В ряде статей прошлого года автором отслеживались мировые тренды «тектонических процессов глобальной трансформации», которые подытоживались в декабрьской статье «К итогам 23-го и прогнозам на 24-й год – тренды зашкаливают!». Продолжая мониторинг этих трендов через анализ информационных сообщений ведущих аналитиков Рунета и соцсетей– российских, украинских, израильских, американских и др. – в году наступившем становится очевидным, что выводы о трендах, сделанные в них, приобретают все большее очертание и контрастность.
Прежде всего, это касается вывода о том, что все геополитические события, которые будут происходить в наступившем году будут «заточены» или зависеть от начинающейся предвыборной президентской кампании в США. Именно от ее перипетий будут зависеть внешнеполитические ходы всех крупных геополитических игроков на международной арене, а на них в свою очередь будут смотреть и строить свою внешнюю политику игроки рангом поменьше. Это в полной мере касается и внешней политики Кыргызстана.
В этой связи весьма интересно мнение одного аналитика, что в политическом истеблишменте демократов принято решение о досрочном снятии действующего президента Байдена с предвыборного марафона, которое должно произойти в ближайшие месяцы. Он демонстрирует свою недееспособность и по мнению элиты демократов не может составить реальную конкуренцию республиканцам в ходе предвыборного марафона.
Пока это решение негласное, но о нем свидетельствует ряд косвенных признаков, но насколько оправдана эта точка зрения, как говорится, время покажет. И как будет в этом случае развиваться политическая ситуация в США пока трудно сказать, но она обещает немало интересного и драматического.
В свою очередь интриги в стане демократов и республиканцев только увеличивают популярность Трампа и его отрыв от других кандидатов. Первые праймериз, которые должные состояться через несколько дней в штате Айова должны показать соотношение сил среди кандидатов от республиканской партии.
Между тем, по мнению тех же аналитиков, демократы полны решимости не допустить Трампа к президентским выборам инициировав многочисленные судебные иски против него, и как будет развиваться борьба против него в этом вопросе тоже покажет время.
О многосложных процессах в США и зависимости от них свидетельствует и изменившаяся риторика среди европейских и украинских политиков и политологов в отношении развития военного конфликта на Украине. Все большее количество сообщений говорит о том, что коренной перелом в нем, если не наступил, то наступит в ближайшие месяцы, и все больше сообщений концентрируется на вопросе о будущем этого государства. И не только этого государства, но и других европейских стран, вовлеченных в этот конфликт и помогавших Украине.
Ситуация на Ближнем Востоке, по мнению некоторых аналитиков, также пошла не так как планировало израильское руководство. Блицкриг с выдавливанием 2,5 млн. палестинцев на территорию соседних арабских государств из сектора Газа не удался, и что теперь с ними делать, тоже непонятно. Однако, этот вопрос тесно увязывается с созданием независимого палестинского государства и будущего территориального оформления еврейского государства.
Следует напомнить, что раздел Палестины на арабское и еврейское государства был предусмотрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года и затем неоднократно повторялся в последующих резолюциях. Однако до сих пор этот вопрос так и не решен, остается «камнем преткновения» в решении палестинского вопроса и опять вызвал очередную войну.
Предстоящие президентские выборы на Тайване также окажут свое влияние на дальнейшее развитие геополитических трендов в мире и от них многое зависит в контексте развития как дальнейших двусторонних китайско-американских отношений, так и общей геополитической ситуации в Юго-Восточной Азии.
Несомненно, эти тренды и процессы будут все больше сказываться на мировой финансовой системе, курсах мировых валют, международной торговле, ценах на нефть, логистике и транспортной инфраструктуре, и будущем Бреттон-Вудской системы в целом.
В этом отношении ослабление доллара и деконструкция существующей международной финансовой системы приводит к ее переформатированию и формированию новой финансовой архитектуры. Если Кыргызстан выстроил бы гибкую и дальновидную внешнюю политику привязываясь к этим трендам, то мог бы извлечь весьма солидные дивиденды, о чем писалось в соответствующих авторских статьях.
В прошлогодних авторских статьях также рефреном проходила мысль о том, что в текущих «тектонических процессах глобальной трансформации» роль региона Центральной Азии заметно выросла и переместилась в фокус интересов крупных геополитических игроков, имеющих свои виды и интересы на регион. И очень важно выработать стратегическую линию внешней политики Кыргызстана, отвечающую национальным интересам страны и, прежде всего, во взаимоотношениях с соседями.
