У нашего народа есть ряд традиционных праздников: Нооруз, Орозо айт, Курман айт, Чечкор – праздник урожая и другие, которые вошли в жизнь нашего народа разные эпохи его развития с древности до конца ХХ века. Однако наиболее значимым является традиционный праздник кыргызов Нооруз. Праздник Нооруз уходит корнями далеко в древность. Нооруз для кыргызов пришлая культура, пришлый праздник. Нооруз у кыргызов светлый, очень волнующий и торжественный праздник. Встречая праздник Нооруз, кыргызы совершали много обрядов, ритуалов, которые сложились веками и передавались из поколения в поколения. Традиционное празднование Нооруза символично ассоциируется с «Новыми началами». Нооруз символизирует обновление, приход Весны, пробуждение всего живого и начало нового этапа жизни.
Действительно, Нооруз один из самых древних праздников на Земле – его отмечали еще в VII-VI в. до н.э. Бесспорно, что история праздника Нооруз уходит корнями далеко в древность, к древнему сакскому периоду, Персидской державе ахеменеидов – Ирану, и в течение длительного исторического развития охватил обширные регионы – Афганистана, Закавказье, Серединной Азии (именно так назвалась обширная территория – автор), Татарстана, Башкирии, некоторые северные районы Индии, Пакистана. Праздник насчитывает более чем тысячелетнюю историю. В связи с соседним и общим месторасположением, постоянными социально-экономическими, политическими и культурными связями этот праздник постепенно распространился на все территории региона Центральной Азии.
Это также один из древнейших праздников кыргызского народа. В нынешнем году исполняется 14 лет с того дня, как в сентябре 2009 г. Нооруз получил статус Международного праздника и был включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. С 2010-го года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Нооруз Международным днём. Инициаторами включения Нооруза в Список ЮНЕСКО явились, страны Центральной Азии – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также Азербайджан, Индия, Иран, Пакистан, Турция. Ныне Нооруз справляют как национальный праздник во всех странах Центральной Азии, а также в Азербайджане, Албании, Афганистане, Боснии и Герцеговине, Грузии, Индии, Иране, Македонии, Пакистане, Турции, во многих регионах России (Башкортостане, Дагестане, Татарстане, Хакасии, Чувашии и др.), в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, в Иракском Курдистане и др. Следовательно, название праздника, в зависимости от страны и региона, произносится по-разному – Навруз, Науруз, Нооруз, Новруз, Новроз, Наурыз, Наврез, Нуруз, Невруз, Ноуруз, Нуруз и так далее.
У сегодняшнего кыргызского народа очень много различных праздников начиная от общенациональных, заканчивая профессиональными праздниками. Однако ни один из них по значимости, масштабности, размахом и по содержанию не сравнится с праздником Нооруз. Для нас это такой же древний традиционный праздник, как и сам народ.
Известно, что кыргызы являются одним из древнейших народов Центральной Азии. Не случайно всемирно-известный востоковед, кыргызовед, академик В.В. Бартольд считал: «Кыргызы принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов живущих в Средней Азии в настоящее время, нет, по-видимому, ни одного название, которого так рано встречалось бы в истории».[Бартольд В.В. Киргизы. Исторический очерк // Соч. –М., 1963. –Т.2. –Ч.1. –С.473]. Это сказано почти сто лет назад и он был совершенно прав. История и судьба кыргызского народа действительно, многогранна и сложна. Кыргызы – это народ, который сквозь тысячелетия сумел сохранить своё этническое единство, самостоятельность, самобытную культуру, богатые традиции и обычаи. Другою особенностью этноса является то, что когда иные народы и племена в истории региона либо физически уничтожались, либо ассимилировались с другими более сильными народами – пришельцами, кыргызы веками ассимилировали и приняли в свои ряды многие сопредельные племена и народности.
