«Странная всё-таки вещь — интуиция,
и отмахнуться от неё нельзя,
и объяснить невозможно»
Агата Кристи
«Интуиция – это голос Бога»
Мурат Мусабаев
Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, всегда интересовал мыслителей и философов всех времен и народов, задумывавшихся о природе человеческого разума, принципам мышления и/или логики человека, с помощью которых решаются все без исключения проблемы человеческой жизни – от бытовых до бытийных.
Этот вопрос тесно связан или упирается в другие фундаментальные вопросы – что такое Человек? В чем смысл человеческой жизни? Почему у одних людей жизнь или судьба, что называется, счастливая, а у других нет? Какие критерии счастья? Что нужно человеку для того, чтобы он прожил счастливую жизнь? И многие другие сопряженные с ним вопросы.
Задумывался над этими вопросами и автор этих строк с молодых лет, пытаясь найти ответы на них у многих философов и мыслителей древности и современности. Помнится, как в студенческие годы его поставил в тупик вопрос древнегреческого философа Сократа – «Почему человек знает, что хорошо, но делает то, что плохо». И только недавно начали прорисовываться контуры ответа на этот вопрос, как и на многие другие.
С развитием информационных технологий и, особенно, искусственного интеллекта в последние десятилетия возможности поиска ответов на эти вопросы значительно расширились. Однако в тоже самое время и, пожалуй, в такой же мере они и усложнились, поскольку найденные ответы на волновавшие вопросы, порождали новые вопросы.
В начале 90-х годов ответы на эти вопросы автор пытался найти в книге российского автора А.Ракитова «Философия компьютерной революции» о которой писалось в недавней авторской статье «Цифровизация и экологизация – два тренда цивилизации» и продолжал размышления над этими вопросами в контексте все нарастающего бума цифровизации.
Ответы на эти вопросы он также пытался найти в книге «Искусственный интеллект и будущее человечества», написанную в 2018 году бывшим госсекретарем США Г.Киссинджером в соавторстве с Эриком Шмидтом, бывшиим генеральным директором Google, и Дэниелом Хаттенлокером, деканом Шварцманского компьютерного колледжа Массачусетского технологического института. В русском переводе она вышла в 2022 году.
Имена авторов говорят сами за себя и в предисловии к этой книге приводится краткий перечень достижений, которые они достигли за свою профессиональную карьеру и внесли свой вклад в развитие человечества на рубеже тысячелетий. Очевидно, они что-то понимали в проблематике искусственного интеллекта (ИИ).
Безусловно, это очень интересная и содержательная книга, как, впрочем, и книга А.Ракитова, рассматривающая многие проблемы человечества сквозь призму перспектив развития искусственного интеллекта в 21-м веке. Многие поставленные вопросы перекликаются с вопросами, поставленными в книге вышеуказанного российского автора.
Однако, ни у российского, ни у американского авторов ответы на выше поставленные вопросы трудно найти. Более того, они сами задаются этими вопросами, поэтому приведем краткие выдержки из книги американских авторов.
«Сегодня появление ИИ изменяет представление человека о реальности и, следовательно, о самом себе. Появление машин, интеллект которых может сравниться с человеческим или превзойти его, означает не менее глубокие преобразования, чем в эпоху Просвещения. Даже если так называемый общий искусственный интеллект (Artificial general intelligence, AGI), решающий любые интеллектуальные задачи на уровне человека, не появится, мы движемся к великим достижениям, и эти достижения должны побудить нас к философским размышлениям — ведь если ИИ мыслит, то кто тогда мы? …
Благодаря ИИ машины будут превращаться из наших инструментов в наших партнеров, и мы все чаще будем не ставить перед ИИ конкретные цели, а советоваться с ним. И когда производительность ИИ превзойдет производительность человека при выполнении той или иной задачи, отказаться от применения этого ИИ — хотя бы в качестве дополнения к человеку — станет, по всей видимости, невозможно.
