Добавить свою статью
31 Марта 2023
Памяти ушедших философов Кыргызстана

Память для человека – это все: не будь ее, вряд ли бы он научился понимать ценность своей жизни, близких и друзей, общества той исторической эпохи, которая была контекстом его сущности и существования. Память придает силы человеку, позволяет воссоздавать самые удивительные мгновения своей личной истории, испытывать ностальгию по ушедшему, ценить то, что составляло смысл жизни. Память – есть нетленная нить поколений народа, создающая уникальную летопись развития. Не будь памяти, все пошло бы прахом как для отдельного человека, так и для народа. Неслучайно из всех брендовых нововведений Ч.Айтматова наиболее запоминающимся, востребованным и культивируемым оказалось понятие «манкурт» как символ потери памяти, а значит и потери человеческой сущности.

Историческая память народа – это отдельный концепт, который позволяет свести воедино разрозненные факты и события, привнести в них человеческий дух и тем самым создавать легенды, будоражащие не одно поколение. В настоящем, когда глобальный мир в качестве вызова эпохи предъявляет универсальные ценности, философию космополитизма и прагматизма, особенно важно сохранить историческую память поколения, без которой оно точно станет потерянным. В этом смысле быть способными чтить память представителей уходящего поколения означает суметь воссоздать образ целой плеяды личностей, оставивших след в истории народа и государства.

Уход Кусеина Исаева – известного социолога не только Кыргызстана, но ближнего  и дальнего зарубежья, представителя философской науки республики невольно натолкнул на воспоминания не только о нем, но и в целом о поколении представителей гуманитарной науки, оставивших значительный след в становлении и развитии республики. Чем запомнилось уходящее поколение ученых?! В первую очередь тем, что они стали оплотом кыргызской советской интеллигенции, сумев сформировать свой образ практически во всех отраслях науки, искусства и культуры. Это означает, что они сумели представить кыргызскую культуру не только в контексте Союза, но и мира вообще. Как Айтматов стал символом кыргызской советской литературы, так и философы А.Алтмышбаев, А.Салиев, Б.Аманалиев, А.Табалдиев, Т.Абдылдаев сформировали костяк кыргызской советской философии. В этом же контексте необходимо рассматривать и К.Молдобаева, А. Карыпкулова, К.Исаева, А.Какеева, Р.Ачылову, каждый из которых оставил свой след в философской науке. При этом надо отметить, что, если Молдобаев и Карыпкулов основной свой след оставили в качестве политических деятелей, К.Исаев  на определенный период истории стал наиболее ярким представителем социологической науки, Р.Ачылова  сумела соединить в себе качества ученого и политика. Каждый из них – это определенная веха в истории кыргызской науки и политики. Но как единое поколение они стали символом добросовестной и качественной науки, профессионалами своего дела, достойно представляя кыргызскую философию  и политику за пределами республики.

Это поколение философов, которое не просто останется в памяти, а станет символом профессиональной науки в летописи нашей истории. Это достойно пиетета, славы, признания и почтения. При этом надо отметить, что у каждого из них были свои человеческие недостатки, подчас очень серьезные, но об этом не хочется говорить не потому, что об ушедших не говорят плохо, а скорее потому, что их достоинства превосходили недостатки. Один тот факт, что это поколение философов, шире – ученых, благодаря которым были сформированы целые школы, говорит само за себя. Это означает, что профессиональная философия берет истоки у названных лидеров философской и в целом гуманитарной науки.

Особый акцент хотелось бы сделать на харизме этих личностей. Не каждый человек, в том числе не каждый представитель науки обладает харизмой. Харизма – это некий дар, который многократно усиливает значимость личности, делая ее способной влиять на целое поколение. Эти представители философской науки были по истине харизматичны, обладая не только профессиональным научным уровнем, но и талантом политиков, управленцев. То были масштабные личности, взгляд которых не все выдерживали, слова которых впечатывались в сознание, действия которых вызывали не только уважение, но порой и восхищение. Байки, связанные с их именами, до сих пор бытуют в философском сообществе – это означает, что они поднялись на тот уровень признания, когда их имена помимо личностной составляющей имеют и нарицательное значение. Это не каждому дано, уход некоторых остается незамеченным, тем более интересны эти личности, которые и после своего ухода оказываются способными влиять на общественное сознание. Это ли не пьедестал признания, имеющий воспитательный эффект?! Невольно рождается немое вопрошание – сумеет ли нынешнее поколение ученых и философов достичь столь же значительных результатов в формировании целого слоя, когорты научной элиты?! Сохранится ли преемственная нить как связующее звено поколений ученых, которая позволит не просто отвоевать науку в Кыргызстане, а поднять ее на новый уровень развития?!   Отдавая должное ушедшим философам, ушедшему сегодня Кусеину Исаевичу, хотелось бы словом почтить их память. 

Кусеин Исаевич, жаткан жериӊиз жайлуу болсун, ыйманыӊыз саламат болсун. Сиздин айткан бир сөзүӊүз эсимде сакталууда: кандай болбосун, өзүӊдү бийик алып жүр! Чынында эле кимдир бирөө түшүнүп түшүнбөсө да, билип билбесе да адамдын, илимпоздун бийиктиги жасаган иши менен белгиленет. Философ болгондон соӊ тарыхтын агымын алдын ала билип, турмуштун шаанисин, жашоонун маӊызын сезе билип, адамдык бийик сапаттарды өзүӊ менен алып жүрүү бардык адамдардын колунан келе бербеген нерсе экен.

Жылдыз Урманбетова
доктор философских наук, профессор

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

28-11-2024
Действия интеллигенции, которые стоят ей репутации
2322

31-10-2024
Достижения и беда кыргызской интеллигенции
5549

07-02-2024
«Кыргызстандагы коомдук-гуманитардык илимдердин абалы тууралуу» аттуу кереге кеңештин жаңырыктары
1513

20-12-2023
Технологический прогресс или самобытность культуры?!
1121

15-11-2023
Что таит в себе современный мир как Мир множества смыслов?
2082

17-10-2023
Педагоги всех вузов Кыргызстана, объединяйтесь!
1194

27-09-2023
Это прекрасное слово «свобода»
4168

26-06-2023
Возможно ли в Кыргызстане проведение качественных и прозрачных выборов?!
2137

07-03-2023
Кылым карытаар мезгил
2783

11-01-2023
Трайбализм кыргызов – это путь сохранения автохтонности народа или уничтожения нации?!
4045

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×