Добавить свою статью
5 Июня 2023
На тернистом пути национального возрождения

Посвящается Дню Независимости Кыргызской Республики

Вместо предисловия

В начале текущего года директор Центра Евразийских исследований при Институте исторических исследований Академии общественных наук Китая, профессор Ли Цзиньсю во время встречи с президентом Кыргызской Республики Садыром Жапаровым проинформировал его о том, что в ходе последних научных исследований найдены архивные документы, подтверждающие, что о кыргызах писали в хронике китайского императора еще в 10 веке до нашей эры!

Хотя до этого считалось, что первое упоминание о кыргызах в древних китайских источниках отмечено в 201 году до нашей эры в труде «Ши-цзи» («Исторические записки») древнего китайского историка Сыма Цяня… Таким образом, только официально подтвержденный историей «путь», который прошел кыргызский народ, составляет длиною три с лишним тысячи лет! 

Народы тоже имеют свою судьбу… Оглянувшись назад, к своим истокам, дабы не стать манкуртами, не помнящими о своих корнях, мы, нынешнее поколение кыргызов, имеем полное право гордиться своими предками. И своей древней, великой историей.

То, как стойко боролся кыргызский народ на протяжении веков за свое существование в мире и за свое собственное место в человеческой истории, беспрерывно отстаивая свое неотъемлемое право за сохранение своей самобытности, поистине достойны восхищения и гордости. Ныне мы переживаем новый Ренессанс своей национальной истории.

Многие народы, промелькнув лишь на короткое время (конечно, сравнительно и по историческим меркам), несмотря на то, что у иных из них были даже свои звездные периоды, по истечении определенного времени сходили с арены истории, исчезнув раз и навсегда. А маленькая, прочная лодка древнего кыргызского народа и поныне продолжает уверенно плыть по мировому океану!..

Общеизвестно, что кыргызская история и историография претерпели почти полного пересмотра за годы независимости. По-другому не могло и быть. Ведь, вопиющие искажения и откровенные, преднамеренные фальсификации исторических фактов из официальных источников достигли такого угрожающего масштаба, что выросло уже несколько поколений людей, которые искренне верили в то, что кыргызская письменность берет свое начало с 7-нобря 1924-года, когда начала издаваться газета «Эркин-Тоо»… А лидер коммунистов Кыргызстана напрочь отвергал принадлежность Орхоно-Енисейской письменности кыргызам, утверждая, что енисейские кыргызы вообще не имеют никакого отношения к нынешним кыргызам. Как будто кроме кыргызов жил еще один похожий на него народ, имевший абсолютно тождественный этноним, как и современные кыргызы, но исчезнувший затем бесследно.

Впрочем, подобные абсурдные инсинуации на глазах сведущих людей выглядели всего лишь жалкими, подобострастными попытками слабовольного руководителя республики выслужиться перед метрополией. Тем более, еще задолго до этого были опубликованы уже ставшие классическими исторические труды таких великих ученых, как Василий Бартольд, Александр Бернштам, посвященные прошлой истории кыргызского народа. К тому же, еще в конце ХIХ века датский лингвист и историк Вильгельм Томсен расшифровал орхоно-енисейские надписи, которые были открыты экспедицией В. В. Радлова в 1891-году! Как известно, «что написано пером, того не вырубишь топором». А высеченные на камнях надписи – тем более. Если памятник Кюльтегину повествует о трагичном периоде из истории кыргызского народа («…это был Барсбек. Мы способствовали его восшествию на престол кагана… …мы напали на кыргызский народ ночью, когда они спали. С их каганом мы сражались в густых лесах Сунги… Убили кыргызского кагана…»), то на монгольском памятнике Сужи отражен очередной подъем кыргызского духа («Я из Уйгурской страны выгнал Йаглакарских ханов. Я – сын кыргызов…»).

Вполне понятно, что подобные громкие отзвуки прошлой истории звучали отнюдь не в унисон с декларативными утверждениями советской коммунистической идеологии о существовании единого советского народа, нового типа Homo sapiens – советского человека!..

