«Нет ничего могущественнее идеи,
Родившейся в нужное время и в нужном месте»
Гегель
В минувший вторник, 18-го июня, в кинолектории музея изобразительных искусств им.Гапара Айтиева состоялась презентация книги-сборника статей автора этих строк «Небесные горы и новый мир» - проект развития Кыргызстана в 21-м веке». Накануне презентации в Akipress состоялась пресс-конференция, видеоматериалы которой можно найти в Сети, а в соцсетях был запущен рекламный видеоролик.
Несмотря на это, на презентацию пришло не так много участников, как хотелось бы, что свидетельствует о недостаточном внимании и интересе со стороны интеллектуального истеблишмента страны к идеям предлагаемого проекта, о котором уже писалось в ряде статей последних лет и которые были собраны в указанном сборнике.
Тем более, что он имеет самое непосредственное отношение к проблемам экологии, устойчивого развития и построения «зеленой экономики», глобальных международных горных инициатив, выдвинутых президентом Кыргызстана, а также имеющимся социально-экономическим проблемам, усилиям по практическому решению которых предпринимаются руководством страны в последние годы.
В статьях «Космофилософия – «новое» видение Человека-Общества и мира, и в чем ее отличие от других философских картин мира», «Небесные горы и новый мир» - глобальный проект Кыргызстана в борьбе мировых проектов» и других статьях, собранных в указанной книге», уже изложено описание основных положений данной системы взглядов, которые и привели к мысли о генерации проекта «Небесные горы и новый мир».
Поэтому в рамках настоящей статьи хотелось бы развить основные положения космофилософии – фундамента предлагаемого проекта развития страны в 21-м веке, - имеющего огромный потенциал в случае его продуманного, системного и последовательного практического воплощения. Особенно, в текущих «тектонических процессах глобальной трансформации», в эпоху которых вступило современное человечество в последние десятилетия.
Как это уже неоднократно подчеркивалось в ранее опубликованных статьях, основоположником космофилософии - весьма оригинальной, масштабной и глубокой системы взглядов, а фактически новой парадигмы развития, является отечественный мыслитель М.Мусабаев.
В этой связи следует напомнить определение космофилософии – это интегральный взгляд на Человека-Общество и Природу-Вселенную сквозь призму Святого Писания, который един для всех вероучений – авраамических и неавраамических.
И если подходить к данной системе взглядов с точки зрения общественных наук, то ее можно определить как учение наиболее близкое к учению о ноосфере по Тейяру де Шардену - французского католического теолога и философа первой половины 20-го века, который подходил к пониманию ноосферы с идеалистических позиций.
Следует отметить, что к основоположникам учения о ноосфере советские философы-обществоведы относили и украинско-советского ученого В.И.Вернадского, который подошел к ней на основе созданного им учения о биосфере. Его взгляды заслуживают внимания с точки зрения современного глобального экологического кризиса, поскольку по его мнению еще в первой половине 20-го века человечество став мощной геологической силой должно научиться управлять использованием природных ресурсов планеты на научных принципах.
Однако, принципиальная разница между Теяром де Шарденом и В.И.Вернадским в подходах к вопросам теории ноосферы заключалась в том, что если первый исходил из идеалистических предпосылок, то второй из материалистических. Другими словами, они диаметрально противоположно подходили к ответу на основной вопрос философии, что и вызывало методологическое различие в их подходах к учению о ноосфере.
Изучение космофилософии под непосредственным руководством ее автора М.Мусабаева и сравнительный анализ с взглядами французского философа-теолога на теорию ноосферы позволило придти к выводу о схожести их подходов, но взгляды нашего мыслителя представляются гораздо более глубокими и фундаментальными, системными и целостными, имеющими прикладное и практическое продолжение в его теории Чистого государства, общества и религии.
В процессе изучения и в личных беседах М.Мусабаев неоднократно повторял тезис о противоречии между научной и религиозной картин мира. Другими словами, тезис о том, что современной религии не хватает научности, в то время как современной науке не хватает религиозности. Противоречие, с которым трудно не согласиться, и на устранение или решение которого и направлена его система взглядов или мировосприятия и мировоззрения под названием - космофилософия.
