Из Концепции государственной службы, муниципальной службы и государственного агентства по делам государственной службы и местного самоуправления, разработанной в 2008 году и систематически обновляемой по мере изменения законодательства переменных разделов Концепции, связанных с нормами законов.
Из закона Кыргызской Республики О государственной гражданской службе и муниципальной службе:
В ЗАКОНЕ:
Статья 24. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственного гражданского служащего и муниципального служащего
«5. Дисциплинарное взыскание на служащего налагается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления с учетом тяжести и характера совершенного проступка, а также обстоятельств, при которых совершен проступок. Тяжесть и характер совершенного проступка, а также другие обстоятельства определяются комиссией по проведению служебного расследования, образуемой в государственных органах и органах местного самоуправления, результатом деятельности которой является внесение руководителю государственного органа, органа местного самоуправления предложения о применении конкретного вида взыскания.
6. Порядок проведения служебного расследования определяется Кабинетом Министров».
КОММЕНТАРИЙ:
Вряд ли в государственных органах/органах МСУ, особенно в айыл окмоту, где имеет место систематический наплыв граждан с самыми различными общественными и личными проблемами, где время в дефиците, будет объективная возможность отвлекаться еще и на служебные расследования. То что нарушение дисциплины и служебное расследование явление редкое – не оправдание. Законодатели, очевидно, не работали в айыл окмоту или в таких госорганах, где нагрузка большая и необдуманно усложняют работу. Особенно очень занят ответственный секретарь, так как должность ответственного секретаря, по сути, «тюремно-каторжная» – комплексно загруженный, мотор айыл окмоту.
Предпочтительно качественно заниматься первоочередными функциями государственного органа/органа МСУ, качественно принимать граждан, чем отвлекаться на внутренние бюрократические проблемы расследования. Для этого предлагается упростить задачу и решительно и оперативно наказывать государственного служащего/муниципального служащего, если факт нарушения налицо и если объяснительной запиской служащего нарушение подтверждается. Разумеется, что только признание госслужащим/муниципальным служащим своей вины не всегда может соответствовать действительности и что это нужно еще проверить и в итоге может оказаться, что госслужащий/муниципальный служащий не виновен (может он хотел прикрыть своего товарища, приняв вину на себя).
Или процесс наказания усложнили для того, чтобы защитить права безответственных госслужащих/муниципальных служащих или случайно не нанести морального вреда человеку, ошибочно наложив дисциплинарное взыскание?
Когда я ранее работал временно исполняющим обязанности главы айыл окмоту, как-то однажды на планерке мне трудно было объявить замечание или выговор одному безответственному сотруднику, чтобы оперативно дисциплинировать его. Но помешала бюрократическая волокита: для этого необходимо было назначать комиссию и провести служебное расследование, которое не может быть проведено в кратчайшие сроки. Поэтому считаю, что недобросовестные сотрудники могут пользоваться сложностью или даже невозможностью процедур наказания и такая расхолаживающая дисциплину саботажная бюрократия им на руку. Поэтому служебное расследование можно проводить, если госслужащий/муниципальный служащий сам этого потребовал или если дело запутано и требует тщательного разбирательства и уточнения, но не заниматься бюрократической волокитой по каждому нарушению без надобности. И без того на госслужбе и муниципальной службе работы очень много, очень много отчетов, очень много писем, а в айыл окмоту очень много хозяйственных дел и очень много обращений граждан и много выездов на места для решения социальных, хозяйственных и общественных задач. Также часто сотрудники областной государственной администрации (Полномочного представительства Президента в области) в самые неподходящие моменты перед самым обеденным перерывом или в последние минуты рабочего дня, когда сотрудники в районе или айыл окмоту собираются домой или в айыл окмоту заняты приёмом граждан, неожиданно дают спешные задания-телефонограммы вроде: «в течение одного часа срочно сообщите, сколько ЛОВЗ в регионе или национальный состав вашего региона, или качественный состав ваших сотрудников (ФИО, образование, стаж, национальность, адрес проживания) и многое другое.
О тяжести проступка.
А тяжесть проступка определить не так уж сложно. В крайнем случае можно определить, обсудив коллективно на планерке. Во всяком случае так будет оперативно.
В ЗАКОНЕ:
Статья 24. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственного гражданского служащего и муниципального служащего
«7. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться все обстоятельства служебной деятельности до совершения проступка».
ВОПРОС:
Предложение «все обстоятельства служебной деятельности до совершения проступка» подразумевает заслуги госслужащего/муниципального служащего или то, какой он хороший или плохой человек или для чего это придумано? Не для эффекта ореола? Или всё-таки подразумеваются обстоятельства, приведшие к нарушению?
В ЗАКОНЕ:
Статья 24. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственного гражданского служащего и муниципального служащего
«10. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения. Если в течение этого срока служащий не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания».
Предлагается немного доработать, чтобы понятнее было:
10. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения. Если в течение этого срока (в течение этих 365 дней да?) служащий не будет подвергнут новому взысканию, то он будет считаться не имеющим дисциплинарного взыскания СО ДНЯ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ (через 365 дней да?) дисциплинарного взыскания.
В ЗАКОНЕ:
Статья 25. Обжалование решений по дисциплинарным взысканиям
«1. Решение о применении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано служащим в суде.
2. Заверенная копия решения государственного органа, органа местного самоуправления о применении дисциплинарного взыскания выдается служащему в течение 3 рабочих дней после его принятия.
В случае невыдачи заверенной копии решения о применении дисциплинарного взыскания данное решение считается неизданным, а дисциплинарное взыскание непримененным».
А в Трудовом кодексе дело ознакомления с приказом решено более упрощенно:
«Приказ (распоряжение, постановление) о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение 3 рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение, постановление) составляется соответствующий акт». И на этом дело закрыто. Всё просто без лишних бюрократических волокит.
Хотя при этом допускаем, что на госслужбе/муниципальной службе выдачу копии приказа вероятно придумали для того, чтобы руководство не скрывало наказание, чтобы это было прозрачно и чтобы госслужащий/муниципальный служащий в случае необходимости имел возможность обжаловать решение руководства в суде. Но а если на госслужбе/муниципальной службе возникнет следующая ситуация?
СИТУАЦИЯ:
Если госслужащий/муниципальный служащий признает свою вину и согласен с наложенным дисциплинарным взысканием и расписался в ознакомлении с приказом но не требует заверенную копию, считая копию ненужной, то всё равно нужно прямо-таки заставить его обязательно получить копию решения? Госслужащий/муниципальный служащий может быть не в духе, обижен и абсолютно не желать расписаться. А если он намеренно откажется расписаться в ознакомлении с приказом, чтобы добиться дисциплинарного взыскания не примененным? Или можно составить акт о том, что госслужащий/муниципальный служащий отказался расписаться в ознакомлении и получении копии приказа, чтобы руководитель добился того, чтобы приказ о наложении дисциплинарного взыскания сделать признанным и действительным? В общем, статью нужно писать правильно и проще, не усложняя проблему. Статья провоцирует споры.
Улан ДУЙШЕНАЛЫ, автор книги «Кадр саясатынын программасы жана Мамлекеттик кызмат концепциясынан үзүндүлөр» («Программа кадровой политики и отрывки из Концепции госслужбы»), вышедшей в свет в августе 2023 года. Лауреат Международной литературно-общественной премии Международной академии русской словесности (Москва), обладатель диплома Финалиста Московской литературной премии в номинации «Фантастика», совместного Диплома Интернационального Союза писателей и Союза писателей Луганской Народной Республики и Диплома номинанта Московской литературной премии-биеннале 2020-2022.