Добавить свою статью
11 Марта 2013
От революции к эволюции
Кыргызстан за 20 лет независимости пережил две революции: в 2005-м и 2010-м году. И каждый раз после вихря этих событий страна откатывалась на годы назад в своём развитии. В обоих случаях революции становились результатами недовольства большинства населения своей жизнью, властью, существующими на тот момент законами. И в первом и во втором случае объединились в едином порыве и недовольстве самые разные слои общества, у которых были разные цели, разные интересы, но объединяло одно - желание избавиться от авторитарной и преступной власти. Но существует одно различие между этими двумя событиями: Бакиев и его семья, пришедшие к власти, не усвоили уроков первой революции. Они усовершенствовали и ещё более ужесточили семейно-клановый режим. События же после апрельской революции показали, что в кыргызском обществе есть люди, которые не просто хотят всё разрушить, но и берут на себя ответственность за строительство нового.

Об этом и шла речь на кафедре истории и культуры Национального университета им. Ж. Баласагына, где 5 марта прошёл круглый стол на тему: «Уроки двух кыргызских революций». Историки, политологи и журналисты пытались найти ответы на вопросы, являлись ли события 24 марта 2005 года и 7 апреля 2010 года народными революциями? Решили ли эти события насущные проблемы кыргызского общества? Почему борьба за светлые и чистые идеалы, за улучшение жизни людей всегда несет жестокость, анархию и кровь? И как эти события отразились на развитии страны в целом?

Организатор круглого стола историк Тынчтыкбек Чоротегин так объяснил идею мероприятия: «И сегодня, и в будущем не будет единого взгляда на эти события. Как оценивали монархисты России революции февраля и октября 1917 года? Как трагическое, кошмарное событие в истории российской государственности, так и изгнанные президенты Акаев и Бакиев и их сторонники будут отрицать прогрессивность народных революций 24 марта 2005 года и 7 апреля 2010 года. И поныне они пишут, мол, что «накуренный и наущенный сброд» изгнал «законных хозяев» Белого дома в Бишкеке. Поэтому есть много вопросов в обществе, на которые мы, историки, должны попытаться найти ответы».

Природа «кыргызских» революций.

Учёные подошли к рассмотрению данной темы с точки зрения глубокого осмысления.

«Слово «революция» происходит от латинского и означает «переворот»,- напомнил коллегам Ташманбет Кененсариев, доктор исторических наук. - Если мы расчленим термин, то получится слово из двух частей, приставка «ре» + слово «эволюция». То есть получается, что обычное развитие (эволюция) при революции должно пройти скачкообразно, резко, с некоторыми «немирными» элементами».

Кененсариев отметил, что в истории человеческого общества были различные классические революции - дворянские, народные, буржуазные, пролетарские, социалистические, и все эти революции изменяли общественные системы в целом.

Но в XX веке появился еще один тип революций, называемый «цветной революцией». Суть - коллективное действие активного меньшинства населения страны, в результате которого тоталитарные режимы, в том числе коммунистические, подвергаются «мягкой» (в этом смысл понятия «бархатной») уступке тем силам, которые организовывали такие революции.

«В целом кыргызские революции есть разновидность «бархатных революций»,- считает историк Кененсариев.

По мнению Кененсариева, Кыргызстан, начиная с 1991 года, живёт в состоянии перманентных «бархатных» революций: «Обретение суверенитета братскими республиками, и Кыргызстаном в том числе, положили начало процесса демонтажа советской тоталитарной системы и формирования рыночных, демократических общественных систем».

Однако, руководством страны под управлением Акаева было допущено ряд ошибок, поэтому накануне 24 марта 2005 года назрела революционная ситуация. Тогда перед обществом стояли пять задач: изменение политической системы конституционным путем; ликвидация семейно-кланового управления; развитие экономики; приход к управлению страной профессионалов и улучшение жизни народа.

«Однако, ввиду того, что революция 24 марта 2005 г. не могла осуществить ни одной задачи, начиная с 2009 г. интенсивным темпом подготавливалась почва следующей революции – революции 7 апреля 2010 г. При этом главными задачи остались те же. Следовательно, эти две революции явились однопорядковыми политическими событиями, то есть «цветными» революциями»,- уверен историк Кененсариев.

Исторические причины кыргызских революций.

«Несомненно, одной из главных ошибок Курманбека Бакиева было то, что он не хотел извлекать уроки из революции 2005 года,- считает политолог Табылды Акеров.- Затягивая конституционные реформы, он, тем самым показывал свое нежелание идти по пути демократизации общества. В конце концов, он провел конституционную реформу в свою пользу, полностью укрепил свою власть. В результате, если в эпоху режима Акаева власть для усмирения своих политических конкурентов устраивала гонения и аресты ведущих СМИ, журналистов, лидеров оппозиции, то при Бакиеве она пошла еще дальше, власть перешла к физическому устранению конкурентов, покушаясь и лишая их жизни».

