Итак, наступил 2024 год, по мнению многих аналитиков и политологов Сети - год "великого перелома" - в котором на международной арене будут продолжаться «тектонические процессы глобальной трансформации» с их трендами, достаточно контурно обозначившимися за последние годы и которые описывались в различных аспектах и коннотациях в авторских статьях прошлого года.
Разумеется, что эти процессы и тренды задаются крупными геополитическими игроками в соответствии с их интересами, зачастую противоречивыми и даже антагонистическими. Они же требуют соответствующих мер реагирования со стороны игроков калибром поменьше, вовлеченных в орбиту этих самых интересов. К последним относятся Кыргызстан и страны Центральной Азии в целом.
Среди вала информации по этим вопросам с анализом, прогнозами и рекомендациям для текущих процессов, который переполнил политологический сегмент Интернета, встречаются достаточно интересные, трезвые и дальновидные оценки текущих процессов. Именно они представляют интерес для нашей страны в качестве ориентиров во все более разыгрывающемся геополитическом шторме, и они будут предметом рассмотрения в рамках настоящей статьи.
В статье «К итогам 23-го и прогнозам на 24-й год – тренды зашкаливают!» и более ранних в прошлом году автором уже приводился краткий обзор этих процессов в их динамической взаимосвязи и вытекающих из них трендов. По мере дальнейшего отслеживания вопросов, затронутых в них, появились новые нюансы, которые проливают дополнительный свет на эти самые вопросы.
В этом отношении весьма интересна точка зрения одного российского аналитика, что триггером процессов, запустивших очередную войну на Ближнем Востоке, было заключение соглашения между Ираном и арабскими странами, которое стало возможным при посредничестве Китая. Оно же вскрыло глубинную причину этих драматических событий, которое лежит в религиозной сфере и насчитывает многовековую историю.
Другие аналитики вспоминают встречу 2001 года между покойным лидером Палестины Ясером Арафатом и премьер-министром Израиля Эхудом Бараком, которая тогда состоялась при посредничестве президента США Билла Клинтона. На этой встрече, как стало известно впоследствии, США и Израиль соглашались на создание независимого палестинского государства, но при одном условии, которое не смогло принять тогда руководство Палестины. При этом палестинцам предлагались такие выгодные условия как делимитация границ, возврат беженцев, компенсацию палестинцам и др.
Представляется, что именно этот «камень преткновения» лежит в основании очередной войны на Ближнем Востоке, которая повторимся имеет многовековую историю и глубоко религиозные корни. Как этот «камень» будет убираться с дороги и решаться «гордиев узел» проблем на Ближнем Востоке покажет время.
Однако судя по позиции России по израильско-палестинскому вопросу и пышному приему, который оказали недавно российскому президенту В.Путину лидеры ведущих арабских стран, а также как стремительно прилетел лидер Ирана к нему после ближневосточного турне, можно придти к выводу, что какие-то предварительные договоренности по этому вопросу уже достигнуты. И все ждут итогов президентских выборов в США, поскольку этот вопрос должен будет решаться с новой администрацией Белого дома.
Очевидно, что и внешняя политика Кыргызстана должна строиться с учетом этого «камня преткновения», постоянно отслеживая этот фундаментальный вопрос международной политики. В этой связи вспоминается абсолютно некомпетентное заявление бывшего министра иностранных дел нашей страны, который в 90-х годах во время своего визита в Израиль заявил о том, что наша страна заинтересована признать Иерусалим столицей этого государства. И ведь кто-то посоветовал ему сделать такое заявление…
Тогда это заявление вызвало международный скандал и бурные протесты со стороны арабских стран и его пришлось спешно дезавуировать. Таким был уровень нашей внешней политики во времена первого президента, немногим он отличался и во времена последующих, особенно по вопросам региональной политики, о чем и писалось во многих авторских статьях последнего десятилетия.