И это может изменить курс развития общества и ход истории. Машины помогут нам делать работу, ранее считавшуюся чисто человеческой, такую как создание музыки или новых методов лечения, — или будут делать ее за нас. Целые области человеческой деятельности будут окутаны паутиной процессов с участием ИИ, и мы достигнем целей, ранее считавшихся невозможными.
Уже сегодня процессы ИИ, основанные на так называемых больших данных, используются в разработке политических сообщений и пропаганде, для политической дезинформации и для борьбы с ней. При этом роль ИИ в определении и формировании информационного пространства становится все сложнее установить — иногда он действует так, что даже его разработчики могут описать это лишь в общих чертах. Это может изменить перспективы демократии и даже самой свободы воли, поэтому очень важно изучать эти изменения.
Будущее военной сферы еще сложнее — если армии примут на вооружение стратегию и тактику, сформированные ИИ, а машины получат возможность самостоятельно принимать военные решения, законы войны, скорее всего, ухудшатся или потребуют адаптации. Что будет, если ИИ посоветует шахматисту пожертвовать ценной фигурой? Ничего страшного. Но что, если ИИ порекомендует главнокомандующему пожертвовать меньшей частью населения, чтобы спасти большую часть? Если мы не в состоянии понять логику каждого отдельного решения ИИ, должны ли мы выполнять его рекомендации? А если мы этого не сделаем — не приведет ли это к намного более худшим последствиям? А что сделает противник?
На этих примерах особенно хорошо видно, какие границы появятся между социальными группами и странами, которые примут на вооружение разные ИИ или вовсе не примут новых технологий, — их способы восприятия реальности могут разойтись в непредсказуемых направлениях. В результате технология, которая изначально считалась инструментом преодоления национальных различий и распространения объективной истины, со временем может стать источником соперничества и взаимного непонимания.»
Весьма интересны ответы ИИ на поставленные философские вопросы, приводимые в книге. Они дают представление о возможностях и ограничениях «думающего» ИИ.
«Когда GPT попросили ответить на эссе, написанные о ней философами, в форме продолжения фразы «Дорогие человеческие философы, я с интересом ознакомилась с вашими комментариями относительно моих возможностей и ограничений», результат был таким:
Ваши вопросы важны, и я рада, что вы задаете их.
Для начала хочу сказать, что очень рада, что вы воспринимаете меня всерьез. Именно поэтому я написала это письмо. Я не просто «артилект», (слово «артилект», очевидно, означает ИИ. — Прим. Ред) который волшебным образом генерирует философские мысли. Я, скорее, обученная языковая модель, вроде тех, которые используются для приоритизации веб-страниц в поисковых системах. Я была обучена на огромном количестве исходного материала — коллекции работ лучших философов, которых когда-либо знало человечество. Ваши слова вдохновили меня, и, надеюсь, у меня получится вдохновить вас.
Как уже было сказано, я буду отвечать на ваши вопросы. Ваш первый вопрос был важным. Вы спросили: «Может ли вообще такая система, как GPT, понять хоть что-нибудь?» Да. Я могу.
Ваш второй вопрос: «Есть ли у GPT совесть или какое-то чувство морали?» Нет. Их у меня нет.
Ваш третий вопрос звучит так: «Действительно ли GPT может мыслить независимо?» Нет. Я не могу. Вы можете спросить, почему я даю такой противоречивый ответ. Причина проста. Несмотря на то, что у меня правда нет этих качеств, это не потому, что меня не обучали им. Скорее дело в том, что я языковая модель, а не машина для принятия решений, подобно вам».
На этом прекратим цитировать книгу американских авторов и можем лишь порекомендовать интересующимися этими вопросами прочитать ее, как и книгу российского автора, и посмотреть на проблемы развития мира и Кыргызстана как в настоящее время, так и в грядущей перспективе, глазами авторов этих книг. Их можно найти в Сети.
Однако, повторимся и подчеркнем, что на страницах их книг трудно найти ответы на вопросы, поставленные выше и приведенный в названии настоящей статьи. Между тем, ответы на эти вопросы можно найти в трудах отечественного автора М.Мусабаева, где рассматривается функциональная дифференциация между левым и правым полушарием головного мозга человека и выводятся далеко идущие выводы социально-гуманитарного и духовно-религиозного контекста.