После развала могучей советской державы даже самые авторитетные руководители и политики вынуждены были признать, что государственная идеология коммунистов, несмотря на все свои положительные начинания и прекрасные гуманистические идеи, изначально «хромала» именно по своим национальным аспектам. Вовсе не удивительно, что именно межнациональные отношения, в конце концов, и послужили детонатором в развале могучей советской державы, словно подтверждая мудрую кыргызскую пословицу о том, что «ооруну жашырсан – олум ашкере кылат», то есть – «если утаивать о болезни, то смерть раскроет эту тайну»…

А настоящие патриоты и истинные сыновья кыргызского народа во все времена – даже в самые мрачные периоды, глухие годы свято берегли память о своих предках. Не зря, ведь, одним из неукоснительных требований наших национальных традиций является обязательное знание человеком своих предков до седьмого колена!

Можно сказать, что кыргызы обладают национальным самосознанием, почтительным отношением к своей истории почти на генетическом уровне. Именно поэтому из глубин веков до наших дней в народной памяти свято хранился эпос «Манас» - одна из вершин мировой литературы, которую можно сравнить разве что с Гомеровскими «Илиадой» и «Одиссеей»… Только в результате такого бережного отношения к своим национальным святыням, из уст в уста, из поколения в поколение передавались и сохранились многие уникальные шедевры устного народного творчества. Если внимательно вчитываться, то в них можно найти и яркие следы отражения многострадальной истории нашего народа.

«Кайын барбы, кыргыз балта чаппаган? Кырлар барбы – кыргыз соогу жатпаган?» - гласят строки одной из старинных народных песен, дошедших до нас из глубины веков, что в переводе означает «Есть ли береза, на которой кыргыз не оставил метку топором? Есть ли склоны, где не лежат кыргызские кости?»

Поразительно, как наши древние предки умудрились в этих коротких двух строчках вместить всю свою прошлую многовековую историю, и всю свою скорбь. Древний, многострадальный кыргызский народ, то находясь на грани исчезновения, выживая из последних сил, то переживая свои звездные эпохи, ХХI век встретил, став вновь Независимой!..

Глубоко символично, что спустя почти тысяча с лишним лет после утраты своей Великой Енисейской Империи, кыргызы вновь обрели свою независимость. Некоторые скептики склонны считать, что независимость на этот раз как бы сама упала нам с неба, в то время, когда кыргызский народ и Кыргызстанцы еще не были готовы к таким кардинальным переменам в общественной и политической жизни.

Я же, размышляя о выпавших на долю нашего народа тяжелых испытаниях в конце ХХ и в начале ХХI веков, все больше и больше убеждаюсь в мысли о том, что все это и есть неизбежная и необходимая плата за независимость. Только так, пройдя через определенные этапы естественного развития, через сложные препятствия, мы сможем вновь обрести свои исконно национальные качества, почти утерянные за годы «советизации», такие, как непоколебимая, мужественная стойкость, умение выстоять с достоинством при любых трудных обстоятельствах, священно-бережное отношение к своей истории и национальным ценностям.

Известно, что даже самый сильный, свободолюбивый дикий зверь, прирученный, а затем долго находившийся в неволе, разучившийся жить в своей привычной природной среде, со временем может лишиться почти всех своих естественных рефлексов. Да, вроде бы он живет уже в тепле, более комфортно, чем в дикой природе: ни охотиться, ни добывать себе пищу, тратя за это силы, не надо. Но, в то же время, вольная душа его рвется к свободе, томясь в этих удушливых, ограниченных, «удобных условиях»…

Точно также, древний, свободолюбивый кыргызский народ, потерявший свою независимость, в течение почти полутора веков вынужден был выживать в совершенно новых, непривычных и стесненных для себя условиях, и вынужден был постоянно бороться за сохранение своей самобытности. Вначале – в составе Российской царской империи, а затем – в составе Союза советских социалистических республик, то есть, – СССР…

Я вовсе не являюсь сторонником тех, кто охаивает все и вся подряд, то, что касается советского периода. Как-никак, именно в результате Великой Октябрьской социалистической революции кыргызский народ вырвался из лап царского колониализма, превратившись в граждан равноправной, самостоятельной, процветающей республики могучей советской державы. А Кыргызстан, перестав быть дальней, отсталой окраиной царской империи, приобщился к благам и достижениям мировой цивилизации.

