Добавить свою статью
17 Октября 2016
Конституция 2016: «Война слов»?

Последние три месяца жаркие споры вызывают поправки в Конституцию страны. В череде дискуссий нас больше всего интересовал пункт 3 статьи 96, который гласит «Акты Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат». В августовском и сентябрьском вариантах проекта поправок данный пункт был исключен.

Однако этот пункт восстановлен в тексте поправок, изложенном в проекте закона о назначении референдума по закону «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики», принятом парламентариями в первом чтении 29 сентября 2016 года и поставленном на обсуждение 19 октября в Жогорку Кенеше.

Как видим, инициаторы поправок прислушались к доводам о сохранении данной нормы, обеспечивающей целостность судебной власти. В этой связи, можно констатировать готовность инициаторов изменений к обсуждению аргументированных предложений. Почему тогда дискуссии сторонников и противников изменений больше напоминают «войну слов»?

Из наблюдений за дискуссиями на разных уровнях следует, что единственной темой обсуждения является законность или незаконность новых поправок.

Также интересная ситуация сложилась вокруг статьи 41. Бытуют два утверждения - ее исключили полностью и ее сохранение угрожает суверенитету. Истина находится посередине.

Сохранена норма о том, что «Каждый имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод».

Исключается второе предложение – «В случае признания указанными органами нарушения прав и свобод человека Кыргызская Республика принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда».

Данная норма отражает общую для международных договоров норму о восстановлении нарушенных политических и экономических прав и свобод. Исключение данной нормы из ст.41 не означает, что страна отказывается от восстановления нарушенных прав и/или возмещения вреда. Если международным договором предусмотрено такое обязательство, то страна должна предпринять такие меры.

Вернемся к другим поправкам. Для начала, пожалуй, уместно напомнить, что в конституцию США (первая экономика мира) поправки внесены двадцать семь раз, а в конституцию Индии (седьмая экономика мира) произведено более пятисот изменений текста, для (как они пишут) «приспособления к существующей ситуации».

Примечательно, что в тексте конституции США нет слова «демократия», но при этом в мире США признают демократичной страной. Как можно оценить демократичность поправок в Конституцию Кыргызстана?

В ряду многочисленных индексов выделяется проект «Многообразие демократии» (V-Dem, Varieties of Democracy). V-Dem создан для измерения демократии с 1900 года и получил в 2016 году престижную награду Лейпхарта, Пржеворски и Верба как лучшая база данных.

V-Dem выделяет семь основных принципов определения демократии: избирательный, мажоритарный, либеральный, совещательный, эгалитарный, принципы участия и консенсуса, а также ряд компонентов демократии как свободные и справедливые выборы, независимость судебной системы и многие другие. Данные преимущества отличают V-Dem от существующих индексов демократии, как, например, Polity IV и индексы Freedom House.

Позиция Кыргызстана в V-Dem после принятия поправок может передвигаться в пределах 7-12 мест, но это места «середнячков», среди которых есть, например Грузия, Молдова, Монголия.

Нам важнее знать, что оставшиеся поправки угрозы для демократии, суверенитета или государственности не несут. Разный набор «слабых» или «сильных» полномочий и функций судов, парламента, правительства или президента составляет все многообразие демократии в мире. Путь к процветающему обществу может ускорится или замедлится, но остановки уже не будет.

Здесь следует основной вывод – каждая сторона может иметь свое мнение. Однако, вопрос о том, каким должен быть путь развития демократии в Кыргызстане все еще остается открытым.

Хорошим подспорьем могло бы стать создание отечественной школы изучения демократии. Ведь у нас представления о демократии все еще основаны на известных изречениях древних греков, чьи учения были направлены на управление городом, в самом крупном из которых жило около 60 тысяч свободных мужчин, без учета не имевших права голоса женщин, детей, рабов и иностранцев.

С тех пор теория демократии получила свое дальнейшее развитие, основываясь на особенностях (среди прочего) политической теории, культуры и практики той или иной страны. Для большинства из нас она остается «неизвестной землей», а ведь проработанная отечественная теория помогла бы избежать «войны слов».

Эксперт по государственному управлению

Шерадил Бактыгулов.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

05-07-2024
Якорь стабильности в бушующем мире
1667

11-04-2024
Триста лет бессмертия
1999

29-03-2024
Объединиться ради общего блага
1522

25-01-2023
О современных кыргызско-узбекских отношениях
2959

12-02-2021
Будет ли уголовное дело на членов Конституционного совещания?
1999

11-12-2020
Новая Конституция КР – стало еще хуже
7447

16-03-2020
Опыт Китая по борьбе с коронавирусом COVID-19
4642

03-03-2020
BREXIT и помутнение разума
7097

20-02-2020
США vs. Китай: игры вокруг коронавируса
4803

11-02-2020
BREXIT как «торпеда» кыргызско-российских связей и какой будет роль бизнес-омбудсмена Робина Орд-Смита
8197

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×