Также отмечалась необходимость и важность формирования консолидированной позиции стран региона на возникающие геополитические вызовы с тем, чтобы оказаться на «правильной стороне истории» в текущих турбулентных процессах геополитической трансформации и выбрать правильный стратегический вектор развития.
В этом отношении весьма интересна точка зрения некоторых украинских аналитиков по ситуации в Украине, осознавших, что изначально неправильный и недальновидный стратегический выбор руководства страны в свое время, стимулировавшийся и поддерживавшийся как внутренними силами, так и извне, привел к тем драматическим и трагическим событиям в этой стране, свидетелями которых мы сегодня являемся.
Также хотелось бы отметить и другую весьма интересную точку зрения одного российского аналитика, что в условиях конфронтации с Западом внешняя политика России наряду с китайским треком сотрудничества, не в меньшей, а может быть даже в большей, степени направлена на развитие сотрудничества с Ираном, Индией и арабскими странами.
Другими словами, это сотрудничество будет направлено по оси Север-Юг и вытеснение западного влияния на эти страны.
Очевидно, что в этой конфигурации роль региона Центральной Азии будет иметь все возрастающее влияние на международные процессы и именно поэтому наблюдается конкурентная борьба западных стран с российским и китайским влиянием на страны региона. Об этом свидетельствуют участившиеся визиты высших должностных лиц Европейского Союза и ведущих европейских стран в столицы Казахстана и Узбекистана в прошлом году, а также их приглашения в свои страны.
В прошлогодних статьях также писалось, что между странами региона также имеются свои проблемы в межгосударственных отношениях, которые вызваны все возрастающим влиянием изменения климата на экосистемы региона и сокращающимися трансграничными водными ресурсами.
В них подчеркивалось все возрастающее значение Международного фонда спасения Арала (МФСА) – как региональной платформы для укрепления сотрудничества и консолидации стран с привлечением всех заинтересованных игроков.
Однако «замороженная» позиция Кыргызстана в МФСА с 2016 года не позволяет проводить такую политику сотрудничества в соответствии с национальными интересами страны. И есть очень большое подозрение, что об их существовании мы даже не имеем сколько-нибудь компетентного и профессионального представления, о чем и писалось во многих авторских статьях последних лет.
Президент Казахстана К.Токаев с 1-го января вступил в полномочия президента МФСА вместо президента Таджикистана Э.Рахмона и уже назначил председателя исполнительного комитета этой организации, который будет ответственным за работу этой региональной структуры в ближайшие 3 года.
Между тем, учитывая все возрастающую актуальность проблем изменения климата и связанных с ними водных ресурсов, автором многократно предлагалось в рамках МФСА разработать и продвигать свои национальные интересы, консолидировав на этой основе интересы других стран Центральной Азии, и после соответствующей корректировки проводить ее в рамках других международных площадок и платформ – ЕАЭС, ШОС, СНГ, БРИКС и др., а также на двусторонней основе.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что нарастающие «тектонические процессы глобальной трансформации» требуют от высокопоставленных должностных лиц Кыргызстана, ответственных за вопросы формирования и реализации внешней политики адекватного реагирования на них, выработки стратегической и дальновидной линии с учетом текущих геополитических процессов и трендов.
Самым первым стратегическим шагом в этом вопросе представляется возвращение Кыргызстана в деятельность МФСА на основе компетентной и профессионально разработанной позиции, отражающей интересы нашей страны, которую необходимо с внесением соответствующих корректив и учета геополитических трендов проводить в рамках других международных платформ и площадок, о чем говорилось выше и во многих предыдущих авторских статьях по вопросам внешней политики Кыргызстана.
Именно этот первый шаг позволит заложить твердую основу под другие шаги, которые предлагались в других авторских статьях в прошлом году. Другими словами, заложить фундамент под реализацию новой дальновидной стратегии внешней политики нашей страны с учетом вышеприведённых трендов в рамках текущих «тектонических процессов глобальной трансформации». Излишне говорить, что такая политика требует соответствующего аналитического и системного обеспечения, чего, к сожалению, пока не наблюдается.
12.01.24