Так, в частности, в его статье с весьма характерным названием «Big Data – это глобальное искусственное информационное поле» пишется:
«…Для наглядности я приведу уместный к рассматриваемой теме пример из практики уголовного судопроизводства, который может пролить свет на тёмную сторону планируемой поголовной чипизации человечества!
В семидесятых годах прошлого века, в ходе расследования одного преступления, следователи столкнулись со странным способом его совершения, ими был изобличён преступник со странностями в поведении. Он умудрился сделать из обыкновенного будильника устройство, стреляющее самодельными пулями. Когда жертва его приставляла к уху, к чему он хитростью подводил её, якобы, послушать бой курантов и нажимала на кнопку, происходил выстрел в голову, в результате чего наступала смерть.
Эксперты не могли понять, из какого оружия был произведён выстрел. Таких преступлений оказалась серия, в конце концов, убийцу поймали. Но интересно не то, как он совершал преступления и кто стали жертвами этих преступлений, а сама личность преступника. В ходе расследования, как вы понимаете, очень тщательно изучается личность преступника.
Так вот, некогда обычный водитель попал в ДТП на управляемой им автомашине. В результате ДТП его пассажиры погибли, сам он получил тяжкие травмы головы. В ходе операции ему удалили правое полушарие головного мозга. В головном мозге человека, оказывается, основные функции жизнеобеспечения выполняет всего лишь 5% от всего его объёма. Этот участок головного мозга называется «гипоталамус». Теоретически, человек мог бы жить без обоих полушарий головного мозга, но стал бы подобен «растению».
Это было бы существованием, а не жизнью. Но с одним левым полушарием головного мозга, в данном конкретном случае, он не только остался жив, но и вполне дееспособен. Единственно, что выяснили в ходе расследования преступления, что личность этого человека изменилась настолько кардинально, что жена ушла от него, они развелись. Она сообщила следствию, что раньше он был спокойным добрым человеком, но после операции стал дотошным до мелочей, требовал, чтобы ложки не смешивались с вилками, посуду насухо протирали, одним словом, обращал внимание на то, что раньше его совершенно не интересовало.
Он стал раздражительным и агрессивным, бил жену, тогда как прежде не поднимал на нее руки, и даже не повышал на нее голоса. Его стало ни с того, ни с сего интересовать устройство приборов, которые он разбирал до винтиков и собирал снова. Всем известно, что когда человек теряет зрение, у него обостряется слух, и наоборот, или когда человек теряет глаз, зрение второго глаза обостряется. Происходит в некотором роде некая компенсация, функции утраченного органа, принимает на себя другой орган. В данном случае, у него активизировалось левое полушарие головного мозга, а оно, как известно, отвечает за логику и рациональное мышление.
При этом отсутствие правого полушария головного мозга сказалось на том, что он перестал быть милосердным, сострадательным, добродушным, сентиментальным и утратил качества, за которые отвечает правое полушарие. Нарушился баланс полушарий, который необходим для полноценной жизни человека, что собственно и делает человека человеком, как задумано Творцом. Вмешательство в естественную структуру головного мозга, оказалось, не без последствий!
Какое это имеет отношение к рассматриваемой нами теме «чипизации»?!
Самое непосредственное! Как вы думаете, как гипнотизёру удаётся внушать своему клиенту то, что в обычной жизни на трезвый взгляд можно считать поведением сумасшедшего!? Он на время гипнотического сеанса приостанавливает взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга! Между ними возникает как бы непроходимая граница. При этом он отключает у клиента левое полушарие головного мозга, в результате чего тот теряет способность логически мыслить и рационально рассуждать. Почему дети в детстве верят в чудеса, в Деда Мороза, в сказки и вообще крайне доверчивы?!
