В последних статьях автором писалось, что 2024 год – это год «великого перелома» в мировой геополитике, где и когда «тектонические процессы глобальной трансформации» будут набирать стремительные темпы и необратимый характер. Также писалось, что регион Центральной Азии в силу своего геополитического расположения приобретает все больший вес и значение в этих процессах.
Кроме того, подчеркивалось, что центральным событием 2024 года, вокруг которого будут вращаться и на который будут ориентированы интересы всех крупных геополитических игроков и игроков калибром поменьше является начавшаяся предвыборная президентская кампания в США. В зависимости от хода и результатов которой они и будут предпринимать свои внешнеполитические ходы преследуя свои национальные интересы.
Разумеется, все профессиональное аналитическое сообщество Интернета этих самых игроков отслеживает эти процессы сквозь призму национальных интересов своих стран и предлагает свое видение дальнейших ходов для должностных лиц, принимающих решения в своих странах и ответственных за формирование и практическую реализацию внешнеполитической стратегии в условиях «великого перелома».
По мнению некоторых аналитиков, в настоящее время во многих регионах мира разгорелись «горячие точки» военных конфликтов, которые образуют фронты мировой войны, которая кроме военных действий ведется в информационном, экономическом, технологическом, энергетическом, инфраструктурном и др. пространствах. Войны, качественно отличающейся от мировых войн 20-го века, поэтому и получившей название мировой гибридной войны, но более завуалировано называющейся «тектоническими процессами глобальной трансформации».
Войны, вступившей в свою острую фазу, пожалуй, с 2020 года – времени начала пандемии коронавируса, хотя некоторые аналитики отсчитывают ее начало с 2014 года. Другие аналитики дают другие даты начала этой войны. Однако подавляющее большинство сходится во мнении, что Ялтинско-Потсдамская система миропорядка, по итогам второй мировой войны, в настоящее время уже разрушена и началась война за новый миропорядок, который будут устанавливать победители в этой войне.
Учитывая чрезвычайную важность для Кыргызстана текущих геополитических процессов и их радикальный характер, автор уже анализировал текущие геополитические процессы в статьях прошлых лет. Однако их нарастающие стремительные темпы, кардинально меняющие геополитическую конфигурацию, требуют продолжать анализ этих самых процессов на регулярной основе в контексте текущих и предстоящих крупных политических событий.
Автору известно, что его аналитические публикации отслеживаются и в других странах Центральной Азии, поскольку они представляют интерес не только для нашей страны, но и для других стран. Поэтому, думается, они будут полезны и для аналитиков из соседних стран, поскольку страны нашего региона исторически находятся, что называется «в одной лодке», и все должны разрабатывать свои стратегии и тактики реагирования в условиях разыгрывающегося геополитического «идеального шторма» или мировой гибридной войны.
Мониторинг взглядов ведущих аналитиков Рунета, которые отслеживают и анализируют взгляды друг друга и своих западных коллег, благо современные информационные технологии позволяют сделать это, приводит к выводу, что сегодня на международной арене сформировалось условно два крупных фронта мировой гибридной войны со своими проблемами и трендами их развития. От того какая из сторон победит в этих фронтах и зависит формирование будущего миропорядка.
Во-первых, это европейский фронт со своей «горячей точкой» - Украиной и множеством завязанных на ней проблем регионального и субрегионального характера: энергетическими, транспортными, инфраструктурными, общеэкономическими, межгосударственными, территориальными и др.
По мнению некоторых аналитиков, война на Украине, это война не столько между Россией и Украиной и даже с «коллективным Западом». Это война США за устранение своего европейского конкурента, путем его деиндустриализации. В этом был главный стратегический замысел подрыва газопровода «Северного потока-2», в результате чего европейские промышленные концерны лишились дешевого российского газа и вынуждены сворачивать свое производство и перевозить его в Северную Америку и другие регионы с дешевыми источниками энергии.
Во-вторых, это азиатский фронт со своими субфронтами и «горячими точками». В Западной Азии или на Ближнем Востоке - сектором Газа и Палестина, где имеется весьма сложный узел проблем арабо-израильских отношений, с одной стороны, с другой, не менее сложный узел интересов Ирана, Турции, Сирии и др. государств региона, и отношений-интересов между ними.
В Восточной и Южной Азии есть свои потенциально «горячие точки» в виде Тайваня, отдельных островов, и приграничных спорных территорий с периодически вспыхивающими военными конфликтами. В этих районах сталкиваются интересы Китая, Индии, США, Британии и европейских стран.
Проблемы воздействия крупных геополитических игроков на Центральную Азию уже рассматривались в ряде предыдущих статей и рассматривалась потенциально «горячая точка» и в нашем регионе. Ниже она будет еще раз затронута.
Как представляется, на этих основных условных двух фронтах мировой гибридной войны будут развиваться процессы и события, которые, повторимся, будут привязаны к перипетиям начавшейся предвыборной борьбы в США за президентской кресло, где, по мнению аналитиков борьба приобрела настолько жесткий бескомпромиссный характер, что она имеет все шансы перерасти в гражданскую войну.
Это уже показали результаты первых праймериз на прошлой неделе в штате Айова, где с убедительным преимуществом победил экс-президент США Дональд Трамп, а один кандидат уже снялся с предвыборной гонки и призвал своих сторонников отдать свои голоса за Трампа.
