Саммит глав государств СНГ, состоявшийся в минувшую пятницу в Бишкеке, вызывал повышенное внимание и интерес на фоне турбулентных геополитических процессов, в основе которых лежат глубинные причины экономических проблем мировой экономики, идущих сегодня в мире и набирающих свои масштабы и интенсивность. В этом отношении было интересно посмотреть - как главы государств рефлексируют эти процессы в своих выступлениях, и каким образом это найдет отражение в итоговых документах саммита.
Следует напомнить, что незадолго до этого президент России В.Путин выступил с речью на Валдайском клубе, где изложил свое видение этих процессов, на основе которых сформулировал принципы нового мироустройства. Его речь анализировалась в недавной авторской статье и, надо полагать, Россия в своей внешней политике теперь будет неуклонно и последовательно претворять эти принципы в жизнь.
Эти вещи нашли отражение и в бишкекской речи российского лидера, поэтому приведем ключевые выдержки из его речи, поскольку в ней можно найти логическое продолжение идей его недавней валдайской речи. Вообще, многолетнее отслеживание и анализ выступлений российского лидера показывает системность и последовательность внешней политики России, что говорит о качественной работе его экспертной команды и спичрайтеров, готовящих для него проекты речей.
«Взаимодействие в рамках СНГ развивается на фоне сложной геополитической обстановки … Вместе с тем Содружество остаётся надёжным и, безусловно, востребованным и эффективным форматом сотрудничества, в рамках которого государства-участники выстраивают отношения исключительно на принципах партнёрства, взаимной выгоды и учёта интересов друг друга. И это вроде такая расхожая дипломатическая формулировка, но за ней стоят реальные дела…
Мы сделали главную ставку на рынки партнёров Содружества, а также на совместную работу, я хочу это подчеркнуть, в двустороннем формате, вы знаете об этом, мы ищем такие возможности и находим их, имею в виду совместную работу по импортозамещению и укреплению – что очень важно, хотел бы тоже на этом сделать акцент – технологического суверенитета…
Я обращаю ваше внимание на то, что, скажем, в той же еврозоне – да, у них там вроде в этом году будет небольшой рост, 0,5 процента, но основные промышленно-развитые экономики Евросоюза ушли в минус: минус 0,1 процента, минус 0,2, минус 0,3. В некоторых прибалтийских странах – минус три процента. Рецессия, это рецессия. Мы не радуемся этому, не рукоплещем, не зубоскалим – нет, но просто констатируем.
У нас, в СНГ, плюс 2,2 процента. Увеличение промышленного производства ещё больше – 2,7 процента, объём грузоперевозок растёт на семь процентов. В этой связи, конечно, очень важно, коллеги тоже упоминали об этом, развитие транспортной инфраструктуры.
Важным инструментом для дальнейшего наращивания торговых операций и инвестиционных потоков считаем создание устойчивой и независимой от внешнего влияния финансовой инфраструктуры, а также более широкое использование национальных валют во взаимных расчётах.
Сохраняют свою актуальность вопросы углубления внешнеполитической координации в рамках СНГ. Конечно, востребовано не только регулярно сверять часы по насущным глобальным и региональным вопросам, но и вырабатывать согласованные конкретные подходы и солидарно продвигать эти подходы, в том числе и в ООН, на других многосторонних площадках.
И конечно, важно вместе, сообща работать с единомышленниками из других регионов мира, со странами так называемого мирового большинства, глобального Юга, взгляды которых нам очень близки.
В этом контексте дополнительные возможности открывает состоявшееся недавно расширение числа участников БРИКС и готовность этого объединения работать со всеми партнёрами, которые разделяют его основополагающие ценности и идеалы. Поэтому налаживанию сотрудничества стран СНГ и БРИКС российская сторона, председательствующая в объединении в 2024 году, будет уделять первостепенное внимание. Мы председательствуем и в СНГ в следующем году, и в БРИКС. И это даёт нам возможность вместе с вами, в консультациях с вами выстраивать отношения со всеми организациями, в том числе и с БРИКС.
Международные отношения, и мы все это хорошо видим, переживают необратимые перемены, это теперь уже точно можно сказать, необратимые перемены. Это, конечно, прежде всего связано с тенденциями в области мировой экономики, потому что это база, за которой следует всё остальное. А тенденции такие, что страны так называемого золотого миллиарда постепенно по чисто объективным обстоятельствам, несмотря на попытки сохранить своё лидерство, это лидерство утрачивают. Объёмы производства увеличиваются в странах глобального Юга, в Азии увеличиваются.
Я уже говорил это, могу просто в общих словах сказать, что объёмы мирового ВВП в странах БРИКС уже стали больше, особенно после расширения БРИКС, значительно превысили страны «семёрки». И тенденция сохраняется – вот что самое важное. Тенденция экономического роста и могущества стран Азии сохраняется – и другого мира.
