Текущие переговоры между Россией и США, официальное начало которым было положено на встрече высокопоставленных официальных лиц этих стран в Эр-Рияде 18 февраля с.г., продолжают оставаться в центре внимания международного сообщества и аналитического сообщества Сети. Ведущие аналитики и эксперты разных стран продолжают комментировать их итоги и выдавать прогнозные оценки в свете новой информации и заявлений внешнеполитических ведомств разных стран, появляющихся в Сети.
Недавно в Сети появилась статья одного из ведущих аналитиков России А.Девятова, китаеведа, компетентное мнение которого всегда представляло интерес для автора этих строк, и уже анализировалось в ряде авторских статей последних лет по тем или иным вопросам как российско-китайских отношений, так и проблем мировой геополитики в целом.
В статье «Договор и сделка? О перспективе завершения конфликта на украинском ТВД» А.Девятов рассматривает весьма интересные аспекты и нюансы текущих переговоров между Россией и США, которые могут привести к Ялте-2, о которой уже писалось в ряде авторских статей последних лет. Поэтому приведем ключевые положения из указанной статьи с оговоркой, что они во многом дискуссионные и, как представляется, не учитывают другие текущие параллельные и противоречивые геополитические процессы.
«…Из проговоров К. Дмитриева в интервью для прессы 18.02.25 и важных комментариев организации евреев Хабад можно полагать, что условия сделки со стороны РФ касаются следующего:
- США восстановят инвестиционное сотрудничество с РФ в совместных проектах в Арктике.
- 300 млрд. долларов замороженных на западе активов РФ пойдут на восстановление территории Украины, вошедших в состав РФ (Херсонская и Запорожская обл.).
- Юго-восток Украины: Одесса, Николаев, Днепр, Херсон, Запорожье и Харьков отделятся от Украины и войдут в состав Новороссии («Небесного Иерусалима» или иначе Новой Хазарии) под силовым прикрытием ВС РФ в Республике Крым.
Правительство РФ в Стратегии развития минерально-сырьевой базы до 2050 года признало, зависимость от импорта оборудования по добыче и разведке полезных ископаемых. Она составляет более 90% по буровому оборудованию, 50% по горным машинам, 30% — по наземному геофизическому оборудованию и прочее, и прочие.
Этим и объясняется компромисс Кремля по условиям сделки о завершении конфликта на Украине мирным путем, прежде всего, в части освоения США природных ресурсов Арктики.
Речь, возможно, идет о привлечении американцев в проект «Арктик СПГ-2», замороженный после введения 14.09.23 Минфином США санкций против компаний, предоставляющих инжиниринговые, строительные и транспортные услуги для проекта. Под санкции попали компании и суда, включенные в логистическую структуру транспортировки газа и с заводов «Ямал СПГ».
В результате проект, имеющий стратегическое значение для Правительства РФ, фактически прекратил работу, а иностранные участники: Китай, Франция, Япония – разбежались.
Таким образом, суть сделки США с РФ в Арктике состоит в вытеснении из освоения природных ресурсов региона, прежде всего Китая и напоминает схему вытеснения Британии из освоения нефти Ближнего Востока, произошедшего в результате «Пакта Куинси».
«Пакт Куинси» — соглашение, подписанное сразу после Ялтинской конференции 14.02.1945 на борту крейсера ВМФ США «Куинси» в Суэцком канале между президентом США Франклином Рузвельтом и королём Саудовской Аравии Абдель Азизом Ибн Саудом.
Согласно пакту, США получили эксклюзивные права на разведку, разработку месторождений и приобретение саудовской нефти в обмен на политическую и военную защиту СА от внешней угрозы. Пакт стал основанием для нефтедоллара, как мировой валюты.
А капитализация «Арабо-американской нефтяной компании – Saudi Aramco» достигла 10 триллионов долларов.
Ныне крупнейшим импортером нефти стал Китай. И последние несколько лет саудиты плавно увеличивают продажи сырья за юани. Сегодня уже 25% их экспорта идет в валюте КНР. По некоторым данным Саудовская Аравия не продлила "50-летнее долларовое соглашение с США", истекшее 9 июня 2024 г.