Это изучение позволило вывести три «кита» - базовых принципа космофилософии:
1. Знание о двойственной природе Человека, его Личности-Сущности, внешнем (левополушарной или временной доминанте или Личности) и внутреннем (правополушарной или постоянно-вечной доминанте или Сущности) мировосприятии, как функций закрытой и открытой форм Сознания, включающей в себя личностный и сущностный аспекты.
Такой четкой дифференциации о двойственной природе Человека и, особенно, функциях полушарий головного мозга не встречалось ранее у других философов и мыслителей, за исключением Абу Силга, но и у него не так четко.
2. Знание об обнулении, обновлении и перерождении Личности и Сознания-Души. Это положение также почти не встречалось у других мыслителей и философов, за исключением общих положений о вечности жизни.
3. Знание о кармических причинно-следственных связях. В космофилософии подчеркивается, что законы Кармы, относятся к Эго-Нафсу, т.е личностному аспекту Человека и именно об этом свидетельствуют аллегории-метафоры - «Исхода» или «Джихада» -, но они не относятся к Душе-Человека, его сущностного аспекта.
Эти «киты»-базовые принципы космофилософии позволили понять многие проблемы индивидуального и общественного уровней, найти ответы на вопросы, которые автор пытался найти с молодых лет. А если быть точнее, над которыми он бился на протяжении многих лет, пытаясь найти ответы на вопросы-проблемы - бытийные и профессиональные.
Космофилософия основана на преимущественно правополушарном восприятии и понимании Пятикнижия Моисея, всех книг Библии и Корана, которые представляют собой одно целое, одну книгу – Святое Писание, но из составляющих, предназначенных для различных конфессий авраамического вероучения, и Бхагавад-Гиты для индуизма и буддизма.
По мнению М.Мусабаева, в Святом Писании описаны не события, - исторические или географические - а постоянные процессы-проблемы взаимодействия Эго-Нафса и Души, личностного и сущностного аспектов Человека, происходящие внутри нас на индивидуальном и коллективном уровнях.
Эти процессы-проблемы адресованы к нам, но на языке символов и образов, принятых в той или иной духовно-религиозной традиции или языком религиозной криптографии. Имеющие разные названия они отражают в сущности одни и те же процессы на индивидуальном и коллективном уровнях.
Именно левополушарное или эгоистическое, линейное восприятие с ее интеллектуальной логикой лежит в основе искаженного понимания текстов Святого Писания. И именно искаженное восприятие лежит в основе разделения авраамической религии на три конфессии – иудаизм, христианство и ислам, а также разделения на различные секты и течения внутри одной конфессии, оно же лежит в основе меж- и внутриконфессиональных конфликтов. Хотя представители всех конфессий говорят о том, что Бог един.
Тексты Святого Писания нужно воспринимать и понимать интуитивной или парадоксальной логикой, которое лежит в основе правополушарного восприятия мира, или открытой формы сознания, и приводимые символы в Библии есть ничто иное как инструменты управления сознанием человека. Так, "Жезл Моисея" – символ управления и контроля нашего ума – его реакций, впечатлений и эмоций, он является символом управления между полушариями: левым - миром мыслей - «Каином» и правым – миром чувств - «Авелем».
Рассмотрим более подробно эти «киты»-базовые принципы космофилософии.
Первый «кит» - базовый принцип космофилософии:
Знание о внешнем и внутреннем восприятии, как функций закрытой и открытой форм сознания («Египетского рабства» и «Земли обетованной» на языке религиозной символики, принятой в Пятикнижии Моисея), лево- и право полушарном способах восприятиях (в религиозных образах-символах «Каин» - Интеллект-Эго и «Авель» - Интуиция - Душа, связанная со Вселенским Разумом или Богом), необходимость их поддержания в балансе.
Что символизирует "Египетское рабство"?