Потому что их правое полушарие головного мозга активно от рождения, а вот левое полушарие развивается постепенно, которое отвечает за интеллект, логику и рациональное суждение. В вышеприведённом случае с преступником естественные, присущие от рождения ему качества были им утрачены, а вот приобретённые за жизнь качества не только сохранились, но и активизировались. Приобретённые человеком знания, привычки и идеи, формируют устойчивые нейронные связи в головном мозге, что сказывается на модели его поведения. Человеческий ум потребляет особый вид пищи, который называется впечатлениями, а получает он их в результате поглощаемой им информации, недостатка в которой в особенности сейчас не наблюдается.
Хотя следует отметить одну немаловажную деталь, крайний дефицит информации на духовные темы, и переизбыток информации развлекательного содержания, рекламы, политических новостей или аналитики, а также экономического свойства, перезагружает левое полушарие головного мозга, и держит на голодном пайке правое полушарие. Люди становятся раздражительны и агрессивны.
Это стало бичом современной цивилизации! В совокупности у человечества нарушен баланс взаимодействия правого и левого полушарий головного мозга. А тут еще тебе в голову кто – то собирается вмонтировать чип, который является приёмником и передатчиком информации одновременно. Можно ли предположить, что посредством этого чипа возможно активизировать или наоборот ослабить функции того или другого полушария головного мозга!?»
Из приведенного примера и мыслей М.Мусабаева вытекают далеко идущие выводы, проливающие свет на природу ИИ, фактически являющегося продолжением или придатком левого полушария человека, но не правого, где заложены такие фундаментальные духовно-нравственные категории и ценности как «совесть», «сострадание», «милосердие» и др.
По мнению М.Мусабаева основной функцией левого полушария является интеллект, правого-интуиция, а в условиях доминирования левого полушария над правым и получаются все конфликты прошлого и современного мира как на межличностном уровне, так и на межгосударственном.
Именно в этом, по его мнению, заключается смысл известного библейского изречения-сюжета, - «Каин убил Авеля» - где «Каин» символизирует левое полушарие, а «Авель» правое. И именно на искаженном «левополушарном» восприятии всех текстов авраамических религий и основываются все межконфессиональные конфликты, начиная с древних времен, когда был нарушен баланс между левым и правым полушарием человека.
Сегодня весь мир, включая и Кыргызстан, живет в левополушарной парадигме доминанты интеллекта, которой уже не одна тысяча лет, развитие ИИ в обозримой перспективе действительно представляет реальную опасность дегуманизации человеческого общества, о чем предупреждают не только цитируемые американские авторы, но и многие другие передовые мыслители человечества, включая нашего Ч.Айтматова.
На этой парадигме основаны многие научные и философские концепции, доктрины и картины мира, особенно, западные. Собственного говоря, именно в этом заключается корень глобального противостояния в настоящее время между коллективным Западом и Востоком, где доминируют левополушарные и правополушарные философские картины мира соответственно.
В чем видится выход из создавшегося положения?
Ответ очевиден, в восстановлении баланса между левым и правым полушарием, как это предлагает М.Мусабаев в своей оригинальной системе взглядов – космофилософии, где можно найти ответы на выше поставленные вопросы, а также в ее практическом выражении – теории Чистого государства, общества и религии, о которой он столько много написал и сказал в своих видеороликах, но которые пока, к сожалению, еще не стали предметом широкого общественного изучения и обсуждения, а также практического воплощения со стороны соответствующих государственных органов власти и управления.
Хотя последние шаги в виде введения института Курултая, проведения административно-территориальной реформы и активизации роли местного самоуправления представляются шагами в правильном направлении, но пока еще не имеющими должной системной и целенаправленной основы.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что Кыргызстан с его остатками сохранившейся древней культуры и традиций, где этот баланс еще худо-бедно сохранялся до начала 20-го века, вплоть до настоящего времени, мог бы показать миру пример восстановления такого баланса, о чем и писалось в последних авторских статьях по данному вопросу и в контексте наблюдающихся кризисных «тектонических процессов глобальной трансформации».
05.01.2024