Как уже отмечалось выше в Сети встречаются интересные, трезвые и дальновидные оценки текущих геополитических процессов. К таковым относится мнение директора Центра исследовательских инициатив Ma'no Бахтиера Эргашева, выраженное в статье с характерным названием «На кого ориентироваться Узбекистану в новой многополярной системе мира». Оно фактически дублирует основные мысли автора, изложенные в некоторых авторских статьях прошлого года. Приведем его ключевые мысли.
«…Для меня понятие "глобальная трансформация мировой экономики и политики" имеет отношение к процессу окончания эпохи господства западного мира и формирования нового многоцентричного мира, в котором роль и значение Запада уравновешены влиянием глобального Востока и Юга. Сейчас усилились дискуссии о том, какой исторический момент может считаться началом эпохи западного доминирования над незападным миром. На мой взгляд, символическим событием в этом плане является подписание Тордесильясского договора в июне 1494 года – через два года после того, как Колумб открыл Америку и через год после того, как он вернулся в Испанию…
мы можем говорить о том, что вот уже 500 с лишним лет западный мир, пользуюсь своим преимуществом, захватывал, подчинял, уничтожал и грабил неевропейский мир. И вот эта 500-летняя эпоха заканчивается – этот мир ломается, ломается система взаимоотношений между глобальным Западом и глобальным Югом. И все это происходит буквально у нас на глазах. И происходит это потому, что позитивный потенциал глобального западного проекта, который был предложен миру 500 с лишним лет назад, заканчивается…
В настоящее время рыночная экономика постепенно вырождается. Углубляется кризис экономики ссудного капитала. Так, в 2022 году объем деривативов составлял более 20 триллионов долларов. Это пустые бумажки, которые финансовые структуры лепят и передают друг другу на основе небольшого количества договоров на реальную поставку реальных товаров. На самом деле это огромная сумма ничем не обеспеченных денег…
Все это напрямую относится и к Узбекистану, а также ко всем малым и средним странам мира, которые по большому счету и формируют глобальный Юг и глобальный Восток. Это страны, которые не обладают ядерным потенциалом и огромным размером экономик, но именно они во многом определяют то, куда будет идти мир в новых условиях. Поэтому анализ тех изменений, которые происходят в мире, всегда нужно рассматривать с точки зрения перспектив развития нашей страны, как одной из средних стран по территории, численности населения, экономическому потенциалу в мире. Важно понимать, куда мы идем в рамках этих очень глубоких процессов…
По расчетам, которые сейчас делают специалисты, к середине 21 века окончательно сформируется многополярная система с четырьмя центрами силы, которые сформируют свои валютные зоны и военно-политические блоки. Это будут Америка со своими союзниками, КНР, Россия и Индия. У этих стран разные размеры экономик, потенциал военной мощи, уровень технологического развития. В каких-то вопросах они опережают, в чем-то отстают друг от друга, но в целом совокупная мощь различных факторов говорит о том, что именно эти страны могут стать глобальными центрами силы и основой многополярного мира…
Дискуссии на первом Диалоге аналитических центров глобального Юга, который состоялся в начале ноября нынешнего года в китайском городе Сиамень, показали, что вопросы гегемонии и нового лидерства в новом формирующемся многополярном мире, формирования новых форматов взаимодействия малых и средних стран в условиях многополярного мира – являются ключевыми на современном этапе…
(представители Кыргызстана также принимали участие в этом диалоге и становится интересным какие рекомендации они предложили для нашей страны в свете итогов и дискуссий этой встречи – И.Д.)
