«Космофилософия – это интегральный взгляд на Человека-Общество и Природу-Вселенную сквозь призму Святого Писания»
Знакомство с Муратом Мусабаевым – основателем оригинальной системы взглядов, которую он сам назвал космофилософия, состоялось летом 2020 года на одной из встреч, когда еще действовал режим пандемии коронавируса. На этой встрече он рассказывал о своей теории Чистого государства, общества и религии, выведенной из или построенной на фундаменте космофилософии, начиная с 0-х годов текущего столетия и тысячелетия.
Хотя и раньше в Сети встречались его публикации по этим вопросам, но после их прочтения и на самой встрече его взгляды представлялись малопонятными и слишком отвлеченными, не укладывавшимися в уже сложившиеся представления и взгляды о человеке, обществе и государстве. А о религии вообще говорить не приходится, они были у автора весьма ограниченными и общими. Теперь спустя более чем 3 года после непосредственного общения с ним становится понятным почему так трудно было понять его взгляды тогда, но этот вопрос рассмотрим чуть ниже.
Тогда мы договорились с ним встретиться еще раз и более подробно рассмотреть его систему взглядов. И уже тогда, после состоявшейся встречи, возник вопрос – чем же его теория Чистого государства, отличается от «Идеального государства» Платона, с которым автор был уже знаком со студенческих лет, когда и началось его сильное увлечение философскими вопросами обществоведения и естествознания. Как говорили древние – «Все познается в сравнении».
Когда автор пришел к М.Мусабаеву домой в первый раз, переполненный вопросами, им было предложено выпить чашечку кофе и выкурить по сигарете…, после этого была выпита ни одна пачка кофе и выкурен ни один блок сигарет, но во время многочасовых бесед и размышлений над ними автору раскрывались бескрайние просторы космофилософии и построенной на ее фундаменте логические конструкции теории Чистого государства, общества и религии.
Уже тогда, осенью 2020 года, по результатам первых бесед с ним была написана и опубликована статья «Об «Идеальном государстве Платона» и Чистом государстве Мусабаева», которую можно найти в Сети. В той статье проводился сравнительный анализ идей и принципов государственного устройства древнегреческого философа и нашего современника и соотечественника. Анализ, кстати сказать, не в пользу древнегреческого мыслителя.
Вспомним, в то время после очередной внезапной смены власти в обществе шли обсуждения о новой редакции Конституции страны и новых реформах государственной власти и управления. И тогда автор публикацией этой статьи надеялся привлечь внимание к его идеям, о которых он говорил и писал уже столько лет…
Поистине М.Мусабаев - уникальный и удивительный человек, масштаб и глубина мысли которого в вопросах экономики, политики, государственного устройства и права, психологии, философии, богословии и понимания смыслов религиозных текстов Святого писания – Торы, Библии, Корана и других направлений религии – и других сферах знания до сих пор не оценены должным образом современниками. Не говоря уже о том, что огромный потенциал его идей и предложений, взаимосвязанных между собой, еще не нашел своего практического и системного воплощения.
И вот здесь возникает вопрос – почему?
Ведь все эти вопросы он подробно и тщательно рассматривает в своих книгах – «Познай самого себя – уроки космофилософии», «Стань самим собой», «Все происходит по Закону Соответствия», «Путь к Чистому государству, обществу и религии», не говоря уже о многочисленных публицистических статьях и видеоматериалах, которые можно найти в Сети.
Казалось бы, они уже давно должны были стать центром внимания и обсуждения со стороны интеллектуального истеблишмента страны и просто думающих людей, озабоченных теми проблемами, которые мы испытываем все годы нашей независимости. Не говоря уже о внимании к ним со стороны органов государственной власти и управления на предмет их практической реализации. Но этого не происходит, хотя страна пережила уже столько потрясений за последние более чем 20 лет.
Привлечению внимания общественности к взглядам М.Мусабаева по его теории Чистого государства, общества и религии были посвящены и авторские статьи последних лет, кроме вышеупомянутой – «Путь к Чистому государству – это путь выхода из мирового кризиса», «О представительной власти – фундаменте подлинной демократии и прочного государства», «Курултай - подлинный механизм народовластия», «Государство-семья – основы новой экономической модели и векторов развития страны» и много других.
Как уже отмечалось выше, автор со студенческой скамьи увлекался философскими вопросами обществоведения и естествознания. После окончания института это увлечение не пропало, и он продолжал интересоваться различными философскими концепциями, школами и доктринами, -западными и восточными, - но преимущественно в контексте проблем взаимоотношений Человека-Общества-Природы, поскольку после окончания института по настоящее время работал в экологической сфере.
Еще до знакомства с М.Мусабаевым начиная с 90-х годов по этим вопросам автором был опубликован ряд статей - «Глубинная экология» - отправная точка формирования нового сознания и культуры», «Манас», Тора и Библия – о сравнительном анализе Саяка», «Ала-Тоо» - Божественные горы», «Эпос «Манас» - источник и проводник национальной и общечеловеческой духовной культуры и мира» и много других.
Этим же вопросам был посвящен и цикл статей по творчеству Ч.Айтматова, где рассматривались духовно-религиозные поиски нашего выдающегося писателя, особенно в контексте экологических проблем или проблем взаимоотношений Человека-Общества-Природы, а также его новой концепции Бога-современника, которую он предложил обществу на страницах своего знаменитого романа «Плаха».
