Добавить свою статью
3 Октября 2023
ВЭК – основа «зеленой» энергетики Кыргызстана и интеграции Центральной Азии

«Близкий сосед лучше, чем дальний родственник»

Китайская поговорка

В ряде статей, начиная с 2016 года, автором критиковалось решение МИДа страны о «заморозке» участия Кыргызстана в деятельности Международного фонда спасения Арала (МФСА) как стратегически неверное, глубоко ошибочное и некомпетентное. В этих статьях приводились аргументы об ошибочности такого решения и содержался призыв отменить его и вернуться в МФСА для проведения своих национальных интересов. Причем, наряду со статьями направлялись служебные письма руководству страны с копией во внешнеполитическое ведомство и отраслевые министерства с более развернутым обоснованием.

Однако, если поначалу главным образом приводились аргументы экологического характера, то по мере дальнейшего изучения данного вопроса начали вскрываться и другие его свойства – а именно энергетические и экономического аспекты. Напомним, в статьях говорилось о том, что это не просчитанное решение нанесло очень большой ущерб стране, которое не получило должной оценки до настоящего времени, а его инициаторы продолжают работать во внешнеполитическом ведомстве, не понеся никакой ответственности за это решение, проводя такую же ошибочную линию в вопросах региональной внешней политики и сегодня.

Это решение до сих пор не отменено, о чем свидетельствуют результаты последнего саммита МФСА, состоявшегося в сентябре с.г., которые комментировались в недавних авторских статьях. Поэтому в рамках настоящей статьи будет предпринята еще одна попытка рассмотреть аргументы в пользу «разморозки» нашего участия в МФСА с точки зрения стратегических перспектив, которые может принести нам полноценное возвращение в деятельность этой региональной организации. Она написана в развитие положений, содержащихся в недавних авторских статьях по данной теме.

Как уже отмечалось в предыдущих статьях, на саммитах МФСА 2018 и 2023 года принималось решение о необходимости создания водно-энергетического консорциума (ВЭК) как долгосрочного и устойчивого механизма регионального сотрудничества. Это решение содержит в себе большой стратегический потенциал и перспективы для нашей страны, если мы наконец-то пересмотрим наше решение о «заморозке» и вернемся в МФСА с целью его продвижения в ближайшие годы. Наряду с другими вопросами, которые содержат в себе решения, принятые главами государств МФСА на последних саммитах.

В 2022 году Евразийский банк реконструкции и развития опубликовал доклад «Регулирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии». Это весьма и весьма интересный и содержательный документ, который на основе углубленного и системного анализа существующих проблем в регионе, включая и эколого-климатические, предлагает возможные решения по созданию ВЭК.

Приведем некоторые ключевые выдержки из этого документа.

«…Прогнозные расчеты показывают, что в странах ЦА ожидается повышенное энергопотребление в период 2020—2050 гг., вызванное динамикой развития экономики и ростом населения. Этот период совпадает с прогнозом активизации климатических изменений и устойчивой фазой сокращения водности в бассейнах Сырдарьи и Амударьи. При недостаточном накоплении объема водохранилищ их сработка на энергетические нужды может привести не только к сокращению выработки электрической энергии, но и к дефициту воды в вегетационный период, потере многолетней регулирующей способности водохранилищ, ухудшению условий межгосударственного водопользования.

Использование гидроэнергетических ресурсов в странах ЦА сталкивается с целым рядом проблем, и наиболее существенная из них — ограниченность инфраструктуры для транспортировки энергии. Необходимо совместно выработать долговременную стратегию водопользования в бассейнах трансграничных рек, которая обеспечит согласованный режим работы ГЭС с водохранилищами с учетом ирригационных потребностей. Геополитические особенности региона обусловливают необходимость консолидированных подходов к проведению согласованной энергетической политики на внешних энергетиче- ских рынках (Сарсембеков и др., 2004; Ясинский и др., 2010).

В течение ближайших десятилетий управление водными ресурсами в ЦА будет осложнено дополнительными проблемами, которые обострятся вследствие взаимосвязанных глобальных изменений и региональных социально-экономических тенденций — включая демографический прирост, экономическое развитие и изменение климата. Численность населения в регионе растет средними, но стабильными темпами, диапазон ожидаемого роста в период с 2015 по 2050 г. колеблется от 22% для Туркменистана до 68% для Таджикистана (для Узбекистана — 24%, Казахстана — 27% и Кыргызстана — 39%; по данным ДЭСВ ООН, 2015 г.). Это оказывает дополнительную нагрузку на водные ресурсы — необходимо производить продукты питания и электроэнергию для растущего числа людей. В связи с этим неизбежен и рост конкуренции между сельскохозяйственным, промышленным и коммунально- бытовым водопользованием.

