«Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки»
Конфуций
О все возрастающей актуальности проблем изменения климата и их влиянии на все сферы экономики и политики – водные ресурсы, гидроэнергетику, сельское хозяйство, здравоохранение, туризм, внешнюю политику нашей страны и др. – автором было написано много статей за последние более чем 15 лет.
Последние события и информационные сообщения о проблемах водоснабжения в столице и ряде населенных пунктов, а также с проблемами ирригации, только подтверждают актуальность этих проблем. Как, впрочем, и ряд крупных международных встреч, состоявшихся в последнее время на региональном и глобальном уровнях. Причем, важно подчеркнуть, что эти статьи носили не только постановочный характер, но и содержали ряд конкретных предложений по решению этих проблем в ближне-, средне- и долгосрочной перспективе.
6 июня с.г. в Бишкеке состоялся Круглый стол «Реалии и перспективы решения водных проблем Кыргызстана в контексте межгосударственного сотрудничества Центральной Азии» с участием экспертов Администрации Президента, Жогорку Кенеша, представителей профильных министерств и ведомств, а также неправительственных организаций.
Целью данного Круглого стола являлось обсуждение актуальных вопросов, связанных с водными ресурсами Кыргызстана, а также проблем и перспектив их решения в рамках межгосударственного сотрудничества в данном направлении.
В частности, планировалось рассмотреть следующие вопросы:
- механизмы обеспечения водной безопасности Кыргызстана и стран ЦА;
- региональное сотрудничество в сфере расходования и управления водными ресурсами, как основа продовольственной, энергетической и экологической безопасности в Центральной Азии;
- перспективы усиления регионального сотрудничества Центральной Азии в управлении водными ресурсами;
- роль стратегических партнеров ЦА в обеспечении водной и экологической безопасности в регионе и др.
Безусловно, это очень важные вопросы, которые также рассматривались во многих авторских статьях за указанный 15-ти летний период, поэтому было весьма интересно каким же образом они будут рассмотрены участниками Круглого стола.
Однако, к сожалению, формат и содержание дискуссий, а также состав участников, за некоторым исключением, показал формальный характер и слабую подготовленность встречи. Многие из участников не представляли всей сложности и важности этих проблем и, что называется, были «не в теме» региональных вопросов и процессов сотрудничества. Именно отсюда у нас и накапливаются эти проблемы, которые имеют аккумулирующий эффект, и если мы не выработаем адекватных способов и методов решений, то нас будут ожидать последствия, о которых говорится в предыдущих авторских статьях.
Тем не менее, постановка проблем организаторами Круглого стола была очень правильная и как говорил один классик: «правильно поставить вопрос – значит наполовину решить его». Поэтому в рамках настоящей статьи хотелось бы рассмотреть более подробно те ключевые аспекты, которые прозвучали в выступлениях отдельных участников на прошедшем Круглом столе.
В частности, одним из участников вкратце говорилось об итогах Астанинского международного форума, состоявшегося 8-9 июня с.г., в котором принимал участие президент нашей страны, а также о предстоящем саммите Международного Фонда спасения Арала (МФСА) на уровне глав государств региона, который состоится в сентябре с.г. в г.Душанбе. Более того, поднимался вопрос о «разморозке» или возвращения нашего участия в деятельность этой организации.
Как известно, решение о «заморозке» в деятельности МФСА было принято в 2016 году с легкой руки тогдашнего президента и «обоснованное» руководством и чиновниками нашего внешнеполитического ведомства в то время. Кстати, чиновники, причастные к этому решению, до сих пор продолжают свою дипломатическую карьеру, не понеся должной ответственности за «обоснование» этого решения, нанесшее стране большой имиджевый и эколого-экономический ущерб.
Это решение многократно критиковалось автором этих строк за последние 7 лет как глубоко ошибочное, недальновидное и некомпетентное, не отвечающее интересам нашей страны, но которое до сих пор не отменено. Почему это произошло трудно сказать, но надо полагать, опять-таки по причине некомпетентности новых генераций руководителей и чиновников внешнеполитического ведомства Кыргызстана в вопросах регионального сотрудничества по рассматриваемым вопросам. А может быть и в силу влияния чиновников-дипломатов, причастных к «обоснованию» этого решения в 2016 году, которые, повторимся, продолжают свою дипломатическую карьеру в стенах внешнеполитического ведомства.