Корни предков современных кыргызов уходят в глубокую древность и тесно связаны с обширной территорией Восточного Туркестана, Северной Монголии, Восточной Сибири, Центрального Тянь-Шаня, Памиро-Алая, Алтая, Семиречья многих других регионов древней и средневековой Центральной Азии. Являясь одним из древним народом региона Центральной Азии кыргызы также имеют свою собственную культуру, традиции, обычаи, в том числе и праздники. Так, одним из древнейшим праздником являются праздник Нооруз, который соответствуют весеннему периоду, т. е. марту месяцу. В Китайских источниках имеются сведения о кыргызах, где относительно летоисчисление говорится следующее: «…Жители, говоря о начале года называют (его) «маоши», говоря о месяце, называют (его) «ай». Каждые триай составляют один сезон, чтобы (люди могли) различать весну, лето, осень и зиму. С помощью двенадцати животных считают годы…3-ю луну постоянно пашут и сеют, в 8-ю и 9-ю луну собирают (урожай)…». [Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана. (Извлечение из китайских источников II в. до н.э. – XVIII в.). –Бишкек, –Т.2. –С.35; Восточные авторы о кыргызах. -Бишкек, 1994. –С.7-8]
Эти источники свидетельствуют о том, что у древних кыргызов год начинается с марта месяца, в котором наступает весеннее равноденствие и праздник Нооруз. Неслучайно, месяц март кыргызы называли еще и Нооруз. Именно в этот день, как и все народы Востока, люди землю пашут и сеют зерно, что означает начало нового. Согласно источникам именно в марте – Нооруз сеют зерно, а собирают урожай в июле, августе месяце, что соответ ствуют по лунному календарю 8 и 9 месяцу. Это веками испытанный опыт.
Несомненно, кыргызы сквозь тысячелетий пронесли свою культуру, обычаи и традиции, которые представляют собой сложный и богатый по своему содержанию этнокультурный комплекс. Разумеется, на формирование традиций и обычаев большое влияние оказала тюрко-монгольская культура. Плюс к этому, в нем переплелись обрядовые составляющие, возникшие в различные исторические эпохи. Поэтому, наряду с традициями ислама, здесь обнаруживается огромный пласт доисламских традиций, культов, обычаев и верований, которые зачастую играют главенствующую роль.
Как показывает история, материальная и духовная культура кыргызского народа, его мировосприятие, миропонимание и образ жизни, представление об устройстве мира, всегда находились в состоянии постоянного обновления и самосовершенствования. Кыргызы из тех народов, которые, все самое положительное из жизни предыдущих поколений методично переносили в повседневную и последующую жизнь.
Практика показывает, что Нооруз – 21 марта у кыргызов светлый, очень волнующий и торжественный праздник. Как и у других народах, согласно поверью кыргызов в этот день свет и тьма разделяются поровну. С давних времён считаются, что именно с этого дня начинаются обновления в природе – первый весенний день, первый гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени, всего нового и живого.У кыргызов в зависимости от месторасположения и языкового диалекта он иногда называется «Нооруздама» или «Ооруздама», однако суть и содержание одно и тоже. Нооруз праздновался, как и у других соседних народах, в день великого равноденствия. Разумеется, встречая праздник Нооруз кыргызы совершали очень много обрядов, ритуалов, которые сложились веками и передавались из поколения в поколения. Традиционное празднование Нооруза символично ассоциируется с «Новыми началами» – в соответствии с идеей относительно Нового года. И так о празднике.