… 26 ноября 2021 г. Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев подчеркнул целесообразность создания Международного водно-энергетического консорциума. Вопрос о совершенствовании институционально-правовых механизмов сотрудничества стран Центральной Азии в водно-энергетической сфере всегда оставался на повестке переговоров глав государств и правительств региона, а также является темой для консультаций с международными организациями.

На фоне укрепления регионального сотрудничества в Центральной Азии открывается возможность для переформатирования архитектуры взаимоотношений в ВЭК ЦА и совместного решения проблем нарастающего дефицита водных и энергетических ресурсов. Главные задачи в развитии интеграционных процессов и регионального сотрудничества в Центральной Азии: устойчивое обеспечение населения качественной питьевой водой, а отраслей экономики — водно-энергетическими ресурсами на основе эффективного функционирования водно-энергетического комплекса. В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование механизма сотрудничества для совместного использования водно-энергетических ресурсов региона, который отвечал бы политическим, экономическим, финансовым и экологическим целям и интересам каждого государства…

Проведенный анализ эволюции различных схем регулирования водно-энергетических ресурсов в бассейнах трансграничных рек в регионе и в мире позволяет выделить ключевые принципы для выработки новых эффективных регуляторных решений и обеспечения продуктивного регионального сотрудничества.

Среди них:

Рыночный механизм удовлетворения энергетических потребностей государств верховья бассейна Аральского моря (Кыргызстана и Таджикистана), в том числе на основе договорных и рыночных принципов (развитие регионального рынка, в частности через развитие необходимой институциональной среды и связываю- щей трансграничной инфраструктуры) и скоординированной инвестиционной политики, направленной на формирование оптимальной региональной структуры генерирующих мощностей и обеспечение надежного доступа к энергоресурсам (электричество и топливно-энергетические ресурсы) через совместное строительство, модернизацию и эксплуатацию необходимой энергетической инфраструктуры.

Усиление действующих и создание новых межгосударственных управляющих и исполнительных органов с соответствующим статусом, необходимым для выполнения ими функций по скоординированному и прозрачному регулированию водно-энергетических режимов рек на основе бассейнового принципа, освоению и использованию водно-энергетических ресурсов, регулированию режимов межго- сударственных перетоков электроэнергии и поставок энергоресурсов, связанных с осуществлением согласованного водно-энергетического режима рек региона Центральной Азии.

Эффективный механизм создания инвестиционных стимулов и привлечения инвестиций (обеспечение гарантий прав собственности, защита инвестиций и, возможно, справедливое распределение доходов и затрат при совместной эксплуатации объектов (опыт бассейна Сенегала) для реализации, в том числе совместной, проектов реконструкции существующих и строительства новых гидроэнергетических и водохозяйственных объектов межгосударственного значения в целях развития и эффективного использования водно-энергетического потенциала региона с учетом требований охраны окружающей среды.

Создание условий для производственной, технологической и научной кооперации в водохозяйственной и энергетической отраслях для повышения их экспортного потенциала и Решением для регулирования водно-энергетического комплекса ЦА на основе выявленных ключевых принципов является в первую очередь модернизация и укрепление существующих региональных организаций, задействованных в регулировании. Это касается прежде всего Международного фонда спасения Арала (МФСА), а также регуляторных структур Объединенной энергетической системы Центральной Азии (ОЭС ЦА) — Координационного электроэнергетического совета Центральной Азии (КЭС ЦА) и координационного диспетчерского центра «Энергия» (КДЦ «Энергия»).

Отдельным блоком решения выступает механизм взаимодействия с международными финансовыми институтами (в том числе с ЕАБР) для поиска финансирования и совместной реализации инвестиционных проектов.

Представляется целесообразным и актуальным усилить роль МФСА как политической платформы экономической интеграции стран Центральной Азии на основе общности интересов стран региона. МФСА за 30 лет деятельности сформировал достаточную правовую базу. Созданы базовые институты по управлению трансграничными ресурсами, представленные МКВК, БВО «Сырдарья» и БВО «Амударья». Политические возможности также имеются: МФСА возглавляется одним из глав государств Центральной Азии, функционирует Совет глав государств Центральной Азии по проблемам Аральского бассейна.

