Добавить свою статью
28 Ноября 2023
Вы не знаете величия своего языка, как и свою историю

В конце 1986 года в Москве меня в гости пригласил мой близкий старший друг, академик, д.м.н., профессор, лауреат Государственной премии Российской Федерации Владимир Васильевич Шафранов. На то время он был невыездной. На встрече был его тесть 86-летний Алексей Алехин (к сожалению, его отчества не помню). Он был военным человеком (получил 4-комнатную квартиру поближе к работе – Кремлю, в г.Москве), очень эрудированным, прямолинейным, с открытой душой, хорошо знающим историю и языкознание. Проработав долгое время в «Белом доме» СССР, он имел тесные контакты со многими учеными; он непосредственно принимал участие и видел своими глазами становление Советской власти.

При беседе он спросил у меня: «Как у вас (в Киргизии) относятся к Иосифу Виссарионовичу  Сталину?» Я ответил: «Большинство — положительно, я тоже», добавив: «Его заслуги забывать нельзя, но есть категории людей — проходимцы, воры, жулики, тунеядцы, не образованные, не умеющие анализировать и объективно оценивать ситуацию в стране и обществе; они относятся отрицательно». Мои слова ему понравились, поэтому он долго рассказывал про Сталина и его заслугах.

У меня были вопросы в отношении кулачества, произошедшего в 1933 году, так как мой дед молдо - «грамотный» Тойчу тоже был кулаком. На этот вопрос он ответил так: «В 1931 году был небывалый урожай, а в 1932-1933 годах из-за засухи урожая не было, начался массовый голод, но у богачей были продукты, живность. Они начали поднимать цены на продукты питания, поэтому Советская власть, чтобы накормить бедных, начала «отнимать» у них, т.е. «раскулачивать» богатых, чтобы продукты достались бедным.

В связи с этой беседой я вспомнил, что в период правления Атамбаева А.Ш. (2011-2017 гг.), когда он говорил, что 5-6 человек на сессии Жогорку Кеңеша Кыргызской Республики – Верховного Совета говорили, что будет повышение цен на муку, а на следующий день поднялись цены. Такая же картина происходит и сегодня, даже во время пандемии коронавируса — в период стресса и страдания народа — частники-бизнесмены вместо того, чтобы помогать людям, наоборот, разными путями и способами заполняли свои кошельки, приумножая свои богатства. Да, у человека во все времена в накоплении богатства так же, как и в овладении властью, нет предела насыщения; определенный контингент идет на все, чтобы достичь цели – лишь бы разбогатеть, властвовать. В борьбе за власть совершаются даже убийства.

Второй вопрос был у меня в отношении расстрела в 1937 году, так как первым супругом моей кайнене (матери моей супруги) был Осмонкул Кожобеков из Таласа. Будучи первым секретарем  райкома или обкома (супруга точно не знает) партии в городе Кара-Коле, он был расстрелян в 1937 году. Алехин ответил словами из первой конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года. «Там первым пунктом написано, что каждая Советская Республика имеет право быть самостоятельным государством, в связи с чем начали поднимать голову люди, которые хотели быть руководителями «самостоятельного» государства. Чтобы сохранить СССР, И.В.Сталин таких людей расстреливал».

Доказательством его слов могут поступки Б.Ельцина, Л.Кравчука и Шушкевича. Они хотели быть правителями «самостоятельных» государств и впоследствии ими стали. Б.Ельцин, чтобы сохранить свою власть, расстреливал из пушек своих парламентариев-депутатов, а чтобы сохранить целостность государства, «допустил» насилие детей, женщин и стариков в Чечне.

Третий вопрос у меня был о том, почему после войны сажали женщин-политиков. Ответ был такой: «Видишь, что делает Р.М.Горбачева?», т.е. «Жены политиков стали вмешиваться в политику, поэтому он их сажал» и добавил: «Правильно делал».

На этом запас моих вопросов был исчерпан. В наш разговор вмешался мой друг Владимир Васильевич: «Папа, лучше Рахманбеку расскажите про историю кыргызов». Возможно, до моего прихода у них уже был разговор на эту тему. Перешли на «кыргызскую» тему. Он спросил меня: «Как называется на кыргызском языке карандаш?» Я ответил: «Карандаш, калем, калем сап». Затем он спросил: «Как по-кыргызски «черный»?» Я ответил: «Кара». «А камень?» Я ответил: «Таш». Он сказал: «Это же ваши слова. Вы графит называли караташем, т.к. раньше вы писали караташем - графитом, мы вместо кара таша стали говорить карандаш». Он приводил очень много интересных конкретных других примеров в отношении наших кыргызских слов и нашей истории. Но эта отдельная тема.