Ситуация на рынке нефти и газа не радует США.
Особенно тревожит администрацию Трампа стратегическое взаимодействие Китая с Россией, разрушить которое США намерены в приоритетном порядке.
Поэтому официальная дипломатия Лавров – Ушаков / Рубио – Уолтс и коммерческая сделка спецпредставителей К. Дмитриев\С. Уиткофф идут параллельно с разным темпом и нацелены на разный результат.
Дипломатия РФ с усилием подчеркивает, что «российско-китайская внешнеполитическая связка является важнейшим фактором в мировых делах. Носит стратегический характер, не подвержена внешнему влиянию и не направлена против кого-либо». И Си назвал Россию и Китай «добрыми соседями, которые не могут отдалиться, и настоящими друзьями, которые разделяют радости и горести, поддерживают друг друга и совместно развиваются» (телефонный разговор В. Путин – Си Цзиньпин от 24.02.25).
Тогда как в связке трех сил ближайшие перспективы американо-российских и китайско-американских отношении, которые США строят на коммерческой основе, остаются за рамками официальной политической риторики.»
Следует отметить, что приведенные оценки А.Девятова коррелируются с оценками других ведущих аналитиков из других стран о том, что резкий разворот во внешней политике Д.Трампа нацелен в конечном счете на освоение ресурсов Арктики. Именно в этом ракурсе следует рассматривать его громкие заявления о Гренландии, Канаде и Панамском канале.
Однако для этого ему нужно решить текущие геополитические проблемы, оставшиеся ему в наследство от многолетней глобалисткой и недальновидной политики предыдущих администраций Белого дома. Прежде всего, разрешить проблемы в Европе и на Ближнем Востоке, где наиболее острыми являются кризисы в Украине и секторе Газа, но имеющими тесную и системную связь с другими проблемами в этих регионах.
Представляется, что по мере того как будут урегулированы «камни преткновения» в принципиальных вопросах российско-американских отношений в свете вышеприведённых треков, наступит очередь для решения проблем и в других регионах мира – Юго-Восточной Азии, Кавказе, Центральной Азии и др.
Теперь становятся более понятными заявления Д.Трампа о том, что он намерен разрушить планы БРИКС путем введения соответствующих санкций и расколоть партнерство России и Китая – локомотивов или ядрообразующих стран этого объединения.
Также становится очевидным, что планы Д.Трампа имеют стратегическую и системную природу, нацелены на весьма долгосрочную перспективу и ослабление геополитического и экономического конкурента в лице Китая, для чего ему и нужно партнерство или союз с Россией. Однако насколько ему удастся их реализация в первом чтение должны показать итоги текущих переговоров между Россией и США, а также еще не начавшихся переговоров с Китаем.
История повторяется, как уже отмечалось в ранее опубликованных статьях, в 70-х годах прошлого столетия для того чтобы ослабить СССР в «холодной войне» США пошли на сближение с Китаем. Тогда инициатором этого процесса был Генри Киссинджер, так и сегодня США вынуждены идти на сближение с Россией для того чтобы ослабить Китай, но похоже сегодня инициатором этого процесса выступает Стив Уиткофф.
Однако сегодняшняя ситуация имеет ряд принципиальных особенностей и отличий от геополитической ситуации 70-х годов и как она будет развиваться дальше, как говорится, будем посмотреть…
Очевидно, что аналитическому сообществу и руководству нашей страны, как и других стран Центральной Азии, нужно внимательно отслеживать развитие текущих геополитических трендов и вносить соответствующие коррективы во внешнюю и внутреннюю политику, чтобы не допустить стратегических ошибок и не повторить трагическую судьбу некоторых постсоветских стран, допустивших в свое время такие ошибки и расплачивающихся за них в настоящее время… «что посеешь, то и пожнешь» …
Вместе с тем, нужно активнее использовать открывающиеся возможности в свете «тектонических процессов глобальной трансформации» в привязке к трендам, содержащимся в них, и о которых так много писалось в авторских статьях последних лет.
25.02.2025