Под эгидой МФСА представляется важным обеспечить взаимодействие органов, задействованных в механизме регионального регулирования водных и энергетических ресурсов. В их числе МКВК, БВО «Сырдарья» и БВО «Амударья» с КЭС ЦА и КДЦ «Энергия», а также национальные органы, осуществляющие водно-энергетическую и экологическую политику. Это позволило бы обеспечить скоординированное развитие водного и энергетического сегментов единого комплекса — в том числе через определение региональных приоритетов в использовании водных и энергетических ресурсов и выработку целостной инвестиционной политики. Такое взаимодействие через разработку совместных решений МКВК и КЭС ЦА даст возможность координации ежегодных потребностей в водных ресурсах и электроэнергии (по объемам и срокам поставки). Это облегчило бы разработку оптимальных режимов работы ГЭС и водохранилищ с целью минимизации эксплуатационных затрат и обеспечения максимальной водоподачи с учетом экологических требований, а также позволило бы определить график потребностей в топливно-энергетических ресурсах…

Создание новой структуры — Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии (МВЭК ЦА) на политической платформе МФСА, которая смогла бы взять на себя ключевую функцию по поиску и обеспечению финансирования для реализации национальных и трансграничных инфраструктурных проектов в водохозяйственном и энергетическом секторах ЦА (см. рисунок Б). Предлагаемый подход основан на экономической заинтересованности сторон в совместной реализации новых водных и энергетических проектов и эксплуатации уже существующих объектов, укреплении региональной и национальной водно-энергетической инфраструктуры. При этом деятельность водно-энергетического консорциума должна опираться на модернизированную действующую структуру МФСА: МКВК, БВО «Амударья» и «Сырдарья», КДЦ «Энергия» и др.

Международный водно-энергетический консорциум Центральной Азии мог бы существовать в форме международной организации — юридического лица, созданного на основе международного договора. Альтернативно можно проработать варианты реализации МВЭК и его дочерних структур (например, отдельных водохозяйственных объектов) в рамках национального права. Возможна комбинация: сам МВЭК как международная организация, а отдельные объекты — в рамках национального права. Необходима юридическая проработка вопроса для определения наиболее гибкой и простой формы…

Финансовым оператором МВЭК может выступить международный финансовый институт (институты), в том числе ЕАБР, деятельность которого будет определяться специальным соглашением с водно-энергетическим консорциумом. Формами участия финансового оператора в деятельности водно-энергетического комплекса ЦА могут быть:

- предоставление долгосрочных кредитов, в том числе связанных (и под государственные гарантии), на финансирование строительства объектов электроэнергетики и водного хозяйства;

- инвестирование посредством эмиссии облигаций («зеленых» в энергетике и их производных «водных» облигаций в секторе водоснабжения с целью финансирования строительства и модернизации водопроводов и канализации), а также приобретения акций строящихся объектов;

- создание совместных предприятий по строительству и эксплуатации объектов с возможностью привлечения ресурсов международных финансовых институтов, международных доноров и частных инвесторов;

- организация синдицированного финансирования для объединения финансовых ресурсов международных доноров и, потенциально, мобилизации дополнительных внешних и внутренних финансовых ресурсов частного сектора;

- торговое финансирование, направленное на своевременное обеспечение взаиморасчетов членов консорциума по поставкам электроэнергии и топливно-энергетических ресурсов, оплате водохозяйственных услуг, закупам необходимого энергетического оборудования и т. д. Консорциум может упорядочить систему платежей и денежных потоков между государствами Центральной Азии и обеспечить тем самым устойчивое функционирование ВЭК ЦА;

- оказание финансовой, технической и консультативной помощи в разработке технико-экономических обоснований строительства объектов и усиление научно-исследовательского потенциала в сфере управления водно-энергетическими ресурсами Центральной Азии.

Развитие механизмов совместного регулирования водно-энергетического комплекса Центральной Азии может выступить основой для укрепления регионального экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества. Предоставляя правовую основу для сотрудничества на региональном уровне и стимулы для взаимодействия, новые подходы к регулированию ВЭК ЦА могут значительно упростить и ускорить формирование Объединенного энергетического рынка (ОЭР) в регионе».

