Завершился двухдневный курултай народов Кыргызстана, который для президента и других руководителей страны стал источником получения из первых рук информации, накопившейся в течение года. На этом курултае подняли вопрос и о флаге Кыргызской Республики (КР), критиковали төрага-спикера Жогорку Кеңеша КР Нурлана Шакиева, все делегаты аплодировали.
В итоге 16 декабря на этом народном курултае президент КР Садыр Жапаров, подводя итоги, сделал заявление относительно изменения флага страны [Президент Жапаров пояснил, почему инициировал поправки во флаг — АКИpress Политика, 16 декабря 2023]. Речь главы государства была опубликована в АКИpress: «Давайте коснемся вопроса по флагу. Два дня я вас молча слушал. Прошу вас послушать меня до конца без выкриков и освистывания. Послушайте, и в конце примем решение. Когда был принят флаг, я был молодым парнем, который только женился. В тот день к нам приехали гости — друзья отца. Среди них были историки, санжырачы. Мы радовались принятию флага. Один из знаменитых санжырачы Асанказы сказал: «Как так? Флаг наш на подсолнух похожим стал. Нужно было поправить это». Далее он сказал, что и түндүк неправильный. Как оказалось, я тоже ранее не знал и не придавал значения в молодости — на түндүке установили чамгарак с тремя прутьями, а такой түндүк только в плохие дни устанавливали. Установленная в хорошие дни юрта носит по 5-6 прутьев в чамгараке. Санжырачы отметил, что нужно было хотя бы по 4 прута сделать. Оказывается, кыргызы в траурные дни на скорую руку устанавливают маленькую юрту [по 3 прута]. Такое и сейчас продолжается».
Этими словами он поставил жирную точку. Но остались вопросы в отношении лучей.
Не отходя «от кассы», остановлюсь на «подсолнухе» - точнее на лучах на флаге нашей Республики. Лучи, с точки зрения фундаментальной науки, волнообразные. Только волнообразные лучи способны, оптимально огибая, обходить препятствие, могут проходить, взаимодействовать и созидать, а прямолинейные лучи отражаются, возвращаются к исходному, как и некоторые солнечные лучи, обратно, отражаясь от ледников. В те времена таких научных доказательств в отношении лучей наши предки не знали, если бы знали, тогда про лучи флага так бы не говорили. У каждого человека свое восприятие, понимание и умозаключение: один видит «подсолнух», другой – созидание; таково человеческое восприятие.
К сожалению, эту «точку» должны были поставить ученые и аксакалы. Очень жаль, что наши ученые такие положительные и отрицательные стороны, связанный с боз үй (юртой) и түндүком, не разъяснили простым людям, не было бы тогда таких кривотолков. В таких случаях ученые, умные аксакалы, должны были найти – «караңгыда жол тапкан» - «в темноте нашедшие дороги». К сожалению, таких людей среди наших ученых не оказалось. С другой стороны, наши великие ученые гуманитарных и общественных наук, деятели культуры, не знали о таких традициях, связанный с боз үй (юртой) и түндүком. Ученые даже не догадались изучить такие ценные сведения. Думаю, если бы ученые это знали, то тогда они, обосновав свои слова, разъяснили все, не вводя народ в заблуждение. Они сказали бы свое решающее слово, объяснили бы наши традиции, культуру, написали бы в СМИ, «что у нас, кыргызов, такая традиция, связанная с түндүком». И такого кривотолка среди населения не было бы.
Все это свидетельствует о низком уровне научных знаний и интеллекте наших ученых-общественников, который нуждается в рациональном обновлении, которое теперь, разумеется, осуществится и будет внедрено в практику под руководством нашего президента С.Н.Жапарова — борца за справедливость, отвечающего за сохранность страны, наследие и традиции древнего кыргызского народа. Деление түндүка по чамгараку (перевода слова «чамгарак» в русском языке мы не нашли, кажется, нет дословного перевода, поэтому оставим в оригинале, как и другие кыргызские и казахские слова, включая принятое всеми филологами кыргызское слово «манкурт»). Это говорит о высоком интеллекте, гуманности кыргызов. Мы, кыргызы, должны гордиться такими традициями, гордиться тем, что наши предки оставили нам такое наследие, традиции, понятия, означающие благосостояние, радость или отражающие огорчение, трагедию семьи, племени или всего кыргызского народа. В этом аспекте есть словосочетания, понятия «түндүгү түшкөн», «үзөнгүдөн буту тайган» и т.д., которых нет у других, а есть только у нас и казахов. Все это необходимо довести до сознания молодежи. Это задача ученых и политиков.
Возникает другой вопрос: «Кто-либо из ученых или их потомков записал, снял на видео рассказы таких санжырачы, как Асанказы-аке или ему подобных людей «даанышманов», или их знания ушли вместе с ними - санжырачыларами (сказателями санжыры)?» Если записали, тогда необходимо не один раз, а неоднократно публиковать, показывать, пока это не дойдет до сознания общественности, не выработается, как «безусловный рефлекс». Необходимо, чтобы наша молодежь знала о ценном, поучительном, высокоинтеллектуальном наследии наших предков и всегда помнила об этом, осознавая свой «Ата Мекен», традиции, культуру, поступки, щедрые души предков.
Надеюсь, среди нашего населения есть люди, слышавшие или знающие о таких преданиях, наследии наших предков, гуманных традициях, поступках кыргызов при разных обстоятельствах. Пока такие люди не затерялись, напишите об этом на всем доступном сайте АКИpress, в разделе «Мнения». Это поможет сохранить, возобновить наши забытые гуманные, высокоинтеллектуальные традиции о рукоделии, питании, напитках, поступках, способствующих укреплению духа, подъему патриотизма, гордости нашего народа и передачи наследия потомкам. Можно включить примеры из разных источников, традиции о юрте, одежде, поступках, которые имеются в исторических фильмах наших братьев тюрков («Воскресший Эртугрул», «Курулуш-основатель государства Осман»), археологических раскопках, написанных трудах, книгах, картах, наскальных рисунках, петроглифах, преданиях, легендах и др. источниках, разумеется, включая и санжыры — нашу устную историю, традиции. В этом аспекте задачи ученых — найти, обработать, обобщить эти материалы, преподнести и оставить нашим потомкам, чтобы их духовное состояние было на высоте, развивались способности аналитического мышления, рационального созидания, возрождения и обновления, но с оптимальным достижением равновесия. Надеюсь, эти предложения учтут ученые-гуманитарии, изучат и устранят пробелы в своих исследованиях. Это тоже «уроки истории».