По мнению всех выступавших, семья Бакиевых узурпировав власть, установили жесткий кланово-семейный, авторитарный режим в стране, где всё: и экономика, и финансы, и богатство, и недра страны, оказались под их контролем, где всё должно было работать во благо семьи президента и его окружения, где продавалось всё, и честь и совесть. Общество деградировало, нарушены были моральные устои, принципы и нормы, сложенные многовековым опытом кыргызского народа.

Изначально Бакиевы пошли на сговор с криминальными силами страны. В результате, всего за 5 лет в стране установилась диктатура криминала, общество жило в постоянном потрясении от многочисленных заказных убийств, к которым имел прямое отношение криминальный режим Бакиевых, во главе с братом президента, отвечающим за силовой блок Жанышем Бакиевым.

Кроме существования объективных причин для народной революции, учёные отметили и одну субъективную особенность кыргызского народа.

Бектемир Жумабаев, декан факультета истории КГНУ, в своём выступлении о роли кыргызских революций в Центральноазиатском регионе отметил: «Коллеги из соседних стран часто называют в числе причин наших революций бедность кыргызов. Но это не совсем справедливое замечание. Дело в том, что в казахских и узбекских глубинках народ живёт намного беднее наших сельчан. И не ропщет. Я думаю, что причина в том, что революции сотрясают именно Кыргызстан в том, что ментально наш народ намного свободнее, сильнее и воинственнее духом, чем наши собратья по региону. Мы дважды доказали, что не будем мириться с несправедливостью, ложью и гнётом. Да, экономически мы намного отстали, но политически мы оказались более зрелыми, и ушли на сто лет вперёд, чем наши соседи».

Провокация Бакивых.

«В последние дни правления Бакиевского режима, через различные выступления, они и их соратники неоднократно говорили о том, что народу не избавится от этой власти без крови,- напомнил политолог Табылды Акеров в своём докладе о роли молодёжи в революции 7 апреля. – Таким образом, какая-то часть молодежи уже была морально и психологически готова принести себя в жертву, чтобы покончить раз и навсегда с авторитарной властью. 7 апреля 2010 года молодые кыргызстанцы из простых семей, жители столицы и сельских глубинок, чётко осознали свою миссию - ценой собственной жизни выгнать преступников Бакиевых. И с этой исторической ролью они с честью справились».

По мнению Акерова, Бакиев будучи президентом, как гарант Конституции Кыргызстана должен был предпринять меры, для предотвращения кровопролития. Но, этого не было сделано. «Наоборот, он до последней минуты пытался защитить свою власть. Ввел Чрезвычайное положение. Не отменил команду Жаныша стрелять на поражение в мирных граждан, тем самым, подписав, сам себе приговор»,- считает политолог.

Муратбек Иманкулов, доцент педагогических наук, автор учебника по истории отмечает: «В учебниках для старшеклассников мы не даём чёткого понятия событиям 7 апреля 2010 года как революции, чтобы каждый ученик дошёл до этого понимания сам. Но я склоняюсь, что это было народное восстание против преступного режима. То, что это народное восстание, доказывают причины и характер событий. Ухудшение жизни людей было во всех регионах, повышение тарифов на электроэнергию, небывалый расцвет коррупции, узурпация власти семьёй Бакиева, криминализация власти. Причём народное возмущение было и в Таласе, и в Нарыне, и в Бишкеке, зрело и на юге. Сопротивление власти Бакиева народом выражались многочисленными митингами, которые продолжались по всей стране».

Иманкулов также считает, что применение оружия защитниками Бакиева было провокацией властей. «Сначала в Таласе 6 апреля, а потом и в Бишкеке 7 апреля 2010 года применение силы правоохранительными органами, во главе которых стоял Жаныш Бакиев, было самой настоящей провокацией. Действия силовиков в Таласе, далее на «Форуме», и в последующем на площади Ала-Тоо, были предприняты в целью, чтобы спровоцировать народ на радикальные меры, а потом ввести Чрезвычайное Положение и силовым методом подавить восстание. Но власти просчитались, они не ожидали, что простой народ проявит такую силу духа и ценой жизни вынудит бежать и преступного президента, и его брата, и всех их сторонников»,- говорит доцент Иманкулов.

Кому выгодно искажение информации?

Однако любая революция несёт разрушение не только старой системе госуправления, рушатся человеческие жизни, ломаются судьбы. Этим и объясняется наличие политических сил, которым выгодно умалять роль и значение революции 7 апреля 2010 года.

Доцент Иманкулов объясняет это явление: «Сейчас идёт искажение информации для того, чтобы опорочить и саму революцию, и её значение, и вновь раскачать ситуацию в стране. Но, имейте в виду, что простой народ, если бы не был доведён до отчаяния, он бы не вышел в таком количестве, и с таким градусом ненависти против существующей тогда власти. Посмотрите на фото и видео хронику, посмотрите на имена тех, кто погиб, это все простые люди. Они в порыве неистового желания свергнуть опостылевших Бакиевых пришли на площадь. За деньги и водку, как некоторые злопыхатели говорят, никто не пойдёт под пули. А пойдут за идею. Конечно, Бакиевы, их многочисленная родня, соратники и земляки, все кому жилось при них вольготно, они незаконно занимали высокие посты, хотят вернуться к кормушке и власти. Они будут не жалея сил и средств порочить этих людей, ставших героями. Они сейчас тиражируют мнение, что сброд: алкаши, преступники и проходимцы, сделали революцию 7 апреля 2010 года. Таким образом, стараясь очернить, опорочить и даже приравнять события 7 апреля 2010 года к событиям 3 октября 2012 года. И это не допустимо».

