Из Концепции государственной службы, муниципальной службы и государственного агентства по делам государственной службы и местного самоуправления, разработанной в 2008 году.
Сначала о некоторых недостатках конкурсного отбора на госслужбу и муниципальную службу:
– Как бы животный страх членов конкурсной комиссии перед своим начальством и поэтому боятся дать свой голос тому достойному кандидату, которого сам объективно предпочтет по его достоинству (не все конечно). В итоге члены конкурсной комиссии не имеют своей точки зрения, своего гордого «Я» и не могут проявить активную гражданскую позицию, словно они зомбированы и психология у них рабская (не все, конечно). А бояться надо не начальника, а Бога за то, что проголосовал не по своей совести, а в угоду начальству. Как-никак Бог абсолютно выше начальника;
– Голосование. При голосовании дико кипят страсти членов комиссии и так норовят проголосовать за того кандидата, за которого заранее дана установка. А это обычно кандидат со статусом «Знакомый», «родственник», «земляк», «однополчанин» или подкупивший руководителя госоргана/органа МСУ или членов комиссии. В своей концепции я с аргументами предлагал отмену голосования, охарактеризовав голосование как проявление человеческого фактора и риска коррупции и автоматически без субъективного голосования отбирать того кандидата, у которого показатели выше. К сожалению, в жизни мы имеем алчно продажных членов конкурсной комиссии, которые грешат перед Всевышним и совершают жестокое нравственное преступление по отношению к жертвам-оппонентам. Здесь я прошу прощения за грубость, ибо не все члены комиссии бывают беспринципными, среди них могут оказаться и принципиально честные люди.
– В действующем законодательстве: «В случае, когда кандидат набирает равное количество голосов, голос председателя комиссии является решающим». Здесь присутствует риск человеческого фактора. Вообще председатель комиссии всегда честно голосует и не рискованно ли доверить одному человеку аж два голоса? Может лучше равных кандидатов снова пригласить и задавать вопросы и проверять их знания до тех пор, пока один из них не превзойдет своего оппонента? Так было бы честнее, чем председатель единолично отберет «желаемого» кандидата.
К сказанному выше добавим еще одну проблему нечестного отбора из резерва кадров, о которой ранее неоднократно писал.
Фрагменты из Концепции:
Пункт 20 Положения о порядке проведения открытого конкурса для включения в резерв кадров государственной гражданской службы и муниципальной службы государственного органа и органа местного самоуправления, его формирования и функционирования, утвержденного Указом Президента КР от 2 февраля 2022 года № 24:
«20. Назначение на вакантную административную должность осуществляется руководителем государственного органа, органа местного самоуправления из числа лиц, состоящих в резерве кадров государственного органа или органа местного самоуправления, либо в порядке ротации в соответствии с законодательством.
В целях обеспечения наиболее подготовленными профессиональными кадрами руководитель государственного органа, органа местного самоуправления вправе определить порядок представления, включая критерии отбора, для назначения из резерва кадров».
Вышеизложенная вторая часть 20 пункта как последняя инстанция после закона, к сожалению, не оправдала ожидание общества о справедливом и честном отборе наиболее достойного кандидата из резерва кадров. И это бесспорно, так как на практике кандидаты из резерва кадров ждут своей очереди вплоть до истечения срока пребывания в резерве и в итоге на госслужбу не попадают. То, что якобы не всем кандидатам за три года пребывания в резерве кадров может хватить места, это не оправдание.
Так, как видно из вышеизложенной нормы, руководителя государственного органа, органа местного самоуправления этим самым положением не обязали, а предоставили право определения критериев отбора из резерва кадров. Таким правом руководитель может не воспользоваться. Поэтому надо было прямо-таки обязать. Также важно учесть, что не все руководители на госслужбе и муниципальной службе и его кадровые работники добросовестные, грамотные, честные и ответственные, чтобы самостоятельно и добросовестно разработать разумные критерии отбора из резерва кадров. Возможно у них и времени не было, так как во многих региональных госорганах нет специальной кадровой службы, а просто такую обязанность возлагают на одного из сотрудников. А тот сотрудник, в свою очередь, очевидно, был занят своими непосредственными обязанностями по выполнению функции своего госоргана.
В связи с этим не секрет, что находящиеся в резерве кадров ждут своей очереди годами (до истечения срока пребывания в резерве по действующему законодательству 3 года), так как вероятно, что при возникновении вакансии приглашают либо себе угодного кандидата, либо того, кто с руководством очень хорошо договорился.
Продолжим начатую тему.