Однако, все эти взгляды и представления, формировавшиеся на протяжении многих лет и основанные, повторимся и подчеркнем, на изучении различных западных и восточных философских концепций, школ, доктрин и направлений теперь, после изучения космофилософии М.Мусабаева, представляются «детским лепетом на лужайке».
И вот здесь мы подходим к выше поставленному вопросу – почему на начальном этапе знакомства с системой взглядов М.Мусабаева они были так трудны для восприятия и понимания автору этих строк, хотя он считал себя достаточно подкованным по философским вопросам. И почему они до сих пор не получили широкого признания как со стороны интеллектуального и экспертного сообщества, так и со стороны широких общественных кругов и органов государственной власти и управления. Несмотря на то, что он, как говорится, звонит о них «во все колокола» все эти годы и десятилетия.
В последней статье «Интеллект и интуиция – как они соотносятся между собой?» автором уже писалось о том, что сегодня весь мир, включая и Кыргызстан, живет в левополушарной парадигме доминанты интеллекта, которая «подавляет» правополушарную сферу со своей логикой парадоксов-интуицией, о которой писал еще Эрих Фромм, известный немецкий психоаналитик и философ, ученик Зигмунда Фрейда, в своей книге «Искусство любить».
Эта логика отлична от линейной логики левого полушария-интеллекта, которую еще называют Аристотелевой логикой, и на которой построены многие западные научные и философские концепции, доктрины и картины мира. В том числе, и доктрины демократии, рыночной экономики и правового государства, которые активно внедрялись у нас в 90-е годы и сегодня составляют становой хребет нашего государства.
Собственно, на ней зиждется вся западная цивилизация и культура. В отличие от восточной, где доминирует парадоксальная логика или логика правого полушария-интуиция.
В указанной статье подчеркивалось, что именно в этом заключается корень глобального противостояния в настоящее время между коллективным Западом и Востоком, где в культурных и цивилизационных основаниях доминируют левополушарные и правополушарные философские картины мира с соответствующими типами логики – линейного интеллекта и парадоксальной интуиции.
Это стало очевидным для автора именно после изучения космофилософии М.Мусабаева, которая опирается, прежде всего на правополушарную картину Человека-Общества и Природы-Вселенной сквозь призму текстов Святого Писания, и требует соответствующей логики для их понимания. Именно поэтому он призывает к балансу между левым и правым полушариями в восприятии внешнего и внутреннего мира человека, а также жизнедеятельности как на индивидуальном и межличностном уровнях, так и на уровне общественных отношений и государственного устройства в целом.
Именно поэтому автору, получившему классическое советское образование, основанное на западной картине мире и материалистически-атеистических принципах, но одновременно интересовавшемуся восточными философскими традициями, было поначалу трудно воспринимать идеи и принципы космофилософии из которой выводилась теория Чистого государства, общества и религии.
И именно поэтому, как представляется, интеллектуальное и чиновничье сообщество страны, взращенное на такой же материалистически-атеистической картине мира, в левополушарной линейной логике, независимо от того, где и когда они получали образование - во времена советского прошлого, или же в условиях независимости в нашей стране или на Западе, - так не восприимчиво к идеям М.Мусабаева. И это большая мировоззренческая проблема методологического плана, но вполне решаемая, если ее понять, осознать и правильно подойти к ее решению.
Теперь, после этих важных замечаний методологического плана, перейдем непосредственно к описанию основных идей и принципов космофилософии М.Мусабаева, которые он излагает в своих трудах, перечисленных выше, и которые стали проясняться для автора результате непосредственного и тесного общения с ним последние более чем 3 года и изучения его работ.
Как уже отмечалось выше М.Мусабаев очень хорошо разбирается в текстах Святого Писания - Пятикнижия Моисея (Торы), Библии и Корана, - фундаментальных текстах так называемых авраамических религий, а также в религиозных текстах восточных духовных традиций – буддизма и индуизма. По его мнению, они все имеют одну духовно-религиозную основу, по сути, говорят об одном и том же, но разными словами и сюжетными линиями и логически взаимосвязаны между собой.
Другими словами, эти тексты основаны на правополушарной картине мира, а вот левополушарное интеллектуальное восприятие их последователями и толкователями и приводит к неправильному или искаженному толкованию и пониманию, которое в конечном счете и является причиной межконфессионального напряжения и противостояния как внутри конфессий, между сторонниками различных школ и направлений, так и между конфессиями.
Именно на устранении этого фундаментального дефекта – различиями и особенностями логики интеллекта и интуиции, и единой методологической базе – «Бог един» - и строится космофилософия М.Мусабаева, которая представляет собой нечто иное как интегральный взгляд на Человека-Общество и Природу-Вселенную сквозь призму фундаментальных положений Святого Писания, из которой уже выводится его прикладная теория Чистого государства, общества и религии.
Более подробно об этом в следующей статье, но, чтобы следующий материал легче воспринимался думающей аудиторией, которая, напомним, сегодня является большей частью с левополушарной доминантой восприятия, рекомендуется более внимательно изучать публицистические работы М.Мусабаева и вышеуказанные авторские статьи, которые можно найти в Сети, но уже с учетом вышеприведенных соображений о необходимости актуализации правополушарного восприятия и мышления, точнее, интуиции-чувствования.
Здесь вспоминается изречение А.Франса: «сердце может прибавить ума, но ум не может прибавить сердца», где также можно увидеть проблему взаимоотношений между право- и левополушарными восприятием или интуиции и интеллекта с соответствующими ценностями, которые отражаются на ценностях и поведении как конкретного человека, так и общественных ценностях и отношениях в целом.
07.01.2024