Таковы, вкратце, основные идеи этого, повторимся, весьма содержательного документа, подготовленного высококомпетентными специалистами, знающими проблемы региона. Конечно, не со всеми положениями этого документа можно согласиться, но он закладывает очень хорошую основу для дальнейшего движения вперед по вопросу создания ВЭК в нашем регионе. Фактически это основа для наших национальных интересов, но нуждается в тщательном и всестороннем изучении компетентными экспертами и специалистами нашей страны, которые вовлечены в процессы регионального сотрудничества по вопросам водных ресурсов, энергетики, экономики и экологии.

Следует подчеркнуть, что идеи этого доклада идут в развитие предложений, ранее выдвинутых автором, по вопросам активизации Кыргызстана в процессах регионального сотрудничества в рамках МФСА с целью продвижения наших национальных интересов на системной, последовательной и долгосрочной основе.

Какие же первоочередные шаги представляются необходимыми в свете практической реализации вопросов, изложенных выше.

а) Наконец-то принять политическое решение о нашей «разморозке» в МФСА до конца 2023 года. С принятием этого решения решить вопрос о председательстве Кыргызстана в МКУР МФСА, начиная с 2024 года для продвижения наших интересов в РПООСУР и ПБАМ-4.

б) Решить вопрос о членах Исполкома МФСА от Кыргызстана, которые должны работать в Казахстане с 2024 года, когда к Казахстану перейдут полномочия председателя этой организации. Причем, это должны быть компетентные специалисты-отраслевики, разбирающиеся в специфике проблем региона и работы МФСА в целом, а не дежурные «дипломаты», умеющие говорить только общие слова.

Именно от них будут зависеть вопросы создания и продвижения ВЭК в рамках МФСА в ближайшие годы – вначале под председательством Казахстана, а потом возможно и Кыргызстана, о чем писалось в недавних статьях.

в) предложение о создании финансового института по ВЭК весьма интересно и перспективно, оно коррелируется с предложением о создании финансового и экологического центра в Кыргызстане, которое было выдвинуто в недавней авторской статье. Теперь становится очевидным, что начинать эту инициативу нужно не только в рамках ЕАЭС, а затем БРИКС, но также и, прежде всего, в рамках МФСА. И этот вопрос должны продвигать наши представители Исполкома МФСА в рамках создания ВЭК. Фактически это одна и та же инициатива, но которая должна продвигаться параллельно на разных политических площадках.

г) создать экспертную рабочую группу по разработке национальной позиции в рамках реформы МФСА и создания ВЭК, где также рассмотреть и обсудить предложения автора, выдвигавшиеся им на протяжении последних 10 лет, на предмет целесообразности их включения в национальную позицию.

д) начать продвижение некоторых предложений на предстоящих в октябре с.г. встречах высокого уровня – встрече с президентом России В.Путиным, саммите СНГ, встрече премьер-министров ШОС, которые состоятся в Бишкеке, и саммите «Один пояс – один путь» в Пекине. В частности, предложение о создании финансового центра в Бишкеке для решения и продвижения экологических инициатив и ВЭК Центральной Азии.

е) возможные другие меры.

Подводя итог сказанному, хотелось бы повторить и подчеркнуть мысль, приводимую в недавних статьях, что в условиях турбулентных процессов, которые переживает современный мир, или «тектонических процессов глобальной трансформации», нам необходимо в корне пересматривать нашу внешнюю политику с учетом трендов и тенденций, идущих в этих процессах. Время дежурных фраз и дипломатического пустословия прошло, настало время серьезных решений, основанных на системной аналитике этих процессов. Именно от того, насколько продуманными, системными и дальновидными будут наши решения сегодня зависит будущее нашей страны.

Исмаил Даиров

03.10.2023

Фото прикрепленное к статье
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

17-04-2025
Развитие гидроэнергетики и изменение климата – не получится ли эффект ножниц?...

14-04-2025
Новый мир панрегионов или неоимперий – что ожидает Кыргызстан в нарождающемся мире?

11-04-2025
Тарифный блицкриг Трампа – что дальше?!...

07-04-2025
Саммит ЕС-Центральная Азия – климат или инвестиции – что важнее?

03-04-2025
К чему приведет торговая война Трампа?...

02-04-2025
Стерилизация женщин и ковид-19 – выпадающих скелетов из шкафов все больше…

31-03-2025
Климат и вода – основа безопасности и сотрудничества в Центральной Азии

27-03-2025
Переговоры в Эр-Рияде – ситуация проясняется и усложняется…

20-03-2025
О чем смогли договориться Трамп с Путиным? – По Европе и Ближнему Востоку

18-03-2025
Китайский подход к мировой геополитике – «три севера, четыре моря»

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×