Кыргызский эпос «Манас» - это многовековой памятник богатого устного народного творчества. Глубокий смысл произведения таит в себе не только предание об истории и быте, но и философию, государственное управление и этику древних кыргызов. Из поколения в поколение, из уст в уста предки передавали это слово, которое стало отражением всех чаяний и надежд многострадального, но стойкого народа.
Дойдя сквозь тернии веков до наших дней, это неоценимое по своей глубине и мудрости произведение было признано мировым сообществом и вошло в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а также в Книгу рекордов Гиннеса как самый объёмный эпос в мире.
Имя Манаса свято для каждого кыргыза и имеет свой сакральный смысл, который невидимой нитью связывает всех кыргызов между собой, с их землей и духами предков. Манас - это дух кыргызского народа.
Однако пронеся сквозь века этот могучий и великий символ национальной гордости, сегодня мы опустили его до уровня… коньяка.
Как будто в насмешку над своими предками, бережно оберегавшими и чтившими священный эпос, мы назвали именами Манаса, Семетея и Сейтека алкогольный напиток…
Бутылки с наклейками этих имен украшают витрины магазинов. Их преподносят в подарок, дают ими взятки, роняют и разбивают их вдребезги, а вместе с ними каждый раз вдребезги разбивается и наше национальное достоинство.
Но самое страшное еще не это…
Мы их сделали украшением и центром пьяных застолий в ночных клубах, саунах и других злачных местах, где едкие клубы табачного дыма душат дух наших священных героев, а акустическим фоном им стала вульгарная нецензурная брань.
Наутро пустые бутылки с именами символов нашего народа находят свой покой на мусорках, среди помоев и других отходов. А их содержимое, непереваренное чрезмерно выпившими гостями, постигает еще более грязная участь…
Это символизирует наше сегодняшнее отношение к памяти наших предков, к самим себе, к нашему национальному достоинству. Мы сами втоптали свои символы в грязь, смешали их с самыми низменными вещами, спустили их с почетного пьедестала до неприемлемого уровня… Прямым следствием этого являются разврат, моральное разложение и деградация общества, а также отсутствие и поиск иных идеалов и ценностей.
В то же время сегодня мы являемся свидетелями возрождения нашей культуры. Удивляет своим чудом кинематограф, певцы и артисты покоряют своим талантом международную публику, достигают небывалых высот танцоры. Однако как мы можем надеяться на изменение в лучшую сторону сознания широких слоев общества, когда наши святыни ежедневно постигает самая жалкая участь? Как мы можем рассчитывать на уважение к нам со стороны мирового сообщества, когда мы сами допускаем уничижительное отношение к своим же символам?
Да, этот продукт отечественной ликеро-водочной промышленности был высоко оценен на мировом уровне и приносит в казну немалый доход, но ведь между Манасом и коньяком нет ничего общего... Неужели у кыргызов не осталось других названий, которые соответствовали бы по значению этому напитку?
Мы должны запретить использование имен героев великого эпоса в коммерческих целях, тем более в названии алкогольных напитков. Эти имена должны быть недосягаемы для негатива и грязи. Мы должны вернуть былое величие эпосу, а вместе с ним кыргызскому духу!
2017 год был объявлен в Кыргызстане Годом нравственности, воспитания и культуры. Проводятся различные мероприятия, развивающие культуру, повышающие уровень нравственности населения, и направленные на воспитание следующих поколений. Было бы уместным именно в этот год вернуть национальный эпос на положенное для него высочайшее место духовного наследия наших предков. Возможно, именно с этого шага по освобождению кыргызского духа от оков алкоголя начнется настоящее возрождение кыргызской культуры, а значит и всего народа.