим вопросам.

Следует напомнить, что на климатическом саммите ООН в 2023 году в Нью-Йорке президенты Казахстана и Узбекистана уже говорили о трендах повышения температуры в нашем регионе двукратно превышающим общемировые тренды, их заявления уже анализировались в статье от сентября 2023 года «О чем говорили президенты Центральной Азии на саммитах ООН в Нью-Йорке».

Как уже ранее неоднократно подчеркивалось, после такого заявления все государственные органы и международные организации нашего региона должны были бы обеспокоиться и принимать срочные тренды по нейтрализации столь кричащего тренда в виде соответствующих программ и проектов по адаптации с приоритетным финансированием от международного сообщества и внутренних источников финансирования.

Однако, на прошедшем саммите только президент Казахстана К.Токаев опять напомнил об этом тренде, но напомнил как-то дежурно и вяло без четких акцентов и конкретных мер необходимых для борьбы с этим трендом в странах Центральной Азии. Интересно отметить, что это важнейшее положение отметила в своем выступлении, и Урсула фон дер Ляйен, но присовокупив к нему и … Европу, но в европейском регионе как известно нет дефицита водных ресурсов.

О чем это свидетельствует?!

Это свидетельствует о том, что спичрайтеры президентов, работая над проектами речей, все-таки не понимают сути и последствий этой важнейшей проблемы – ускоренное повышение температуры ведет не только к ускоренному таянию ледников и сокращению водных ресурсов, но и сказывается на продуктивности богарных и орошаемых земель и пастбищ, а значит на продуктивности сельскохозяйственной продукции в целом.

К этой проблеме автор привлекает внимание уже больше 10 лет и постоянно пишет, и говорит на различных площадках, что мы уже запаздываем с принятием превентивных мер по адаптации к изменению климата, которые должны были быть приняты еще позавчера. В частности, об этом, пожалуй, впервые писалось в статье от 2012 года «Вода и политика – война или мир?» и все последующие статьи по климатической проблематике также были посвящены этому вопросу.

Весьма удивительно, что в речи президента Казахстана К.Токаева, председательствующего в настоящее время в Международном фонде спасения Арала (МФСА) отсутствовало упоминание о деятельности этой важной региональной организации, также, как и в выступлении других президентов стран Центральной Азии, за исключением президента Туркменистана С.Бердымухамедова.

Это обстоятельство также можно рассматривать как непонимание со стороны спичрайтеров, готовивших проекты речей для своих патронов значения и роли этой организации в решении всего комплекса проблем, связанных с вопросами климата, водных ресурсов, экологии и «зеленой экономики» в нашем регионе в целом.

Очевидно, что для них важнее и приоритетнее вопросы именно финансово-экономического порядка, которые в перспективе и без должно учета эколого-климатических вопросов, могут только ухудшить существующую экологическую ситуацию, особенно в межгосударственных отношениях.

Справедливости ради следует отметить, что только в выступлении президента Казахстана К.Токаева содержался тезис о том, что необходимо найти правильный баланс между ростом экономики и климатическими проблемами и перечислялся ряд мер, которые по мнению спичрайтера должны были способствовать нахождению такого баланса.

Такие же меры перечислялись и в выступлениях других президентов Центральной Азии, но без осознанной и компетентной привязки к вышеуказанному тренду такие меры представляются явно недостаточными.

Таковы, вкратце, главные впечатления от самаркандских встреч, которые еще раз подтвердили то, о чем писалось во многих статьях последних лет, что без компетентного и профессионального подхода к вопросам экологии и климата на национальном и региональном уровнях мы не сможем решить сложнейший узел проблем, копившихся годами и десятилетиями.

И если мы только и будем повторять гладкие, дежурные и вышколенные дипломатические фразы, без принятия конкретных превентивных мер, то соответствующие последствия не заставят себя ждать. Собственно, они уже наступают, о чем свидетельствует многочисленные климатические катаклизмы последних лет и сам факт проведения столь высокого форума, но только кроме проговаривания правильных фраз, нужно еще предпринимать правильные и компетентные действия…

Исмаил Даиров

07.04.2025

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

17-04-2025
Развитие гидроэнергетики и изменение климата – не получится ли эффект ножниц?...

14-04-2025
Новый мир панрегионов или неоимперий – что ожидает Кыргызстан в нарождающемся мире?

11-04-2025
Тарифный блицкриг Трампа – что дальше?!...

03-04-2025
К чему приведет торговая война Трампа?...

02-04-2025
Стерилизация женщин и ковид-19 – выпадающих скелетов из шкафов все больше…

31-03-2025
Климат и вода – основа безопасности и сотрудничества в Центральной Азии

27-03-2025
Переговоры в Эр-Рияде – ситуация проясняется и усложняется…

20-03-2025
О чем смогли договориться Трамп с Путиным? – По Европе и Ближнему Востоку

18-03-2025
Китайский подход к мировой геополитике – «три севера, четыре моря»

17-03-2025
К итогам переговоров в Джидде и Москве - почему Путин заставил ждать Трампа?

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×