Хотя уже сколько президентов, премьер-министров и министров иностранных дел поменялось в нашей стране за эти годы, и которые на многих международных встречах говорили красивые, но дежурные фразы о «важности регионального сотрудничества», «дружбе и братстве», «необходимости совместного подхода к решению региональных проблем» и т.д. и т.п., но этими высокопарными фразами все и заканчивалось, которые, надо полагать, также писались все теми же чиновниками-дипломатами или переписывались ими из прежних выступлений.
Напомним, что это решение критиковалось в цикле статей «О некоторых проблемах водной дипломатии и политики» от 2016 года, эта критика была продолжена и в статье «Проблемы и перспективы кооперации в Центральной Азии в свете возрастающего влияния изменения климата» от сентября 2018 года. В этой статье проводился анализ участия президента Кыргызстана в последнем саммите МФСА в Туркменистане в качестве наблюдателя – «замороженного» участника. Все эти статьи можно найти в Сети и все аргументы этой критики сохранили свою актуальность и сегодня.
Этим же вопросам была посвящена и прошлогодняя статья по итогам 4-й консультативной встречи глав государств нашего региона «Встреча президентов ЦА в Чолпон-Ате», где опять-таки поднимались вопросы изменения климата, водных ресурсов и деятельности МФСА в целом и анализировались выступления президентов нашего региона. В ней также отмечалась продвинутая и дальновидная позиция по этим вопросам президента Казахстана К.Токаева.
Вот и на упоминавшемся прошедшем Астанинском международном форуме в июне этого года президент Казахстана опять выделил проблемы изменения климата и его влияния на экосистемы региона, что говорит о дальновидности, компетентности и последовательности внешней политики наших соседей по этим вопросам. Приведем некоторые цитаты из его выступления по этим вопросам.
«…Из всех вызовов, с которыми мы сталкиваемся, возможно, самым насущным является изменение климата. Центральная Азия находится на передовой линии противостояния этому вызову. Даже если мы успешно ограничим рост глобальной температуры до 1,5 градусов по Цельсию к 2050 году, что выглядит все более маловероятным, мы будем испытывать от 2 до 2,5 градусов по Цельсию роста температуры здесь, в Центральной Азии. Это приведет к трансформации или, точнее, к опустыниванию и обезвоживанию нашей местной среды. Мы должны быть готовы к большим трудностям.
Мы действительно обеспокоены нехваткой водных ресурсов. Засухи и наводнения в Центральной Азии нанесут ущерб в размере 1,3% ВВП в год, а урожайность сельскохозяйственных культур снизится на 30%, что приведет к появлению около 5 миллионов внутренних климатических мигрантов к 2050 году.
Площадь наших ледников уже сократилась на 30%. Уровень воды в двух великих реках нашего региона – Сырдарье и Амударье – к 2050 году снизится примерно на 15%. Чтобы предотвратить экологическую катастрофу в регионе, мы призываем выделять больше ресурсов на поддержку Международного фонда спасения Арала.
Проблема воды и изменение климата тесно связаны между собой. Центральная Азия – это регион, где водная безопасность может быть достигнута только путем тесного сотрудничества и эффективно подобранных совместных мер.
Для обсуждения этих и других вопросов, связанных с климатом в регионе, я предлагаю создать проектный офис стран Центральной Азии в Алматы и провести Региональный климатический саммит в Казахстане в 2026 году под эгидой ООН и других международных организаций…».
А о чем говорил наш президент на этом форуме? …
Опять общие формулировки о «важности реагирования на современные вызовы и угрозы», о том, «что переход к «зеленой» экономике, адаптация к изменению климата, устойчивое использование водных и природных ресурсов продиктовано жизненно важной необходимостью», «говоря о воде и водных ресурсах, Садыр Жапаров акцентировал, что в Кыргызстане вопросу эффективному использованию водных ресурсов придается важное значение, а также внедрению принципов интегрированного управления водными ресурсами для достижения социальных, экономических и экологических целей» и т.д и т.п.
Следует подчеркнуть характер общих формулировок без конкретной постановки проблем и конкретных предложений по их решению. Как говорил один мыслитель: «Общие места — это инвалиды истины», и кто пишет нашему президенту такие выступления и пропускает их для выступлений на таких высоких форумах?..
Это же лапша низкого качества, которой мы кормим международное сообщество на встречах подобного высокого уровня уже многие годы, и от которой порой становится, мягко говоря, стыдно и, что называется, «уши вянут»… Одно выступление президента нашей страны на последнем саммите МФСА 2018-го года в Туркменистане чего стоит, которое анализировалось в одной из вышеприведенных публикаций.