Это наше Эго - закрытая форма сознания с присущей ей внешним восприятием, доминантой левого полушария, и влиянием на нее на языке религии бесов, которые воздействуют из незримого мира через нервную систему человека. В исламской традиции идея «египетского рабства» называется «Нафсом, а идея «Исхода» в Пятикнижии Моисея в исламской традиции носит название «Джихада», которые символизируют процесс раскрытия закрытой формы сознания и нахождение баланса между ними, или двумя полушариями мозга.
Второй «кит» - базовый принцип космофилософии:
Знание об обнулении, обновлении и перерождении Сознания-Души при окончании очередной «земной» фазы жизни (так называемой «смерти») и возвращении в новую фазу «земной» жизни в процессе ее космической эволюции. «Реинкарнация» в индийской философской традиции.
Дихотомия - время-вечность — это дихотомия между закрытой и открытой формами сознания, между «Египетским рабством-Эго» и «Землей обетованной-Душой». И если личностный аспект Человека оперирует временными категориями, обусловленными рождением, проживанием и смертью человека в одном воплощении, во время которого он отрабатывает карму предыдущего воплощения, одновременно нарабатывая карму для будущего, то сущностный аспект Человека оперирует категориями вечности.
На страницах книг М.Мусабаева автор встретил понятие «логика времени», относящейся к личностному аспекту Человека, и «логика вечности», относящейся к его сущностному аспекту. Здесь можно привести изречения различных выдающихся мыслителей в подтверждение мысли М.Мусабаева о том, что библейская аллегория «Райского сада» — это символ совершенной и вечной души Человека».
Так, Гераклит Темный в свое время говорил, что «Вечность – это ребенок, играющий в шахматы», а спустя более двух тысяч лет после него известный индийский мистик, философ и поэт первой половины 20-го века Шри Ауробиндо вторил ему: «Бог – это вечный ребенок, вечно играющий в вечном саду». Между этими изречениями можно найти глубинную логическую взаимосвязь, но в рамках интуитивной или парадоксальной логики.
Третий «кит» - базовый принцип космофилософии:
Знание о кармических причинно-следственных связях, как связующих компонентов-нитей, между различными фазами жизни Эго-Нафса при помощи Сознания-Души – предыдущих, настоящей и будущих воплощениях, - в процессе ее космической эволюции или реинкарнации.
По мнению М.Мусабаева идея Кармы пронизывает не только восточную, но и западную философию, и человек возвращается в этот мир чтобы отработать свою карму в ее личностном аспекте или очистить ее от ошибок, или грехов в религиозной традиции, от предыдущего воплощения с тем, чтобы наработать новую карму. Это напоминает что-то наподобие компьютерных игр, ты всегда будешь возвращаться на прежний уровень, если будешь совершать ошибки, пока безошибочно не пройдешь уровень, чтобы подняться на новый.
Об этом свидетельствует, в частности, библейская формула «Око за око, зуб за зуб», и изречение пророка Мухаммеда, мир всем пророкам, «Вас не минует то, что должно постигнуть, вас не постигнет то, что должно миновать», а также многие другие положения Пятикнижия Моисея, всех книг Библии и Корана, которые он приводит в своих книгах. И подтверждает это многочисленными практическими примерами из жизни.
Эти формулы-изречения в закодированном виде отражают идею Кармы в авраамических вероучениях, и вся Религия, закрепленная в текстах Святого Писания, обращена к Эго-Нафсу с целью его раскрытия к Душе-открытой форме сознания, т.е. отражают идею «Исхода»-«Великого Джихада».
В кыргызской древнефилософской традиции, отраженной в эпосе «Манас», по мнению М.Мусабаева, слово Манас символизирует коллективный Разум - «Землю Обетованную» или «Райский сад» в библейской конфессиональной традиции, а идея «Чон Казата» отражает библейскую идею «Исхода» или «Великого Джихада» в исламской конфессиональной традиции.
Как известно, современный мир переживает глобальный экологический кризис, который есть суть-следствие духовно-религиозного кризиса, в котором отражена доминанта материалистически-потребительского отношения к жизни, в ущерб духовно-религиозному.
