Общественности Кыргызстана необходимо мобилизовываться, объединятся, а не делится на южан/северян, кыргызов/киргизов и на этничности. Сейчас стоит вопрос общей судьбы, на кону общее будущее. У Кыргызстана слишком много угроз и внутренних, и внешних, об этом в комментарии агентству АКИpress сообщила эксперт аналитического центра «Полис-Азия» Эльмира Ногойбаева.
- Генсек ОДКБ Николай Бордюжа сообщил, что считает возможным направить в Кыргызстан силы ОДКБ для урегулирования ситуации. Как вы считаете, оправдано ли такое решение, действительно ли Кыргызстан нуждается во внешней помощи для наведения порядка?
- Политика двух наиболее значимых международных организаций в регионе – ОБСЕ и ОДКБ вызывает много вопросов.
Первая – ОБСЕ, довольно противоречива. С одной стороны, мы видим благодарность: где ОБСЕ позитивно оценивает усилия Казахстана по урегулированию ситуации в Кыргызстане, затем то же ОБСЕ в лице Саудабаева подчеркивает заслуги Назарбаева, который был «глубоко вовлечен в процесс и сделал все возможное, чтобы остановить эскалацию насилия в соседской братской республике». С другой, экономическая блокада, которой Кыргызстан во многом обязан Казахстану. Противоречия миссии ОБСЕ и реалполитики Казахстана по отношению к Кыргызстану сильно денонсируют. С казахами все ясно, но вот о миссии и реализации деятельности ОБСЕ в Кыргызстане вопросы к международному сообществу и авторам, которые требуют Кыргызской Республики «войти в правовое поле». Двойные стандарты, господа.
Что касается ОДКБ, вопрос о ее деятельности в плоскости изначального формирования этой организации, по сути это некоторая военная конструкция - антиНАТО. Соответственно возможность войти в Кыргызстан посредством «голубых касок», о которых заявил Бордюжа, это повод расширить пространство влияния России, с формированием послушного государства и лояльным правительством. Для этого еще до и после 7 апреля была развернута информационная кампания по демонизации событий в Кыргызстане. Сформированные «ужасы» как бы дают основания одному «старшему брату» закрывать границы, другому вводить войска. В реальности «ужас» состоит не в том, что у нас тут погромы, антисемитизм и т.д., а то, что именно здесь смели авторитарный режим.
Это «плохой» пример для «старших братьев» - прецедент смены власти в регионе, потому так и всполошились президенты – это угроза для них лично. Назарбаев на этом фоне быстро стал «отцом и лидером» нации. Для окружающих нас авторитарных и полуавторитарных стран мы действительно угроза, потому что единственные на постсоветском пространстве все еще хотим сами формировать собственную политическую модель, основанную на действительно демократических принципах. Что не может не настораживать и соседей, и тех кто желает нами управлять.
- Могут ли члены Временного правительства самостоятельно решить проблемы, связанные со столкновением политических сил, провокациями и что для этого нужно сделать? Что Временному правительству необходимо предпринять для того, чтобы навести порядок в стране?
- Устранение теневых провокаций с У.Сыдыковым показали - могут. Многие ожидали 17 мая действительно опасных выпадов, которые готовились и были в общем-то грамотно устранены. Сейчас наблюдается процесс мобилизации Временного правительства и тех, кто на его стороне. Какие бы ошибки ни делало сегодня ВП, его политика – это вопрос стабилизации и переходного периода для будущего правления. Очевидно, что корпоративное управление ВП в наших условиях - это сложная задача, но их миссия просто стратегическая для Кыргызстана. Расшатывать ВП – расшатывать возможность для будущего страны.
- Относительно событий в Кыргызстане высказываются мнения, что в стране произошла «неконституционная смена власти». Как вы оцениваете произошедшие в апреле события? Что по Вашему мнению произошло, переворот, революция, восстание?
- По сути то, что они сделают - это будет или отправная точка нового пути для страны, и тогда 7 апреля - это революция, если же провал - то очередная смена власти. Здесь важно, что все зависит не только от ВП, но и от общественности. Необходимо мобилизовываться, объединятся, а не делится на южан/северян, кыргызов/киргизов и на этничности. Сейчас стоит вопрос общей судьбы, на кону общее будущее. У Кыргызстана слишком много угроз и внутренних, и внешних. Внутренний дестабилизационный потенциал играет на внешний, который просто ждет своего череда. Необходимо справиться с ситуацией самим и удержать данный нам дар – суверенитет страны. К тому же есть шанс вывернуть на реальный демократический путь. Нам действительно сложно, мы на постсоветском пространстве, и в частности в Центральной Азии, сейчас остались один на один со своим выбором – свободного, неавторитаризирущегося государства. На помощь внешних акторов рассчитывать не приходится, скорее наоборот. Даже пафосные миссионеры демократии приняли формат «страуса», спрятав голову.
В этот момент серьезную роль могло бы действительно сыграть Гражданское общество – СМИ, партии, НПО, молодежные движения и т.д. Все готовятся к выборам? В этом не будет смысла, если сейчас не произойдет консолидация общества. Этот год будет действительно поворотный для страны, не 2005, а именно 2010 год. По уровню значимости равный 1991 году. С каким выходом, пока все еще – зависит от нас самих.