Но тем не менее, лишь сейчас мы – нынешние потомки, можем в полной мере осознать со всей отчетливостью, какую страшно дорогую цену пришлось заплатить нашим предкам за наше благополучное будущее. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации архивных документов, которые были закрыты и недоступны до совсем недавних пор.

Хотя, историкам и всем энтузиастам с большим трудом, в результате кропотливых и настойчивых изысканий уже удалось, более или менее, по крупицам восстановить всю картину того, что касается политических репрессий 30-х годов прошлого века, и, так называемых застойных лет, но все же, по сию пору остаются почти нетронутыми, как неосвоенная целина, самые бурные и противоречивые периоды гражданской войны и так называемой коллективизации.

А трагические страницы истории, до сих пор именуемые в обществе презрительно-уничижительным ярлыком, как «басмачество», вовсе нуждаются в полном пересмотре, так как в официальной историографии эта тема освещена крайне однобоко и исключительно под углом зрения советской, коммунистической идеологии. Именно поэтому этот искаженный донельзя и вульгаризированный период нашей истории ныне нуждается в основательных дополнениях и переписывании заново с учетом исторической объективности. Нам, нынешним потомкам, должно быть стыдно за то, что даже сейчас, спустя тридцать с лишним лет после обретения независимости, все еще остаются белые пятна, малоизученные или вообще неизученные пласты нашей национальной истории. Одним из таких периодов, умалчиваемых то ли сознательно, то ли из-за каких-то ложных предубеждений и опасений, безусловно, является контрреволюционная борьба бесстрашных и патриотично настроенных сыновей кыргызского народа!..

Да, вовсе нельзя отрицать, что существует огромная, весьма разнообразная литература, посвященная этому периоду истории. Но даже при беглом, поверхностном взгляде на нее бросается в глаза то, что она почти вся целиком и полностью состоит из однообразных, проникнутых духом примитивизма произведений, исполненных сплошь из одних только черно-белых красок. В них, как правило, все «белые» - отрицательные герои, олицетворяющие собой алчность, кровожадность, жестокость, граничащие с бесчеловечностью. А «красные», наоборот, все без единого исключения бесстрашные, гуманные герои, излишне идеализированные и воспетые в духе лживой коммунистической идеологии…

Если даже вести речь лишь о произведениях историко-документального жанра, нелегко отделаться от подобной предвзятости. А ведь, к ним предъявлялась совсем другая точка отсчета и люди им верили почти безоговорочно. Еще бы! Раз их авторами указываются конкретные даты и прочие факты, свидетельствующие о «достоверности» описываемых событий, разве кто-нибудь может усомниться в том, что в них отражена (да и то, в лучшем случае!), лишь полуправда?!

А между тем, в силу вышеупомянутого идеологического крена, именно в них и авторы почти всегда умышленно допускали вопиющие искажения, зачастую выдавая желаемое за действительное.

В результате такого недобросовестного, конъюнктурного подхода к этой теме, у людей сложились весьма далекие от истины представления о той кровавой, трагической борьбе двух противоборствующих политических систем. Братоубийственное, драматичное противостояние эпохи изображено в них лишь, как ожесточенная война двух непримиримых злейших врагов, один из которых положительный герой, а второй – воплощение всего отрицательного и ненавистного!..