Причём это объективный процесс, от этого уже никуда не деться, а за ним следует и формирование многополярной системы. Дело не только в событиях на Украине и не столько даже. Да, они, конечно, увеличивают скорость этих изменений, но глобальные тенденции именно в этом – в тенденциях экономического развития.
Таковы, вкратце, основные тезисы выступления российского президента, которые, повторимся, отражают основные идеи недавней валдайской речи российского президента. Однако если валдайская речь содержала общие посылы и принципы, то в его выступлении в Бишкеке можно увидеть их практическое наполнение уже применительно к региону СНГ. Его выступления построены в логике геополитических процессов и трендов, которые также анализировались в недавних авторских статьях.
В принципе, на основе этих тезисов строились и выступления других глав государств СНГ, но с разными акцентами и нюансами, которые говорили о достижениях и перспективах в области экономического сотрудничества в рамках этой организации – торговли, логистически-транспортной инфраструктуры, цифровизации и культуры, а также об ущербе и недопустимости санкционных ограничений и необходимости поиска новых путей и механизмов сотрудничества, перспективах промышленной кооперации.
Все эти акценты и нюансы, где отражены национальные интересы и приоритеты, можно найти в выступлениях лидеров СНГ, которые размещены на их сайтах.
Однако обращает внимание то обстоятельство, что в речи российского лидера не нашли отражения экологические вопросы, хотя он упомянул их, когда говорил о концепции председательства России в СНГ в 2024 году.
Эти вопросы нашли отражение в выступлениях глав государств Центральной Азии, они фактически повторяли положения, но в более кратком виде, о которых они говорили в своих недавних выступлениях с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре. Их речи также анализировались в недавних статьях и на прошедшем саммите не было сказано ничего нового в этом отношении.
Следует отметить пустое кресло, предназначавшееся для лидера Армении, что вполне ожидаемо вследствие недавних кризисных процессов в Закавказье, которые по мнению некоторых экспертов еще далеки от своего завершения, но вполне логичны и закономерны вследствие тех же самых турбулентных геополитических процессов, которые мы сегодня наблюдаем в мире.
В рамках настоящей статьи анализ выступления президента Кыргызстана С.Жапарова оставим за скобками, отметим лишь, что она выдержана в прежних традициях и стиле, которая до сих пор сохраняется во внешнеполитических векторах нашей страны.
Вообще, анализ выступлений лидеров СНГ и принятые итоговые документы подтверждают выводы, которые были сделаны в недавних авторских аналитических статьях. В условиях формирования многополярного мира и конфронтации с коллективным Западом Россия поворачивается лицом к странам СНГ.
Однако страны СНГ в этих условиях находятся в состоянии «растяжки» между мировыми центрами силы – России, Китая, США и ЕС – пытаясь маневрировать между ними для продвижения своих национальных интересов через различные инициативы и пересмотр основных вектором внешней политики.
Предложение В.Путина о «создании устойчивой и независимой от внешнего влияния финансовой инфраструктуры» еще раз подтверждает тезис о том, что в ближайшие годы в существующей мировой финансовой архитектуре будут кардинальные перемены. Ведущими игроками и интересантами в этих переменах будут страны глобального Юга и, прежде всего, страны БРИКС и эта работа уже началась и набирает темпы.
Другое предложение российского лидера о том, что председательство России в СНГ в следующем году, и в БРИКС, даёт возможность странам СНГ выстраивать отношения со всеми организациями, в том числе и с БРИКС, еще раз говорит о возможности практической реализации инициативы, которая предлагалась в недавней авторской статье «Кыргызстан – финансовый и экологический центр нового мира» и развивалась в последующих.
К сожалению, эту инициативу пока не услышали и не восприняли в соответствующих кабинетах, но анализ выступлений глав государств СНГ в свете текущих геополитических процессов и трендов еще раз убеждает в чрезвычайной перспективности этой идеи, в случае ее грамотного, системного и последовательного продвижения на соответствующих международных площадках и платформах.
В частности, хотелось бы напомнить, что предлагалось использовать председательство России в БРИКС для лоббирования вступления Кыргызстана в эту организацию уже в следующем году, когда Россия будет председательствовать в ней. Этот вопрос нужно начинать продвигать уже сегодня и даже на предстоящем саммите «Один пояс-один путь», который вскоре начнется в Пекине, для чего необходимо начинать переговоры с лидерами России и Китая.
В случае, если эта инициатива увенчается успехом, то она может принести очень большие выгоды, через несколько лет, когда формирование нового мироустройства начнет приобретать зримые очертания и институциональные формы. Вся логика текущих процессов и трендов говорит об этом.
Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в условиях тектонических процессов и трендов глобальной трансформации, набирающих свою силу – на Ближнем Востоке, Украине, Закавказье и других регионах мира – внешняя политика Кыргызстана нуждается в кардинальном пересмотре именно с учетом и на основе этих процессов и трендов. К сожалению, этого никак не могут понять высокопоставленные лица, ответственные за вопросы формирования и проведения внешней политики нашей страны.
16.10.2023