Историк Шейшеканов.Т. заявил, что лично с группой преподавателей в тот день был на площади, видел тех ребят, которые ценой своей жизни свергали преступный режим. «Вы все рассуждаете теоретически, а о практике ничего не знаете. Я с другими преподавателями был на площади. Видел всё своими глазами. А теперь мы все боимся громогласно заявить, что 7 апреля 2010 года с крыши Белого Дома стреляли преступники в наших детей, в лоб и в сердце. На суде сейчас говорят, что это были наркоманы и алкаши. Разве я наркоман или алкаш? – вопрошает историк.- Надо прекратить эту полемику, которая особенно муссируется в кыргызскоязычных газетах. Я уже не могу читать подобные статьи. Мы должны правду писать. Это была настоящая революция».

Роль и значение двух революций.

Историки единодушно пришли к выводу, что роль, которую сыграли революции 2005-го и 2010-го годов в развитии Кыргызстана и становлении демократии во всём регионе, назовут наши потомки лет через 50.

«За 50 лет изменится общественная психология, идеология, методология науки. Следовательно, исследователь по прошествии полувека видит событие более объективно,- утверждает доктор исторических наук Кененсариев. - Поэтому, исторические события 50-100 летней давности из истории Кыргызстана современные историки пишут более правдиво. Хотя мы знаем, что объективной истины нет, истина всегда сравнительна. Это очевидный факт. Следовательно, событиям 2005, 2010 годов историки дадут более правдивую оценку через несколько десятилетий».

Но и спустя три года можно констатировать первые тенденции развития общества после революции 7 апреля 2010 года. «Особенно велико значение второй революции в плане того, что люди начали свободно высказывать свои мысли. Можно констатировать, что у нас в Кыргызстане развивается и укрепляется свобода слова и это огромное завоевание»,- уверен историк Иманкулов.

«У сегодняшней власти много недостатков и слабых сторон. Большинство своих обещаний они пока не выполнили, чему есть объективные причины. Но любой эксперт и аналитик вам скажет, что нынешняя власть не ведёт антинародную политику. Нет особых причин, чтобы свергать эту власть. Поэтому нынешние митинги не естественны, а проплачены теми политическими силами, которые мечтают о реванше. Ни в одном демократическом государстве нет такого случая, чтобы митингующие требовали освободить преступников силой толпы»,- заключает Иманкулов.

Историк Тынчтынбек Чоротегин также видит и позитивные сдвиги в развитии общества и страны. «У народа еще теплится надежда, что власть имущие будут продолжать реформы для действительного становления парламентской демократии в Кыргызстане. Проведена конституционная реформа. Полномочия президента сильно сокращены. Парламент учится стать властителем. Есть робкие шаги для реформы судебной системы. Конечно, нахлынули как саранча бывшие коррупционеры во многие отрасли, имеются трудности в инвестиции экономики. Но гласность и свобода слова являются одними из важных гарантов продолжения реформ, которые можно осуществлять поэтапно, путем последовательных реформ, путем эволюции, т.е. мирным путем. Все-таки в нашем регионе Кыргызстан является пионером политических реформ в сторону демократизации общества»,- уверен Чоротегин.

«Думаю, что Кыргызстану следует постоянно изучать историю революций 2005 и 2010 года и извлекать уроки, чтобы впредь не повторялись подобные события. Кыргызские революции должны служить уроком, прежде всего, для власть имущих, политиков, которые всегда пытались решить проблемы с позиции силы, пренебрегая интересами народа, не прислушиваясь к его мнению»,- также считает политолог Табылды Акеров.

«Кыргызский народ не сможет перенести еще одну революцию,- предупреждает доктор истории Кененсариев. – Следовательно, наша общественность должна сделать большое усилие, чтобы процесс решения задач революции шел дальше не скачкообразным путем, а мирным эволюционным путем, без приставки «ре».

Анара Юсупова

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

01-12-2014
Три года Атамбаева: от хаоса к стабильности
7321

15-05-2014
Нужна ли защита от лжи? Или это привилегия лишь для граждан высокоразвитых стран?
6108

05-12-2013
Помогать или выждать в сторонке?
9190

26-11-2013
Лицо кыргызской коррупции
9172

11-10-2013
Конец «сопротивленцев» в Таласе
5837

10-09-2013
Почему оппозиция «скурвилась»?
5692

28-03-2013
Почему мы перестали праздновать 24 марта?
16788

06-03-2013
Анатомия криминального режима или почему рано забывать Бакиевых
20182

08-02-2013
7 апреля как крутой поворот в истории
16761

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×