Суверенный Кыргызстан за 30 лет своего развития прошел через горнило не одного десятка выборов разного уровня. Главный вывод – многообразие форм демократии, имеющихся в мире, есть и в Кыргызстане. Разницу можно проследить на примере выборов, проходящих 28 ноября 2021 года и прошлых лет.
Ранее выборы характеризовали власти Кыргызстана как авторитарные политические режимы. Дело в том, что авторитарное или тоталитарное государство проводит выборы, построенные на таких же принципах. Сами выборы используются для политического манипулирования общественным мнением с целью сохранения и укрепления своего режима.
Можно выделить следующие характеристики недемократических и демократических выборов:
Первое. Недемократические выборы не перераспределяют власть между различными политическими силами страны. Это всегда «выборы без выбора».
Демократические выборы создают повод и наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в предвыборные программы политических партий и отдельных кандидатов.
Нынешние выборы в Кыргызстане создали условия для введения демократических норм подготовки партийных программ. Проходя через сито обсуждения, споров и дискуссий, многочисленные и разнообразные интересы населения должны аккумулироваться в избирательных платформах политических партий и отдельных кандидатов. Далее их следует артикулировать, т.е. перекладывать в четкую формулировку и освобождать от крайностей, что-то обобщать и «усреднять». Приобретя непротиворечивую форму, требования избирателей включаются в программы и планы избранной власти, и должны задавать ей векторы последующей деятельности, отвечающей интересам большинства.
Второе. Недемократические выборы проводятся с многочисленными отступлениями от демократических норм и процедур. В Кыргызстане ноябрьские выборы проходят без использования пресловутого административного ресурса. Приняты такие законодательные нормы, что члены участковых избирательных комиссий (УИК) защищены от внешнего вмешательства и сами не могут нарушить законы. Электроника контролирует их на местах, а люди, причем не члены УИК, контролируют электронику. Благодаря биометрике ушли в прошлое «карусели», вбросы бюллетеней, подкуп членов УИК и прочее. В этом году, наконец – то, заработали нормы о недопущении использования административного ресурса. Увольнения и штрафы за это стали широко применяться на практике.
Третье. Парламенты «избираемых» посредством недемократических выборов, как правило, бутафорские, политически бесправные. Их назначение – быть «политическим театром», и за это депутаты получили прозвище «чимкирики».
Средством от «чимкириков» стали одномандатные округа, преференциальное голосование в партийных списках, снижение их количества со 120 до 90 депутатов и беспрецедентные меры по недопущению использования административного ресурса.
Часто возникает вполне справедливый вопрос: а зачем проводить выборы? Ответ заключен в функциях, которые выборы выполняют.
Недемократические выборы придают респектабельность политическому режиму. Такие выборы создают у части населения иллюзию, что ими правят выбранные ими люди. Не случайно, что выборы в качестве способа легитимации и укрепления авторитарной власти используются с глубокой древности и до настоящего времени.
Демократические выборы направлены на расширение коммуникаций между государством и обществом. Президент страны и глава его администрации не раз говорили о готовности работать со всеми выбранными депутатами для решения актуальных задач развития. Более того, введение подотчетности руководителей страны Курултаю свидетельствует о том, что в стране создается система демократического контроля гражданского общества за деятельностью органов и должностных лиц государственной власти. Сочетание Жогорку Кенеша и Курултая позволит избирателям с установленной законом периодичностью получать отчеты государственных органов и политических партий о своей деятельности, выносить свой вердикт, как Кабинету министров, так и оппозиции, и корректировать их политический курс.
Недемократические выборы являются инструментом «политической интеграции», а проще говоря, подкупа оппозиции или ее части. Впервые такая практика не использовалась властями страны. Нынешний выборный процесс позволяет констатировать, что идет процесс рекрутирования и обновления политической элиты. Выборы становятся «политическим лифтом», каналом вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры молодежью и утверждения или заката политических лидеров.
Также ранее выборы использовались для ослабления политической напряженности в обществе, для «спускания пара». Выборы «гасили» недовольство граждан авторитарным правлением. Они манипулировали надеждой граждан на перемены к лучшему.
Теперь идет социализация населения, идет развитие политической культуры и политического участия. В ходе нынешнего избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт, задумываются над теми вопросами большой политики, которые ранее были отодвинуты на второй план. Делая политический выбор, люди в большей или меньшей степени стали отождествлять себя с той или иной политической партией или позицией, со своим государством, регионом, его проблемами и заботами, т.е. становятся осознающими свои политические права и ответственность гражданами.
Ход парламентских выборов ноября 2021 года показывает, что недемократическая эксплуатация авторитета выборов как инструмента легитимации и оправдания власти уходит в прошлое. На смену такой порочной практике приходит уважение верховенства избирательного законодательства. Наконец-то ключевую роль начинает играть правовая архитектоника самих выборов и особенно ее основополагающие требования, т.е. принципы, в соответствии с которыми они функционируют как особый политический институт – институт власти народа.
Эксперт по госустройству Шерадил Бактыгулов.