Ранее когда было бланочное тестирование до открытия Центра компьютерного тестирования, кандидатов перед тестированием шифровали, шифры закладывали в конверт. Однако после проверки результатов тестирования конверт вскрывался, проводилась идентификация конкурсантов, узнавали какой кандидат какой балл набрал, кто прошел, а кто не прошел, затем приглашали конкурсантов и пофамильно оглашали результаты тестирования. Смысл шифрования при этом терялся, раз о том, кто набрал достаточную сумму баллов, а кто недостаточно, члены комиссии узнавали до оглашения результатов. Результаты должны были оглашаться обезличенно, исключительно по шифрам и только потом идентифицировать прошедших и не прошедших. Ведь конкурсанты не видели, когда члены комиссии вскрывали конверты и как они делали результаты. Поэтому когда я впервые самостоятельно вышел на конкурсы будучи сотрудником Государственной кадровой службы, разработал такую систему шифрования, где результаты тестирования сообщались конкурсантам исключительно по шифрам и только потом на глазах конкурсантов вскрывался конверт и только тогда все, в том числе члены комиссии узнавали, прошел Иванов, Петров или Сидоров. Причем, чтобы исключить возможность вскрытия конверта, посмотреть и узнать, кто есть кто и переложить в новый конверт, на конверте по моему предложению расписывались несколько конкурсантов, чтобы его не смогли вскрыть и подменить. Ниже хотел представить наглядную таблицу, к сожалению таблица здесь не сформируется и произойдет сдвиг всех данных. Поэтому кратко скажу, насколько сам помню, в конверт закладывались шифры с фамилиями, не показывая членам комиссии, детали не помню, хотя сам изобретал новшества, разумеется, не запрещенные законодательством и обеспечивающие прозрачность и объективность.
Шифры, разумеется, наносились на бланочный тест. Чтобы не узнать личность кандидата, мною предлагалось, чтобы бланочные тесты по одному не сдавали. К примеру, закончил работу один кандидат первым и подходит к членам комиссии и сдает. Через минуту-другую заканчивает свою работу другой кандидат, подходит и сдает. Такое я не допускал, чтобы не узнать, что вот наш Иванов идет, первым закончил и сдает вот этот бланк и мы его в лицо запомним, что вот этот бланк принадлежит именно вот этому вот Иванову. Поэтому я предлагал сдавать бланки после сбора всех бланков.
Продолжим тему.
Часто критикуем наш менталитет, в частности такие его элементы как землячество, трайбализм, знакомство, родство и применение «телефонного права». Несомненно, что не все слои общества однозначно относятся к искоренению этих проблем, так как житейская практика обустройства на работу или учебу остается выгодным для некоторых членов общества. Однако несомненно, что в идеале мы к этому стремимся, завидуем другим странам, которые находят пути решения таких проблем.
В борьбе с этим злом обществу необходимо перебороть страх перед абсолютно незнакомым кандидатом, где утверждают, что лучше взять на работу «своих», а то пришлют какого-нибудь... При этом важно помнить религиозные наставления о том, что необходимо возлюбить своего ближнего.
Не стоит опасаться незнакомого соотечественника, откуда бы он ни был родом, мужчина или женщина, какого цвета кожи, чем дышит и лишь бы был не зол, не убийцей, не насильником, а морально-нравственно нормальным. Кодекс этики госслужащих и муниципальных служащих урегулирует вопросы взаимоотношения в коллективе.
Так, для того чтобы в обществе искоренить проблемы телефонного права, землячества, знакомства и родства, предлагаются следующие принципы отбора на государственную/муниципальную службу:
– Обезличенного, конспиративного конкурсного отбора кандидата без ознакомления с его документами до принятия решения об отборе на вакантную административную государственную/муниципальную должность;
– Установления личности только после конкурсного отбора кандидата.
Ниже следует процедура организации конкурсного отбора (или в тот же резерв кадров согласно действующему законодательству).
Госорган/орган МСУ даёт объявление о проведении конкурса и назначает дату и время. Документы не принимаются – они принимаются, изучаются и проверяются только после принятия решения об отборе кандидата. А до этого кандидат остается законспирированным. Можно было бы, чтобы кандидаты подали сведения из документов, не указывая ФИО, место рождения и проживания, учебного заведения, а всего лишь указав образование, трудовую деятельность, достижения и так далее, которые после отбора кандидата могли бы быть сличены с подлинными документами на предмет достоверности представленных сведений. Однако и в таком случае по некоторым данным члены комиссии могут умудриться вычислить личность кандидата.
В объявлении о конкурсе также указывается вакантная должность, квалификационные требования и функциональные обязанности.
В назначенное время кандидаты прибывают в Центр тестирования без документов, удостоверяющих личность. Милиция пропускает их без документов, но бдительно проверив на предмет отсутствия запрещенных предметов (оружия, взрывчатых веществ, колющих и режущих предметов). На тестировании кандидаты получают шифры. Если кандидат набирает достаточный балл для допуска на собеседование, то фотографируют его лицо, держа в руке шифр. Фотография здесь же распечатывается и выдается ему на руки. Запрещается распечатывать фотографию для членов комиссии. Затем в назначенный день или время кандидаты с фотографией и с документами прибывают на собеседование в государственный орган/орган МСУ.
