«В ком совесть есть и есть закон, тот не украдет и не обманет, в какой бы нужде ни был он. А вору дай хоть миллион – он воровать не перестанет»
И.А. Крылов
«Нечестно нажитое впрок не идёт»
восточная мудрость
Уже больше 30 лет как Кыргызстан живет в условиях рыночных механизмов и демократических институтов, принципов и ценностей, которые были перенесены нам с западных образцов и стандартов. За этот период уже родились и выросли поколения, которые не имеют представления о том, как можно жить в других условиях. А попытки объяснить им, что поколения 70-х и 80-х жили в условиях бесплатного образования, здравоохранения, худо-бедных социальных лифтов и многого другого встречают с их стороны непонимание.
За этот период мы пережили три «цветные революции» в глубинных причинах которых так и не разобрались по-настоящему, но по мнению некоторых отечественных аналитиков это были естественные издержки переходного процесса к подлинно западным демократическим институтам с соответствующими ценностями и нам нужно больше времени, чтобы общество полностью «перепрошилось» и переняло их.
И чем дальше мы идем по пути строительства этих демократических институтов, тем все больше видим, как на собственном примере, так и на примере передовых стран Запада, что непременным спутником или следствием этих процессов является коррупция государственных институтов. Недавнее заявление председателя ГКНБ К.Ташиева о том, что они уже устали бороться с коррупцией, лишь подтверждает это.
В этом отношении вспоминается изречение одного мыслителя «Если коррупция неотделима от нашей демократии, значит коррупция демократична» или другое изречение английского философа Фрэнсис Бэкон «С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено», с которыми можно только согласиться.
Все эти годы мы были свидетелями того, как в новых условиях строительства независимого государства примат материально-коммерческих ценностей и денежных отношений все больше доминировал во всех сферах общественной жизни порождая это отвратительное явление во все больших масштабах. А такие понятия как совесть, честь, справедливость все больше отходили на второй план.
На фоне коррупционных скандалов, сопровождающих нынешнего президента США и его сына, государства – «цитадели демократии», как и других скандалов в других странах, стало очевидным, что само явление коррупции имманентно встроено в тот тип государственного и общественного устройства, которое нам навязали в 90-е годы, в условиях однополярного мира и доминирования Запада. Она как многоголовая гидра, которой отрубают голову, как на ее месте тут же вырастают другие.
И хоть мы говорили о своей независимости все эти годы, но, если честно признаться самим себе, как таковой ее не было, как в советское время, так и в постсоветское, когда СССР канул в лету и распался. Просто наша финансовая зависимость от союзных центров принятия решений была переориентирована на другую зависимость под другие центры, под которые и подстраивались все наши государственные экономические и финансовые структуры.
Сегодня мы видим, что концепция однополярного мира рушится, между новыми центрами силы-полюсами развернулась нешуточная борьба на выживание и на глазах строится новый многополярный мир со своими центрами силы, принципами и ценностями в социально-экономической жизни.
Эти процессы в современной у одних политологов и аналитиков получили название «тектонических процессов глобальной трансформации», другие называют их борьбой мировых проектов, третьи объясняют их с сквозь призму геополитического противостояния цивилизаций Моря и Суши, кто-то рассматривает их как цивилизационное противостояния Запада и Востока и др.
Вопрос не в названиях и характеристиках этих процессов, вопрос в их сути, поскольку мы вступили в эпоху великого перелома, каких немало было в истории человечества, в том числе и у наших предков, которые умели правильно их оценивать и выстраивать адекватные меры политики, соответствующие особенностям исторических эпох и культурно-общественным ценностям в которые они жили, сохраняя и передавая их своим потомкам.
«Расцвет западной цивилизации есть лишь временный эпизод в истории человечества. Будущее будет принадлежать великой культуре Востока» - говорил основоположник кибернетики Н.Винер в 40-х годах прошлого столетия, во время второй мировой войны.
Сегодня, когда мы являемся свидетелями ослабления и угасания Запада, можно лишь согласиться с этими словами, но они же, как и происходящие «тектонические процессы глобальной трансформации» ставят перед нами вопросы - какой тип государственного и общественного устройства нам нужно строить в условиях, когда западные показали и показывают свою неэффективность, где доминируют материально-финансовые интересы и ценности и, как уже говорилось выше, имманентно встроена коррупция.
В этом отношении вспоминаются слова некоторых аналитиков и экспертов, которые анализируя причины украинского кризиса за все постсоветские годы, когда она получила независимость, называют одной из главных причин, приведшей к сегодняшнему бедственному положению народа этой некогда процветавшей страны коррупцию государственного аппарата с соответствующей геополитической ориентацией.
Вспоминаются и слова Папы Римского Франциска «Коррупция уничтожает человеческие жизни, погружая людей в крайнюю нищету, она разрушает целые народы и, подобно раковой опухоли, "пожирает повседневную жизнь" людей». Очень меткие слова, хорошо иллюстрирующие причины и сегодняшнюю картину не только украинского кризиса, поставившего под вопрос судьбу целого государства, который во времена СССР был наиболее развитой индустриальной республикой.
В свете сказанного становится очевидным, что если мы действительно хотим побороть коррупцию и сохранить свою государственность, то нам нужно бороться не со следствиями, а с причинами ее порождающими. Другими словами, пересмотреть систему государственного и общественного устройства с соответствующими принципами и ценностями, которые нам навязали в 90-е годы, когда мы не могли не принять их, но которые, повторимся, имманентно встроены в нее.
Каким образом это можно сделать уже описано в авторских статьях последних лет, которые опирались на аналитические выкладки теории Чистого государства, общества и религии, основанной на весьма и весьма солидном космофилософском фундаменте.
Однако наш интеллектуальный истеблишмент и управленческая элита, к сожалению, пока не берет на вооружение громадный потенциал идей, содержащихся в этой теории, которые, в сущности, основаны на богатом духовном багаже, которые нам оставили наши предки.
И мы по-прежнему живем в условиях и установках, которые были заданы нам в 90-е годы, которые показали свою порочность, и как будто не замечаем или не хотим замечать масштабных, глубоких и необратимых перемен, происходящих в современном мире. И никак не хотим искать ответа на вопрос – что будет дальше и как нам жить в стремительно меняющемся мире?!...
23.09.2024