Необходимо отметить, что вышеприведенные цитаты президента Кыргызстана взяты из сообщения информагентства КирТаг в их кратком реферативном изложении, но текст полного выступления нашего президента не удалось обнаружить на его сайте, как и других его речей на последних важных международных встречах. Такая же картина и на сайте Министерства иностранных дел, где отсутствуют выступления министра на важных международных встречах и по идее должна отражаться внешняя политика нашей страны по тем или иным вопросам.
О чем это говорит?
Это говорит об отсутствии каких-то ориентиров или какой-либо системной, компетентной и последовательной внешней политики, ведь на основании этих выступлений у международного сообщества формируется мнение о том, как Кыргызстан позиционируется по тем или иным актуальным вопросам международной политики. Наши министр иностранных дел, его заместители и чиновники, руководители отраслевых министерств и ведомств разъезжают по загранкомандировкам, делают там заявления от имени страны, но когда пытаешься найти их тексты и понять в чем же заключается суть нашей внешней политики по тем или иным вопросам, то их невозможно найти.
Сказанное относится и к нашим депутатам, которые также совершают визиты к своим коллегам в ближнее и дальнее зарубежье по вопросам своей парламентской деятельности и, надо полагать, также делают заявления от имени Кыргызстана на межпарламентских встречах. И если покойный Т.У.Усубалиев, в качестве депутата, что-то пытался сделать по этим вопросам, что нашло отражение в цикле авторских статей «Еще раз о национальном богатстве Кыргызстана – его водных ресурсах», то это трудно сказать о депутатах последующих созывов, за редким исключением.
Вот так и живем уже много лет…, совершая «цветные» революции и низвергая президентов, но не обращая внимания на сущностные вопросы нашей внешней политики, которая есть логическое продолжение политики внутренней, которые по определению должны готовиться компетентными чиновниками среднего звена. И здесь тоже заложен очень большой пласт проблем, поскольку новые руководители приводят с собой своих доверенных лиц, а те, как правило, не разбираются и не проявляют особого рвения разбираться в весьма сложных специфических вопросах межгосударственных отношений и региональной политики в целом. Проще отделываться такими общими заявлениями и откатанными дипломатическими формулировками.
Однако вернемся к теме Круглого стола. Как уже отмечалось выше, одним из участников встречи поднимался вопрос об участии Кыргызстана в предстоящем саммите МФСА, которое состоится в сентябре с.г. в г.Душанбе. Ведь сейчас, надо полагать, внешнеполитические ведомства стран Центральной Азии ведут подготовительную работу к нему, где самыми главными вопросами должны стать вопросы стратегических направлений будущей деятельности МФСА, под новым председательством, которое должно перейти от президента Таджикистана другому президенту одного из государств нашего региона. Особенно в контексте тех вопросов, о которых говорил президент Казахстана в вышеприведенных цитатах.
И вот здесь возникает вопрос – а в каком качестве будет принимать участие в предстоящем саммите президент Кыргызстана? В качестве наблюдателя – «замороженного» участника, как это было в 2018 году в Туркменистане, или же в качестве полноправного члена-учредителя МФСА?
Если в первом качестве, то ничего делать не нужно, ограничиться подготовкой такого же общего, дежурного заявления, переписав и переработав его с аналогичных или предыдущего заявления 2018-го года. Если же в качестве полноправного члена организации, то уже сегодня, за оставшиеся два с небольшим месяца до начала работы саммита, нужно принимать решение о «разморозке» официально уведомив по дипломатическим каналам страны Центральной Азии и международное сообщество о таком решении.
В этом случае нужно активно включаться в подготовительную работу к саммиту по согласованию проекта итогового документа. С целью продвижения своих интересов в рамках МФСА и на основе тех предложений, которые выдвигались автором этих строк в служебных письмах и аналитических записках руководству страны и министерству иностранных дел. Как уже писалось во многих предыдущих статьях эти предложения могли бы составить основу наших национальных интересов или доктрины внешней политики не только в рамках МФСА, но и ЕАЭС, ШОС и других международных организаций и процессов.
В заключение хотелось бы поблагодарить организаторов Круглого стола за инициативу по его проведению и приглашение принять в нем участие, а также выразить надежду, что дискуссии по поднятым вопросам будут продолжены, но на более компетентном и профессиональном уровне с ближайшей целью провести наши интересы на предстоящем саммите МФСА в Душанбе, а в средне- и долгосрочной перспективе профессионально решать тот сложный комплекс проблем о которых говорится в настоящей статье.
07.07.2023