Сейчас мы готовим большой аналитический документ, в котором постараемся рассмотреть эти вопросы и предложить некоторые выводы и решения для этой глобальной дискуссии. На самом деле, это очень серьезно и нужно четко понимать, куда двигаться, в чем наше отличие и почему нам не нужно, например, вступать в те или иные объединения и блоки…
К сожалению, значительная часть управленческой элиты в Узбекистане до сих пор живет стереотипами о том, что Запад доминирует и будет доминировать. Это имеет очень серьезное влияние на формирование внешней политики и торговли, экономических приоритетов и принципов развития страны. В экономических и политических кругах ходят бесконечные разговоры о демократии, рыночной экономике, приватизации всего и вся, необходимости вступления в ВТО, которая в реальности сейчас мало кому нужна в мире. Гораздо более разумно говорить о более активном взаимодействии, например, с БРИКС, которая в отличие от той же ВТО является не рудиментом старой системы, а форматом новой глобальной архитектуры, формирующейся на наших глазах…
(абсолютно правильное положение и согласуется с тем, что предлагал автор в ряде статей прошлого года, а именно вступление Кыргызстана в БРИКС и активное продвижение интересов нашей страны в рамках этой организации. Прежде всего экологических и финансовых, а точнее, в их тесной взаимосвязи. Более подробно см.статьи "К вопросам формирования новой финансовой архитектуры ШОС", "Кыргызстан - финансовый и экологический центр нового мира" и др.– И.Д.)
По мнению Б.Эргашева, ориентация на Запад и США, которые сейчас являются слабеющим гегемоном, на фоне усиления глобального Востока и Юга, является ошибкой стратегического масштаба. Экономические и политические державы первого порядка во второй половине XXI века будут представлены странами глобального Востока и Юга, начиная с Китая, России, Индии и заканчивая Бразилией, Нигерией, Индонезией, Пакистаном, Турцией и Ираном.
"Именно они будут основными локомотивами экономического и технологического развития. Политической элите каждой страны важно уже сегодня видеть новые глобальные тенденции и вовремя освобождаться от отживших стереотипов. Ошибки в понимании того, какие силы имеют перспективы стать реально движущими силами в мировой экономике и политике, а какие уже умирают и будут уходить на вторые роли, ошибки в выборе тех, с кем нам по пути, будут иметь очень серьезные стратегические последствия".
Очевидно, что мысли узбекского эксперта коррелируются и согласуются с мыслями автора этих строк, изложенных в многочисленных публикациях прошлого года, как и предыдущих лет, но в более подробном изложении и с конкретными предложениями для внешней и внутренней политики нашей страны.
Об этом же говорят и многие другие аналитики и политологи постсоветского пространства, как, впрочем, и их западные и незападные коллеги. Весьма интересны в этом отношении коллизии начинающихся президентских выборов в США, где начинаются нешуточные баталии между демократами и республиканцами за власть в Белом доме и весь мир наблюдает чем закончатся эти баталии.
Эти вопросы еще будут предметом отдельного рассмотрения, поскольку именно от них будет зависеть развитие ситуации на Ближнем Востоке, Украине, Европе и в мире в целом. Здесь лишь отметим, что по мнению некоторых аналитиков в США созревают условия для гражданской войны, вплоть до распада этой страны. И именно от того как будет развиваться президентская кампания и кто придет к власти и решится вопрос глобального противостояния между США и Китаем, в том числе вопрос с Тайванем и Юго-Восточной Азией в целом.
Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что 2024 год — это время развития или перелома «тектонических процессов глобальной трансформации», которые набирают свой масштаб, амплитуду и глубину во всех регионах мира, и Центральная Азия не является в этом отношении исключением. Более того, наш регион находится на пересечении осей интересов ведущих геополитических игроков, о чем и писалось в предыдущих авторских статьях, и что подтверждается мыслями узбекского эксперта, как, впрочем, и других компетентных аналитиков.
Другими словами, наступившее время глубоких перемен требует адекватных подходов и решений, основанных на анализе и понимании идущих перемен. Какими могут быть эти решения и предлагается в ряде авторских статей прошлого года. Однако, наши высокопоставленные чиновники, ответственные за эти вопросы, к сожалению, пока не восприняли эти предложения. Между тем, время идет и последствия не принятых вовремя правильных стратегических решений не заставят себя ждать в бурно меняющемся мире уже ближайшей перспективе.
03.01.2024