«Человек (общество-И.Д.) таков, каково его представление о счастье» В.А.Сухомлинский
Автор уже неоднократно поднимал вопросы важности формирования образа будущего, и отмечал, что сегодня по этим вопросам ведется интенсивная работа в ведущих аналитических центрах мира и которые пытаются претворять на практике мировые лидеры в своей внутренней и внешней политике. Это важные и достаточно сложные вопросы, прежде всего, в концептуальном плане, но именно вокруг них сегодня ведется весьма серьезная борьба, принимающая порой формы прямого столкновения, вплоть до вооруженного.
Более подробно см. по этим вопросам прошлогодние авторские статьи – «О принципах будущего мира, предложенных В.Путиным», «Государство-семья – основы новой экономической модели и векторов развития страны», «К образам будущего сквозь призму концептов «китайской мечты» государства-корпорации и «кыргызской мечты» государства-семьи» и др.
Недавно в Сети появился весьма интересный видеоматериал известного российского эксперта-китаеведа А.Девятова, где он проводил анализ новогоднего обращения российского президента В.Путина к народу в контексте логических смыслов и трендов, вытекающих из выступления российского лидера.
Следует отметить, что А.Девятов – аналитик-концептуалист с весьма неординарными взглядами, основатель оригинальной школы небополитики, его мысли и взгляды автор отслеживает уже много лет и даже комментировал в некоторых статьях его взгляды по китайскому треку внешней политики России.
В отличие от многих российских, и не только российских, экспертов-аналитиков прозападного направления, которые пока преобладают в информационном поле Рунета, он выступает за евразийский вектор развития России и на протяжении последних более чем 10 лет выдвигает и продвигает концепцию под названием – «Третья Орда – семья народов незападных цивилизаций».
А.Девятов видит ЕАЭС и ШОС как структуры, имеющие глубокие исторические корни от единого государства-орды Чингисхана – первой Орды, воссозданной Сталиным во времена СССР и социалистического лагеря - второй Орды, но бездумно разрушенной после него, и теперь опять воссоздаваемой в новых исторических условиях.
Безусловно, не со всеми его мыслями и взглядами можно согласиться, многие из них представляются спорными, требующими дополнительного и более глубокого исследования, но то, что они заставляют задуматься и имеют своих сторонников в Рунете, это факт.
В частности, за отправную точку своего мировоззрения он берет исторические достижения Чингисхана – человека второго тысячелетия, по признанию ЮНЕСКО. Однако вне поля его зрения остаются исторические достижения Аттиллы – человека первого тысячелетия по признанию той же ЮНЕСКО. Достижения, которые еще не получили должного освещения в мировой исторической науке.
А ведь именно в первом тысячелетии кыргызская государственность по имеющимся историческим сведениям достигла своего наивысшего расцвета и могущества. Безусловно, это вопросы, которые еще ждут своего исследователя и требуют более глубокого внимания и рассмотрения в свете текущих геополитических и исторических процессов.
Однако какие же мысли в свежем видеоролике А.Девятова вызвали наибольшие внимание и интерес?
Прежде всего, А.Девятов обращает внимание на то, что российский президент в своем новогоднем обращении впервые заговорил о ценностях, которые выше интересов, но выше ценностей являются святыни. И эти ценности должны сплотить общество, которые и должны лечь в основу будущего российского государства. Они должны формировать концепцию счастья и общего блага российского государства, и здесь он вспоминает о китайской концепции общего блага.
Также интересно, что он подчеркивает то, что В.Путин заговорил о государстве как семье, т.е. фактически повторил его идею о семье народов незападных цивилизация и авторскую идею-концепт государства-семьи о которой писалось в прошлогодней статье по этому вопросу, указанной выше.
В этом контексте в его видеоролике опять повторяются вопросы о важности формирования соответствующих этических принципов традиционного общества, разрушение которых мы видим сегодня и в нашем обществе.
Весьма интересны его взгляды об эволюции или дифференциации этических ценностей в доиндустриальном обществе, индустриальном и постиндустриальном или информационном обществе. Он проводит краткий сравнительный анализ конфуцианской, протестантской и либеральной этики.
Важно отметить, что А.Девятов подчеркивает, что в информационном обществе будущего главной ценностью будут смыслы Священного Писания, из которых и должна формироваться структура ценностей и этика российского общества и общечеловеческих ценностей в целом. В этом отношении его мысли очень похожи на мысли нашего соотечественника М.Мусабаева.
В этом видеоролике он опять говорил о борьбе 6-ти глобальных проектов – иудейского, китайского, исламского, ватиканского, американского и евразийского, с присущими им структурами ценностей и между которыми ведется борьба в настоящее время за смыслы и с целью продвижения своего образа будущего.
Однако А.Девятов отмечает потенциальную роль Центральной Азии в борьбе этих проектов. Несомненно, это весьма интересные и важные вопросы, и они еще будут предметом рассмотрения и анализа в будущих статьях автора. Прежде всего, в свете концепции космофилософии, о которой писалось в предыдущей статье.
Также интересны его исторические экскурсы в прошлое, где по его утверждению московская Русь выступила наследницей Орды Чингисхана, которая развалилась в результате борьбы за власть между его потомками, а царская династия Рюриковичей и Иван Грозный породненная родственными узами с чингизидами, фактически сама становились продолжением власти чингизидов.
В этом отношении он не говорит ничего нового, а лишь повторяет мысли другого известного российского историка Мурада Аджи, специализировавшегося на древнетюркской истории. Только у него эти мысли более системны и глубже и основаны на гораздо более солидном и обширном историческом материале. Анализ взглядов М.Аджи на историческое прошлое тюрков также проводился в соответствующем цикле авторских статей.
Таковы, вкратце, впечатления от последнего материала А.Девятова, и здесь хотелось бы подчеркнуть ключевую мысль, которую он постоянно проводит в своих материалах и которая нашла еще раз свое отражение в данном видеоролике, что в условиях информационного общества основная борьба будет идти не на полях военных сражений, экономической или торговой конкуренции. Борьба будет идти за смыслы, за мозги, а точнее, за души людей.
И подводя итог сказанному, также хотелось бы подчеркнуть, что его концепция небополитики имеет много общего с концепцией космофилософии М.Мусабаева, анализ которой уже начат автором этих строк в ряде статей, но только космофилософия представляется гораздо более глубокой, масштабной и целостной. «Все познается в сравнении».
И более подробный разговор о космофилософии еще впереди.
09.01.2024