Накануне праздника люди приводили в порядок свои дома, чистили вокруг домов, расчищали своё жилище от старого хлама, выкидывали ненужные вещи, расплачивались с долгами, мирились со всеми, с кем были в ссоре. В ночь перед праздником Нооруз в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все ёмкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой. Все члены семьи готовили себе к празднику новую и чистую одежду, предпочитали яркие цвета: красный, белый, голубой, зелёный. Также в последний день старого года и накануне встречи первого дня нового года кыргызы традиционно совершали «Алас» – «Аластоо» (окуривания арчовым дымом дом, чтобы всякая нездоровая дух, и все отрицательное, дух старого года выводились дымом из дома, а также из всех членов семьи. Дым, по нашему поверью, отгоняет злых духов, очищает дом и человека. Согласно завещанию наших предков, когда Нооруз входит в наши дома, все болезни и неудачи, злые духи должны обходить их стороной. При этом ритуале кыргызы всегда с большой надеждой ждали, что Нооруз принесёт в их дом счастье, благополучие, достаток и удачу.
В день праздника все старались быть в добром расположении духа, при встречах заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые, наилучшие пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их, прощались взаимные обиды. Люди старались одеться опрятно, чисто и по возможности во все новое. Иными словами, это был и есть праздник мира, согласия и единства.
В новогоднюю ночь Нооруза, в день равноденствия, да и последующие дни варилась особая похлебка из пшеницы, ячменя, пшена. Называлась такая каша «Көжө» – «Кёжё», «Көжө аш» или «Нооруз көжө». Главным традиционным блюдом в празднике Нооруз является специальная ритуальная, священная пища «Сүмөлөк» – «Сумолёк», которую готовят только в этот период года. Приготовление блюда занимает несколько дней. Традиционно сложилось так, что женщины-кыргызки заняты приготовлением «Сүмөлөк» – «Сумолёк»за 15-10 дней до праздника. За это время идёт подготовка всех компонентов, за несколько дней отращивает зерно отростками, а в день равноденствия готовить целый день, а то и сутки. Как правило, варили они всю ночь, и процесс варения «Сүмөлөк» – «Сумолёк» сопровождался всеобщими весельями, песня, плясками, играми и общей радостью. Испокон веков принято считать, что Нооруз это хороший повод посетить родственников и друзей, отдать дань уважения старшим членам семьи, соседям и своим соплеменникам.
Компонентами главное блюдо являются мука, пророщенная пшеница или из отростков пшеницы, соли, орехи, сладости, спущенные абрикосы – урюки, маленькие камни и многое другое. Кстати, по традиции, если один из камней «Сүмөлөк» – «Сумолёк» будет найден в блюде отдельной, конкретной семьи или человека, то это свидетельствует о благосостоянии семьи в будущем году. Как правило, главное блюдо праздника «Сүмөлөк» – «Сумолёк», готовится в больших казанах, установленных в больших очагах зарытое в землю, чтобы побольше было теплоты, по дольше удержала силы огня. Иногда сооружали специальные каменные очаги на земле. Из давних времён «Сүмөлөк» – «Сумолёк», в обязательном порядке готовятся несколькими объединенными семьями – соседями, всеми родственниками, друзьями. Приготовленной пищей угощали всех соседей, гостей, при этом желали друг другу счастья, здоровья, мира, благополучия, успехов, добропорядочности и честности.
На праздничном дасторконе, должны присутствовать различные продукты, выражающие семь жизненно важных элементов: воду, мясо, соль, топленное масло, муку, крупы и молоко, что в принципе и составляют основные компоненты главной традиционной пищи «Сумоляка» – «Сумолока». Традиционно все кыргызы с праздника Нооруз начинали новый год, новых перемен, нового урожая и ожидали всяческих удач в дальнейшей жизни. К слову сказать, если в день праздника Нооруз рождались дети то им обязательно давали идентичное имя. Если мальчики, по традиции, их называли Ноорузбаями или Ноорузбеками, а девочек просто Нооруз или Ноорузгуль. Это тоже своеобразная дань к празднику.
К великому сожалению, праздник Нооруз официально был запрещен Советской властью и Коммунистической партией, сделали совершенно забытым во времена Советского Союза как остаток прошлого и как религиозного праздника. И только в годы независимости этот праздник, как и в других республиках Центральной Азии возродилось.
