«Мы все время создаем Карму… Все что мы делаем,
умственно или физически,
есть Карма, и она оставляет на нас свой след»
С.Вивекананда
В студенческие годы автор прочитал книгу известного индийского йогина и мистика конца 19-го века Свами Вивекананды «Карма-йога», ученика не менее известного другого индийского мистика и его учителя Рамакришны, и она произвела на него глубокое и неизгладимое впечатление. Мысли этой книги так контрастировали с тем, чему тогда нас учили в институте в рамках курса марксистко-ленинской философии.
Тогда, после ее прочтения, автор мало что понял в ней, но она, пожалуй, определила весь дальнейший жизненный путь и впоследствии стала основой для изучения различных школ и учений индийской древней философской мысли – буддизма, интегральной йоги Шри Ауробиндо, Общества Сознания Кришны и др., где основополагающей нитью является идея Кармы.
Спустя 40 лет увлечения различными философскими школами и учениями, размышлений над идеей Кармы, судьба свела автора с М.Мусабаевым – основателем оригинального учения космофилософии и разработанной на ее основе теории Чистого государства, общества и религии. О нем и его учении также писалось в ряде авторских статей, где также затрагивалась идея Кармы.
В частности, этим вопросам посвящены статьи – «Идея Кармы и реинкарнации в понимании М.Мусабаева и Садхгуру – сравнительный анализ», «Почему идеи Садхгуру о Карме так популярны в современном мире?», «Космофилософия – «новое» видение Человека-Общества и мира, и в чем ее отличие от других философских картин мира?» и др.
Автору посчастливилось среди многих вопросов обсуждать с М.Мусабаевым и идею Кармы, так интересовавшую его с молодых студенческих лет. И если раньше автор этих строк считал, что идея Кармы существует только в рамках индийской философии и культуры, то именно от него он с удивлением узнал, что эта идея буквально пронизывает все религиозные тексты авраамических вероучений – иудаизма, христианства и ислама.
Он много раз приводил во время бесед в подтверждение идеи Кармы фундаментальные цитаты из текстов Святого Писания – «око за око, зуб за зуб» или «вас не минует то, что должно постигнуть, и вас не постигнет то, что должно миновать» - раскрывая их смыслы, а также других связанных с ней положений, закодированных в многочисленных аллегориях и глифах текстов Торы, Библии и Корана.
От него же автор с не меньшим удивлением, и даже изумлением, узнал, что на этой идее построено и мировоззрение наших предков, которое также заложено в наших эпосах, легендах и сказках – в частности, в эпосах «Манас» и «Эр-Тештюк», но, к сожалению, к пониманию фундаментальных смыслов которых мы пока так и не пришли, также как и в текстах Святого Писания.
Однако, если на индивидуальном уровне вопрос с Кармой для автора стал более-менее понятным и очевидным, то размышления над ним как-то породил вопрос – а что насчет семейной кармы или кармы народа и человечества в целом, существуют ли они? И он задал этот вопрос М.Мусабаеву.
Ответ последовал более чем утвердительный - да, она существует, но в более сложном виде для понимания. И как водится в таких случаях ответ на один вопрос порождает многие другие вопросы, которые также требуют своего ответа.
Этот ответ заставил по-другому посмотреть на многие события как личной и семейной жизни автора, так и на события новейшей истории нашей страны и мира в целом, о которых он писал в ряде статей прошлого и текущего года.
И вопрос – почему у нас снесли одного президента, затем другого, затем третьего, также как и их судьба после их свержения предстал совсем в другом свете. Ведь в основе их сносов лежат причины, заложенные в результате недальновидной политики реформ первого президента, которые до сих пор не устранены, но которые продолжают оказывать свое влияние на нашу сегодняшнюю жизнь.
Этот ответ заставил по-другому посмотреть и на вопрос – почему исчез с политической карты мира Советский Союз, почему такие драматические и трагические события переживают братские народы Украины и России, и что будет в результате этих событий. Эти вопросы также рассматривались в ряде авторских статей.
Аналогичные вопросы возникают и по отношению к народам Ближнего Востока, а также в других конфликтных регионах мира. И везде можно увидеть проявление все тех же незримых кармических причин, которые на коллективном или общенародном уровне имеют тесную взаимосвязь с индивидуальной кармой каждого человека.
И решение многих проблем – общественных и индивидуальных – видится на уровне духовного понимания идеи Кармы, устранения глубинных причин, которые лежат в основе многих наших проблем, как на личностном, так и на социальном уровнях. Именно это предлагает на протяжении многих лет М.Мусабаев в своем учении космофилософии, где идея Кармы является одной из основополагающих, и в теории Чистого государства, общества и религии, которая, повторимся, построена на фундаменте космофилософии.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в основе многих наших проблем и бед лежат причины духовно-религиозного плана, которые носят кармический, причинно-следственный характер. И если мы хотим действительно решать наши проблемы-следствия, то нужно искать и устранять именно причины их порождающие.
Как говорил Козьма Прутков – «зри в корень» или гласит библейское изречение «имеющий око, да узрит, имеющий уши, да услышит» …
22.02.2024