Он спросил у меня: «Ваш язык – формированный язык?» Я удивился и спросил: «Разве у языка бывает форма?» Тогда он снова спросил: «А ты понимаешь слова, написанные на памятниках Күлтегина, Тонукука, Барс-Бека?» Я ответил: «Понимаю», так как в школе я читал тонкую желтую книжку 1947 года издания «Кыргыз жазуусунун тарыхы». Там были написаны Орхоно-Енисейские буквы — надписи на камнях, кажется, были написаны столбиком сверху вниз. «То есть ваши слова в течение 1,5 тысячи лет практически не изменились, ваш язык — формированный язык, другие не понимают слов, написанных 50 лет тому назад». Потом он спрашивал меня про историю и языкознание. К сожалению, запас моих знаний по истории  кыргызов практически ограничивался Советским Союзом, тем, чему нас учили в школе, что «до СССР у кыргызов даже не было письменности». И поэтому я толком ничего не мог ответить на поставленные вопросы. Тогда он сам продолжил рассказывать про историю кыргызов. В заключении он сказал: «Вы не знаете величия своего языка, как и своей истории!» Тогда я не придал значения этим словам, было другое, советское время, и мышление у нас тоже было другое.

Сейчас, переводя кыргызские слова на другие языки, мы порой не можем найти аналогичных слов. Да, оказывается действительно наш язык богатый, точный, гуманный. Например, даже про разведенных женщин кыргызы не говорят «разведенная» (быть без пары для женщин считается унижением). Женщин, чьи мужья погибли на войне или при защите родины, различают по  головному убору – платку и т. д. И каждый кыргыз знает имена своих предков до семи (некоторые до 16 поколений, каждый предок имеет свое название) поколений, чтобы исключить браки между ними, ведь это один из способов сохранения качественного генофонда.

В конце разговора мне подарили книгу по истории 1913 или 1914 года издания, в которой отсутствовали первые 14 страниц, но были материалы, связанные с кыргызами. Эту книгу я не успел прочитать, так как один из моих близких братишек (ныне покойный) попросил эту книгу, так она у него и осталась; о дальнейшей судьбе этой книги я не знаю, не спрашивал, так как я вплотную занимался хирургией вместе со всемирно известным детским хирургом Леонидом Михайловичем Рошалем. Он говорил, что я его первый аспирант. Надо было оправдывать его высокое доверие!

Тогда особого значения нашей беседе я не придал, но в моей памяти тот разговор сохранился, как будто он был сегодня. Теперь я убежден, что тогда он, Алексей Алехин, чистосердечно переживал за нас, кыргызов, поэтому он и рассказывал про историю и языкознание, за это ему большое спасибо, т.к. его рассказ стал причиной написания этой статьи. Надеюсь, эта статья  кому-то пригодится, станет толчком для дальнейшего развития истории, т.к. «жер жок кыргыз сөөгү жатпаган» - «кыргызские кости найдутся везде – по всему миру». Все это требует детального исследования, разумеется, как и проблемы языкознания кыргызов.

Прошло почти 40 лет, за это время мы стали суверенным государством, но за 30 лет суверенитета вместо развития и подъема культуры как суверенного государства, читая СМИ и смотря различные «телефонно-айфонные» материалы, слушая радио, я убеждаюсь и переживаю за то, что сегодня «испорченность» нашего древнего великого языка и снижение уровня интеллекта – прежде всего, среди политиков, и у сегодняшних «киргизов», неправильно говорящих по-кыргызски, т.е. «портящих» язык кыргызов («тил кетсе, дил кетет» - «портится язык, дух разладится») в итоге приведет к духовному разложению общества жителей Кыргызской Республики. Пришло время для исправления этих пробелов.