А как ныне празднуют Нооруз в Кыргызстане? Благодаря суверенитету и независимости республики за последние 33 года был возрождён сам праздник, со всеми атрибутами, ритуалами и традициями, праздник «Нооруз» стал по-настоящему народным. Это само по себе является большим достижением не только нашего народа, но всех народов региона Центральной Азии.
5 февраля 1991 года этот праздник закреплён Законом Республики Кыргызстан (так официально назывался, наша страна до 5 мая 1993 г., с принятием новой Конституции, мы стали называться Кыргызской Республикой – авт.) в целях сохранения традиций кыргызского народа, формирующих высокую нравственность, обогащающих духовную жизнь соотечественников, а также учитывая многочисленные просьбы граждан о необходимости возрождения народного праздника «Нооруз» и установлено ежегодно 21 март официально объявить праздником Нооруз, соответственно выходным днем. Статус праздника также закреплён Трудовым кодексом Кыргызской Республики. И с тех пор этот праздничный день отмечается с сохранением национального колорита, широким народным гулянием. Традиционно, на центральной площади «Ала Тоо» города Бишкека и во всех областных и районных центрах начинаются театрализованные представления, на которых присутствуют соответственно руководство страны, области и районов. На местах, во многочисленных аилах и сёлах, а в городах в парках, скверах проходят народные гуляния, на ипподромах проводятся конные игры и соревнования, во дворах для детей и всех жителей микрорайонов организовывают игры, а также всех желающих угощают традиционным восточным, праздничным блюдом – аш, пловом.
Обязательным компонентом праздника является конно-спортивные шоу – «Улак тартыш» – «Козлодрание», «Эңиш» – «Борьба на конях», «Улуттук күрөш» - «Национальная борьба», «Кыз куумай» – «Догони девушку», «Ордо атыш», «Тогуз коргоол», «Жамбы атыш» – «Меткость стрельбы из лука на скаку, «Тыйын энмей» – «Выхватить на скаку монету из земли» и многое другое.
И ещё для сегодняшнего Кыргызстана Нооруз – это красочная выставка всего лучшего, что может выставить своим гостям и согражданам гостеприимный и талантливый кыргызский народ. Это изделия мастеров народного творчества – ювелирные украшения невест с их приданым, браслеты, кольца, серьги, нагрудные и головные ожерелья, также другие украшения для женщин. Одновременно практичная, своеобразно выдержанная национальным колоритом бытовая утварь. Здесь же шедевры прикладного искусства – национальная кыргызская юрта, которая никогда не бывает одинаковой с другими, как по внешнему облику, так и по внутреннему убранству. Украшением праздника становятся и ремесленные изделия из металла, керамики, кожи: сосуды, футляры, чехлы, виды тиснения, вышивка, инкрустации поражают умелым художеством, замысловатыми узорами и цветами. Удивительно красочные детские игрушки, наряды. Красиво выглядят и практичные конские сбруи, «ат жапкычтар», сбруи для верблюдов. В дни праздников особо удивляют народ, детей и гостей особый мир – шерстяных и кожаных изделий, ковров и кошм, одежды всех типов, видов и для всех возрастов. Кыргызский традиционный «Шырдак», «Ала кийиз» из шерсти и войлока, их сказочные, красивые орнаменты, философские живописные сцены охоты, свадеб и др.
Исключительное место занимают изделия из дерева, где материалом служат арча, тополь, абрикос, сай талы, корень дикой вишни, карагач, из которых рождает блюда и чашки, ложки с узорами, колыбели, сундуки разных размеров, и шкатулки, наконец, «фирменные» шахматы с духом кыргызов, национальным колоритом.
Все это происходит в день праздника Нооруз в современном Кыргызстане. Традиционный для кыргызов праздник Нооруз, который имеет тысячелетнюю историю, и будут продолжать свой путь и в будущем. С праздником Нооруз уважаемые соотечественники!
Абытов Байболот Капарович,
доктор исторических наук, профессор, Ошский государственный университет