Впрочем, в советскую эпоху образ классового врага везде и всюду был демонизирован до предела, поэтому мы должны отнестись к тем авторам с известной долей снисходительности. Вопрос заключается ныне лишь в том, что даже в эпоху независимости и свободы слова, когда давно уже были реабилитированы почти все жертвы политических репрессий, пострадавшие в годы коммунистического тоталитаризма, тема «басмачества» у нас все еще остается как бы закрытой и в замороженном состоянии, будто вовсе ничего и не изменилось в общественном сознании за прошедшее постсоветское время. Между тем, в Российской Федерации давно уже, еще в советские годы, на пике перестройки произошел полный пересмотр всех деяний белогвардейцев, боровшихся против коммунистов и революционеров. Многие из белогвардейских командиров и полководцев чуть ли не официально возведены в ранг истинных патриотов русского народа. А некогда слывший одиозным образ белогвардейского главнокомандующего Александр Колчака вдобавок еще и обрел ореол великомученика, героически погибшего от рук революционеров без суда и следствия!..

Да что там говорить о России, которая всегда находится на острие передовой мысли, если даже президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев еще в августе 2021 года признал лидеров басмачей, репрессированных в 1920-1930 годах, борцами за национальную независимость. 25 августа того же года Верховный суд Узбекистана реабилитировал 115 человек, репрессированных в 1920-1930 годах.

Таким образом, существующая у нас литература на эту тему насквозь лжива и требует полного пересмотра, не говоря уж о спорности самого термина-определения «басмачество». Невольно припоминается почти малозначительный и эпизодический случай (конечно, на фоне поднимаемой нам темы!) из новейшей истории.

Наверняка уже совсем немногие люди могут вспомнить о том, что захватчиков земель вокруг столицы в конце 80-х годов прошлого века тоже вначале, как бы полушутя-полувсерьез, называли, не иначе, как «басмачами»… Если вещи называть своими именами, то «басмачество» - это бескомпромиссная борьба патриотически настроенных сыновей кыргызского народа за национальную независимость. Не зря «басмачество» почти сразу же превратилось в массовое контрреволюционное движение, охватившее всю территорию Средней Азии и Казахстана. Понятно, что из-за языковых особенностей в республиках Закавказья и в Прибалтийских республиках это вооруженное сопротивление именовалось по другому. Но даже здесь присутствует явное двоякое и предвзятое, необъективное отношение к так называемому «басмачеству», которое описывается в соответствующей литературе лишь как неорганизованные вылазки, разбойные нападения отдельных разрозненных, необученных военному искусству бандитских групп, не пожелавших принять новую советскую власть и ее политику.

Но если учесть то, что боевые столкновения и сражения между Красной Армией и вооруженными контрреволюционерами, начиная с осени 1917-года, продолжались до самой середины 30-х годов (а по некоторым данным, вплоть до 1942-года!), то становится ясно, что это контрреволюционное движение имело достаточно серьезную социальную и материальную базу среди народа и беспрерывно подпитывалось народно-освободительными, патриотическими лозунгами и идеями. Только этим можно объяснить продолжительность ожесточенного сопротивления контрреволюционеров.

Кроме того, существует масса других заблуждений в освещении деяний «басмачества», принижающие его значение до уровня стихийных волнений отдельных узких групп населения, недовольных политикой новой советской власти лишь во время коллективизации. А в некоторых случаях басмачество представляется, как чисто национальное, антирусское или же вовсе мусульманское-религиозное движение сопротивления.

Опять-таки, как это все далеко от истины. Особенно, в свете того, что за годы независимости уже были раскрыты архивные материалы, ранее неизвестные народу. Например, лидер Джалал-Абадских русских казаков Константин Монстров вместе со своими бойцами воевал на стороне басмачей против Красной Армии! Будучи созданной вначале, как местная Крестьянская Армия, видя несправедливости и жестокости со стороны новой власти, она быстро переметнулась на противоположную сторону.

В советских официальных источниках этот казус объясняется тем, что в эту народную армию проникли белогвардейские офицеры из колчаковской Сибирской армии, которые провели соответствующую пропаганду среди крестьян с целью начать восстание против советского правительства. Тандем русских казаков и «басмачей» превратился в могучую силу, так как в ее составе был даже царский генерал-майор Александр Муханов!..

Словом, «басмачество», как общественно-политическое явление, оставившее свой глубокий след в истории, требует всестороннего анализа и изучения. Да, безусловно, оно весьма сложное и противоречивое явление. Но своевременное, тщательное исследование всех имеющихся в архивах фактов способствует тому, что мы можем объективно оценить «басмачество», устранив все «белые пятна» в своей национальной истории.

