«Глубина мировой катастрофы будет определяться
степенью распада глобального мира»
А.Школьников
Уже много лет автор пишет о «тектонических процессах глобальной трансформации» и необходимости кардинального переосмысления основных направлений внутренней и внешней политики Кыргызстана и государственного строительства в соответствии с трендами этих «тектонических процессов».
Эти процессы резко ускорились в 20-х годах – пандемии коронавируса и СВО на Украине, но особенно они ускорились и приняли необратимый характер с приходом к власти в США Д.Трампа, логика шагов которого является предметом пристального внимания в ряде статей как во время его предвыборной кампании, так и после его инаугурации. Так же, как и других ведущих геополитических игроков – России и Китая – в последние годы и в контексте упоминавшихся «тектонических процессов глобальной трансформации».
Недавно в Сети появилась карта мира из ведущего американского журнала Newsweek, где показан гипотетический мир недалекого будущего, борьба за который развернулась между ведущими геополитическими игроками. Следует признать, борьба весьма острая и жесткая, что мы можем наблюдать на событиях в Украине и тарифной войны Трампа.
Надо полагать, что эта карта появилась в результате разработок американских аналитических центров, а журнал лишь воспроизвел эти разработки, ее изображение приводится к настоящей статье.
Размышления над этой картой напомнило некоторые мысли автора в контексте текущих «тектонических процессов», которые он излагал во многих своих статьях последних лет. В частности, в статье «О многополярном мире и мире панрегионов в контексте проблем внешней и внутренней политики Кыргызстана» от марта 2024, недавней статье «Деглобализация – возрождение неоимперий 21-го века на цифровой основе» и многих других на основе анализа взглядов ведущих аналитиков других стран на суть текущих геополитических процессов.
В первой из упомянутых статей анализировались взгляды одного из ведущих российских аналитиков А.Школьникова, которые коррелируются к картой американского журнала. Поэтому напомним некоторые ключевые выдержки из нее.
«Уже много лет автор рассказывает о Мире панрегионов как наиболее вероятном представлении о будущем, но для большинства экспертов и аналитиков этот сценарий становится видимым лишь сейчас. Окончательное осознание его важности и доминантности, вероятно, случится ещё года через три-четыре (2026-2027 гг.). А до той поры альтернативу глобализма будут по-прежнему искать в построении Многополярного мира…
В новых условиях речь пойдёт о достаточно высоком уровне перманентной конкуренции внутри панрегиона между центром и странами полупериферии. На смену модели единой мир-системы приходят более сложные и фрагментированные варианты:
• многополярный мир – несколько метрополий, но единые полупериферия и периферия;
• мир панрегионов – общая периферия/Дикие земли, отдельные метрополия и полупериферия в каждом панрегионе;
• мира нео-империй/мир-систем (был до завершения Холодной войны в начале 90-х) – несколько мир-систем, в каждой из которых есть отдельные центр, полупериферия и периферия.
Глубина мировой катастрофы будет определяться степенью распада глобального мира. Наиболее вероятный вариант итога – Мир панрегионов, в рамках которого, помимо панрегионов, всё ещё сохранятся независимые региональные державы, которые будут находиться на промежуточном между метрополией и полупериферией положении. Им с неизбежностью придется играть в многовекторность и самостоятельно обеспечивать свою безопасность.
После перехода метрополий во второй половине 30-х годов в 6-й технологический уклад (аддитивные технологии, роботизация, замкнутый ядерный цикл) их превосходство над союзниками и партнёрами временно резко возрастёт, и, конечно, возможности, амбиции и напряжение в мире, соответственно, повысятся. В следующие 20-25 лет метрополии будут жёстко брать под контроль своих союзников, а также и независимые региональные державы. Они начнут делить мировую периферию/Дикие земли, а затем приступят и к разрушению конкурентов...»
Очевидно, что мысли российского автора находят свое подтверждение в опубликованной карте американского журнала. Однако самое интересное в этой карте то, что регион Центральной Азии на ней отнесен к «мировой периферии/диким землям» на которой будет вестись «охота» за природными ресурсами региона для обеспечения жизненных интересов ведущих геополитических игроков в новом технологическом укладе…
Другими словами, нам уже определили место в будущем разделе мира и место, надо сказать, незавидное…логично предположить место «цифровых резерваций или лагерей» 21-го века.
Также очевидно, что нам необходимо перестать питаться иллюзиями о «справедливом, демократически устроенном мире будущего» с соответствующими правами и свободами. Наступает новый мир неоимперий 21-го века, где будет жёсткая конкуренция между ними и господствовать право сильного… или умного, что и можно сегодня наблюдать на трагической судьбе целых народов в других регионах планеты.
И нам не следует обольщаться придет очередь и за нами…, если мы не будем смотреть вокруг себя и вперед и строить соответствующую превентивную политику, опираясь на собственные материальные, интеллектуальные и духовные ресурсы, а не отдавать их на откуп иностранным инвесторам и ИИ, которым владеют ведущие геополитические игроки и определяют правила игры. Наше развитие сегодня должно строиться в соответствии с четко обозначившимися трендами «тектонических процессов глобальной трансформации».
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть то, о чем писалось во многих статьях последних лет - мир вступил в эпоху исторического глобального и необратимого перелома. Эпоху, требующую адекватных оценок, подходов и стратегических решений. Текущие турбулентные геополитические процессы набирающие свою скорость еще раз подтверждают их актуальность.
14.04.2025