Как пишут и говорят аналитики, результаты первых праймериз в США уже вызвали панику в европейском политическом истеблишменте, и фактически были главной темой кулуарных переговоров на глобальном экономическом форуме в Давосе, также состоявшемся на прошлой неделе.
На форум в Давосе собрались лидеры большинства европейских стран и руководители крупнейших западных ТНК для обсуждения главных темы форума – роль искусственного интеллекта в ближайшем будущем, климатические проблемы и предотвращения риска третьей мировой войны.
Однако результаты американских праймериз были главным предметом обсуждения на полях этого форума, поскольку известно отношение Трампа к ЕС, как главного конкурента американской экономики. И его протекционистские меры, которые он предпринимал во времена своего президентства в 2016-2020 годы по отношению к европейской экономике и финансовым институтам ЕС.
Такую же панику они вызвали и у руководства Украины, которая зависит от военной помощи США. Как известно, Трамп обещал закончить войну на Украине в 24 часа, прекратив оказывать ей военную помощь.
На ближневосточном фронте попытки нынешней администрации США договориться с руководством Израиля о создании независимого палестинского государства встретили категорический отказ. И как будет дальше развиваться военная кампания в секторе Газа пока трудно прогнозировать, но в президентство Трампа, как помнится, он поддерживал политику нынешнего израильского руководства в палестинском вопросе. В то же врем он был известен своей антииранской риторикой.
Ракетные атаки хуситов на западные торговые корабли в районе Суэцкого канала, а также атаки американской военной базы в Сирии, которые невозможно было представить несколько лет назад и вялая реакция на них американского руководства, поглощенного внутренними проблемами, свидетельствует о том, что роль мирового жандарма уже не по силам цитадели западной демократии.
Главным событием-интригой последней недели на азиатском треке, безусловно, были выборы в Тайване, где президентские выборы выиграл проамериканский кандидат, ранее выступавший за провозглашение независимости острова, но смягчивший риторику непосредственно перед выборами. В то время как парламентское большинство выиграла оппозиционная прокитайская партия Гоминьдан, выступающая за воссоединение с материковым Китаем.
В этом, по мнению одного весьма интересного и глубокого аналитика, видится «договорняк» между руководством США и Китая. Как говорится, «ни нашим, ни вашим», а там посмотрим. Но военного конфликта за Тайвань, который многие аналитики предрекали в последние годы, по аналогии с украинским конфликтом, по мнению некоторых аналитиков не будет. Будет «конкуренция без конфликтов», т.е. стороны не будут переходить «красные черты» достигнутых договоренностей.
Весьма интересна точка зрения, что в ближайшей перспективе по результатам «тектонических процессов глобальной трансформации» центр мировой экономической жизни переместится в соседний Синьцзян-Уйгурский автономный округ, ввиду его выгодного географического расположения в центре евразийского материка и транзитного потенциала для экспорта китайских товаров.
И здесь опять хотелось бы напомнить об идее одного из финансовых центров нового мира со всеми «ништяками», на роль которого мог бы претендовать Кыргызстан, в случае дальновидной и продуманной внешней политики. Практический алгоритм реализации этой идеи, был изложен в прошлогодней статье «Кыргызстан – финансовый и экологический центр нового мира» и развивался в последующих.
В развернувшемся историческом противостоянии «всех против всех» Россия и Китай, по мнению одного аналитика, «спиной к спине» воюют по всему периметру бывшего социалистического лагеря – где, на западе, водоразделом была бывшая берлинская стена, на востоке граница между Кореями, на юге Израиль с сектором Газа. Однако при этом каждая из них имеет и преследует свои геополитические интересы по известной поговорке «дружба дружбой, а табачок врозь».
Центральная Азия, как известно, во время второй мировой войны, была в глубоком тылу, но за период после развала СССР западные страны пустили в странах региона глубокие корни, особенно, в Казахстане. Поэтому здесь также будет вестись достаточно острая «подковерная» борьба за сферы влияния.
Очевидно, что вышеизложенные треки-фронты нам нужно иметь в виду при разработке и реализации нашей внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии в новых геополитических реалиях, как и нашим соседям. В то же самое время, по мнению аналитиков, США, как и его сателлиты, будут продолжать мешать реализации амбициозных планов по интенсификации сотрудничества по осям Запад-Восток и Север-Юг на евразийском континенте, о чем писалось в ряде предыдущих авторских статей.
В этом отношении Афганистан с его строительством канала Кош-Тепа в верховьях Амударьи представляет еще одну угрозу стабильности государств бассейна этой трансграничной реки, о чем писалось в одной из прошлогодних статей. Да, и по бассейну нашей трансграничной реки Сырдарья также имеется много проблем, которые необходимо решать на профессиональной и компетентной основе, о чем также писалось во многих авторских статьях, причем в увязке со все возрастающим климатическим фактором.
Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть мысль, рефреном проходящую в прошлогодних авторских статьях, что в новых геополитических условиях нам необходимо кардинально пересматривать свою внешнюю политику в реалиях идущей мировой гибридной войны с учетом вышеприведенных треков и трендов, исходящих от них.
Вышеописанные события в наступившем году подтверждают правильность аналитических оценок и выводов, содержащихся в ранее опубликованных статьях. И нам нужно принимать меры, чтобы оказаться на правильной стороне истории следуя известной китайской поговорке о двух дерущихся тиграх.
22.01.2024