О языке. Аналогичный случай произошел с моим племянником Тагаем в 1990-х годах, когда после распада СССР наши люди массово уезжали учиться в Турцию. Его дочь, учась в Турции, вышла там замуж. Я спрашивал тогда Тагая: «Как ты разговаривал с кудаларом - родителями жениха?» Он сказал: «Дед нашего зятя хорошо понимал наш язык, он говорил, что ваш кыргызский язык очень похож на наш старый турецкий (возможно, и старый азербайджанский) язык, поэтому я с ними свободно разговаривал на кыргызском языке, языковых проблем с кудаларом не было. Он, старший куда, был рад разговору со мной «на своем старом турецком языке». Также он сказал о том, что жалеет, что современные турки не знают нашего прежнего старого языка, забыли. Таких примеров не мало, такая же картина сегодня и с «культурой» речи в Кыргызстане, которая требует «исправления» сначала среди людей, говорящих с высокой трибуны о «проходе».

Сегодня Кыргызстан — самостоятельная страна, поэтому пришло время научно-обоснованного, доказательного восстановления высокогуманной культуры, поведения и культуры речи нашего древнего мудрого кыргызского народа не только среди тюркоязычных народов и азиатского материка, но и всего мира. Надеюсь, этим займутся наши ученые филологи, историки, гуманитарии, общественники, а их на деле поддержат наши политики и руководство. Разумеется, наши сегодняшние филологи и историки, кроме знания кыргызского и русского языка, овладев чагатайскими, «тюркскими», китайскими, арабскими, «латинскими», персидскими и другими языками, изучив каменные надписи, археологические раскопки и работая с генетическим материалом, смогут без помощи других в оригинале глубже изучить всю историю нашего древнего народа, довести до сведения мирового сообщества свои открытия. Это будет способствовать восстановлению исторической справедливости, далее — чести и достоинства не только кыргызов, но и всего «тюркоязычного» населения земного шара. Все это нужно для  поднятия духа, патриотизма жителей тюркоязычных стран.

Кроме того, недавнее выступление по телевидению профессора Виктора Ивановича Козодая озадачило нас, кыргызов, и наших ученых. Он научно обосновывает, что наряду с возникновением мировой цивилизации в других местах существует «цивилизация сибирских кыргызов», которая требует неустанного, кропотливого труда для продолжения исследований, доказательств настоящими учеными, в том числе, тюркологами. Для этого не надо жалеть ни денег, ни времени. Надеюсь, кроме государства, для исследования найдутся спонсоры патриоты, хотя бы из числа людей, вышедших из академического круга «базаркомов», т.к. сегодня, в условиях «базарной экономики» в Кыргызстане все деньги находятся у «базаркомов». Кроме Ташкула Жанузаковича Керексизова, оставившего след в истории Кыргызстана, построившего Рух-Ордо и «Аалам-Ордо» на Иссык-Куле, ставших уникальными культурными объектами, которые поднимают национальный дух и вызывают чувство гордости кыргызского народа, такие же истинные патриоты найдутся и за рубежом, как и В.И. Козодой.

Сегодня нам необходимо доказать, преподать урок нашим некоторым оппонентам и неграмотным портителям нашего языка, оставить фундаментальное наследие для будущих поколений, еще раз убеждая их и поднимая дух нашего народа. Все это нужно для того, чтобы наши потомки гордились нашими предками, жили с высоко поднятой головой, сохранили качественный генофонд, разумеется, с обновлением «клеточной линии» и всегда двигались вперёд с лозунгом «Алга, Кыргызстан!»

Рахманбек Тойчуев

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

28-11-2024
Школьную форму для наших детей нужно шить самим
742

25-11-2024
Для устойчивого роста экономики необходимо созидательно использовать средства наших миллиардеров
2005

18-11-2024
Коммерческая лжеинтеллигенция погубит Кыргызстан
1002

13-11-2024
К вопросу о переходе на 12-летнее образование
545

11-11-2024
Нужен ли курултай?
689

04-11-2024
Как внедрить национальную идеологию в жизнь
1259

31-10-2024
Предложения для включения в закон о НАН КР
1792

21-10-2024
О критериях оценки деятельности научных учреждений и научных сотрудников
1386

21-10-2024
Говорим и пишем о Шелковом пути, прославляем его, но не знаем, где «потерялся» знаменитый шелк Кыргызстана
2572

11-10-2024
Использование общественного потенциала для борьбы с мусором 
2206

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×