В то время, как наши предки боготворили Природу и ее компоненты – воду, землю, леса, животных - и уважительно относились к ней как источнику жизни. Это нашло отражение в наших эпосах, мифах, сказаниях, легендах и даже топонимике. В полном соответствии с изречением Спинозы – «Бог или Природа»
В этом отношение наш эпос «Манас» имеет глубоко сакральные смыслы, схожие с библейскими сюжетами, о чем проводил исследование американский ученый Ричард Хьюит. Такую же смысловую нагрузку несет и эпос «Эр-Тештюк», которые также имеется и у других тюркских народов.
Эти вопросы также нашли акцентированное выражение в творчестве Ч.Айтматова в образах Матери-Оленихи в «Белом пароходе», волчицы Акбары и ее семейства в его знаменитом романе «Плахе» в увязке с его богоискательскими мотивами или попытками поиска нового Бога-современника, китов в «Тавре Кассандры, Жаабарса в последнем романе «Когда падают горы» и др., анализ этих произведений приводится в указанном сборнике статей.
Другими словами, у наших предков было целостное восприятие материальной Природы (внешнее), как производное из духовно-религиозного или Божественного (внутреннее). И, надо полагать, их внешнее мировосприятие исходило из внутреннего, обеспечивая их баланс при доминировании внутреннего, о чем свидетельствует поговорка – «Бул дуние жалган дуние».
В этом отношении наш широко распространенный топоним «Ала-Тоо» можно и нужно воспринимать и переводить как «Божественные горы», о чем писалось в соответствующей авторской статье, приводимой в указанной книге.
Таковы, в кратком и весьма упрощенном изложении, содержание основных идей, собранных в указанной книге «Небесные горы и новый мир» - проект развития Кыргызстана в 21-м веке», в которой предпринята попытка обрисовать контуры развития нашей страны в наступивших турбулентных геополитических процессах, все возрастающее давление которых мы испытываем и будем далее испытывать по мере их обострения.
Уникальность космофилософии в том, что кроме путей решения внутренних проблем индивидуального человека она выводит из трех базовых китов теорию Чистого государства, общества и религии. Экстраполирует эти принципы на общественные и государственные проблемы через предложения по оптимизации избирательной системы, укрепления института семьи и духовно-нравственных отношений, совершенствования институтов управления органов местного самоуправления и центральных органов власти, судебной системы и др., а также оптимизации финансово-экономических отношений, основанных на духовно-религиозных принципах Святого Писания.
Сегодня все прогрессивные мыслители разных стран и народов ищут выходы из мирового геополитического, военного, финансово-экономического и экологического кризисов, которые, в сущности, есть проявления глубинного кризиса в духовно-религиозной сфере. Даже нарастающее противостояние между Западом и Востоком можно рассматривать как конфликт между лево- и правополушарным мировосприятием как внутри Человека-Общества, так и между ними, или в библейской аллегории-метафоре как очередную попытку «Каина» убить «Авеля».
В этом контексте представляется, что космофилософия предлагает единственно правильный путь по выходу из указанных кризисов и разрешению этого конфликта на индивидуальном, общественно-государственном и общечеловеческом или планетарном уровнях.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что сходство между космофилософией М.Мусабаева и теорией ноосферы Тейяра де Шардена не случайно, они берут начало из одного источника – Святого Писания, но, повторимся, взгляды нашего мыслителя гораздо более глубоки, масштабны и целостны. Именно поэтому предлагаемый проект «Небесные горы и новый мир» носит концептуально-глобальный характер и будет иметь все шансы на успех в случае его продуманного, системного и последовательного воплощения в обозримой перспективе.
В заключение остается добавить, что указанную книгу можно приобрести в электронном и бумажном виде всем кому небезразлично будущее Кыргызстана, как и другую книгу автора этих строк от 2021 года «Экология и климат. Кыргызстан в 21-м веке», где изложены основы экологической и климатической политики для практической реализации проекта «Небесные горы и новый мир», а также книги М.Мусабаева по космофилософии и теории Чистого государства общества и религии.
24.06.2024