Кандидатам как перед тестированием, так и перед собеседованием напоминаются квалификационные требования, они предупреждаются о том, что если кто-то из них явно не подходит по образованию, возрасту или стажу работы, чтобы не отнимали время и не принимали участие в тестировании и на собеседовании. Стоит отметить, что собеседование необходимо. Кандидат, предъявив фотографию, на которой изображен еще и шифр, обезличенно приглашается на собеседование. На одну и ту же должность приглашаются все кандидаты, чтобы собеседование было прозрачным перед конкурентами. Кандидатам задаются вопросы одного рода одинаковой сложности из одного нормативно-правового источника. В целях сохранения конспирации о кандидате член комиссии не вправе задавать такие вопросы, по которым он мог бы установить о том, откуда он родом (недопущение трайбализма), ФИО и другие сведения. Если член комиссии спросит о семейном положении, то это должно быть мотивировано тем, что это имеет значение для отбора на эту работу.
Члены комиссии с учетом набранных баллов на тестировании и с учетом баллов собеседования выводят оценки здесь же, в присутствии кандидатов. Если набравший наибольшее количество баллов кандидат убеждает членов комиссии, что он готов работать на этой должности, комиссия здесь же в присутствии кандидата принимает прозрачное решение об отборе этого кандидата при условии, что документы кандидата будут в полном порядке и соответствовать квалификационным требованиям. Так, кандидат здесь же комиссии передает свои документы. А в это время его конкуренты на данную должность не расходятся, пока по документам выигравшего кандидата не подтвердится его соответствие должности.
Получив документы, комиссия узнает личность кандидата, проверяет сведения об образовании, трудовой деятельности, требуемый стаж. Если его документы в порядке, не судим, дееспособен, то принимается окончательное положительное решение. В противном случае его кандидатура отклоняется. Тогда считается, что на эту должность кандидат не отобран и свои документы представляет следующий кандидат по величине набранных баллов.
Окончательное решение здесь же оформляется контрактом или обязательством кандидата в том, что он в ближайшее время не вправе уволиться с работы, так как фактом его отбора его конкуренты были отсеяны и лишились возможности быть отобранными на эту работу (моральная ответственность. Бывают случаи, когда после конкурса отобранный кандидат через несколько дней увольняется с работы и государственному органу/органу МСУ снова приходится проводить конкурс).
В случае, если кандидаты показали абсолютно одинаковые результаты, то выбор делается по представленным документам или проводится собеседование задаванием вопросов до тех пор, пока один из них не превзойдет своего оппонента.
Вышеизложенные методы обезличенного отбора можно применять и для отбора в резерв кадров как это делается согласно действующему законодательству о государственной/муниципальной службе.
Следует иметь в виду, что бывают такие госорганы, где кандидат до конкурсного отбора должен пройти спецпроверку в органах национальной безопасности на предмет благонадежности, допуска к секретным документам. То есть в таком случае недопустимо вышеизложенное правило конкурсного отбора.
В заключение отметим, что при вышеизложенном обезличенном конкурсном отборе нет гарантии, что тот или иной конкурсант не знаком с руководством госоргана или органа МСУ или с членами комиссии и заранее не договорится с ними. Но мы вынуждены изобретать разные методы прозрачности и объективности против своей же естественной природы нечестности. Ведь мы ещё не свободны, мы рабы, мы не вырвались из собственного плена землячества, родства, знакомства, подкупности и не стали еще патриотами всего общества, всего государства. Да, на словах мы патриоты относительно укрепления кыргызской государственности, повторю, именно укрепления кыргызской государственности (от кадров зависит укрепление государственности), но мы изменяем Родине, комплектуя Родину кадрами в угоду эгоцентричному начальству и в своих корыстных интересах на конкурсах на госслужбу и муниципальную службу. И спим спокойно, совершив бесчеловечное жестокое нравственное преступление, проголосовав на конкурсе не по своей совести, не по своему профессиональному объективному усмотрению, а по вероятному указанию руководства или в личных интересах землячества, родства или знакомства или за грязные деньги.
Улан Дуйшеналы, специалист государственного управления. Лауреат Международной литературно-общественной премии Международной академии русской словесности, обладатель Диплома финалиста Московской литературной премии в номинации «Фантастика» за научно-фантастический роман Звёздный факел» и совместного диплома Интернационального Союза писателей (Москва) и Союза писателей Луганской Народной Республики за научно-фантастический рассказ «Созвездие пирамиды».