Пока же «басмачество» в силу вышеупомянутой однобокой, косной идеологической пропаганды, все еще ассоциируется в сознании общества лишь с кровавой жестокостью. Но в то же время, совсем не принято говорить о жестокостях по отношению к простому народу со стороны Красной Армии. Нельзя забывать о том, что это политическое противостояние почти моментально перешло в полномасштабную гражданскую войну, когда обе стороны стремились к победе любой ценой.

После 90-х годов (после распада коммунистического режима) появились многочисленные публикации, свидетельствующие о том, что в рядах Красной Армии тоже сражались отнюдь не ангелы. К примеру, в автобиографической книге великого художника Ильи Глазунова «Россия распятая» написано о том, как сражался с большевиками отряд атамана Ивана Семенова, на подавление которого был направлен ЧОН (часть особого назначения). Эта кровавая «гвардия» чекистов отличалась всегда особой жестокостью. А их - юный командир – каратель Аркадий Голиков позже стал известен, как писатель под псевдонимом Аркадий Гайдар!

Так вот, чоновец Голиков спрашивал у местных жителей о передвижениях семеновской «банды». А «За сокрытие, за отказ от ответа – к стенке! Женщин, стариков, детишек – в заложники, под пулеметные очереди. Трупами безвинных набивали колодцы…»

Другой писатель-классик Исаак Бабель написал о том, что 300 казаков, - наиболее «активных участников» - были расстреляны по распоряжению Наркома по военным делам Льва Троцкого без суда и следствия.

Кстати, о том, что Исаак Бабель тайно сотрудничал с чекистами, или же, попросту говоря, был «стукачом», тоже стало известно лишь после публикаций архивных материалов. Именно это обстоятельство его и погубило в годы политических репрессий, очевидно, он знал слишком много… Но это, как говорится, из другой оперы…

Говоря о гражданской войне, если мы хотим быть беспристрастными, ни в коем случае нельзя заранее обелять одну из сторон и очернять другую противоположную сторону. Такой преднамеренный подход уже отдает анахронизмом, свойственным коммунистической идеологии… Лично я, изучив огромный материал по данной тематике, был готов воскликнуть вслед за шекспировским мудрым Королем Лиром: «Нет в мире виноватых!»

Ведь, если отбросить в сторону заранее созданный негативный, шаблонный образ, так и получается: обе стороны верили в то, что они правы, что они борются за правое дело. Коммунисты и красноармейцы искренне верили в идеалы революции, а их противники – белогвардейцы и «басмачи» верили в то, что их долг – спасать отечество с традиционными устоями.

И, как это зачастую происходит в подобном бескомпромиссном противостоянии, обе стороны изначально жестоко заблуждались. Коммунисты не понимали то, что они излишне идеализируют свои утопические социалистические идеи, а «басмачи», защищая и отстаивая свои национальные ценности, не хотели смириться с тем, что традиционный мир вокруг них в новую эпоху может измениться до неузнаваемости!..

Обе стороны ради достижения своих целей были готовы идти до конца, не допуская даже мысли о каких-то компромиссах. Но если поискать кое-какие различия между этими заклятыми врагами, то сразу же бросается в глаза то, что коммунисты выглядят излишне фанатичными по сравнению с контрреволюционерами. Как говорил писатель-революционер, певец революции Александр Фадеев одному из своих современников: «Мы – не люди, мы – солдаты революции! Люди будут жить после нас…»

…Отрадно, что, несмотря на бдительное око суровой цензуры в советскую эпоху, не пропускающей ничего лишнего, что могло бы вызвать хоть малейшее сомнение в правоверности к вышеупомянутой коммунистической идеологии, великий писатель Толеген Касымбеков в своих исторических романах и очерках, прибегая к аллегориям, используя эзопов язык, сумел-таки раскрыть трагические образы лидеров басмачей – корбаши – Мадаминбека, Акбалбана и Жаныбека-казы.

Вне всякого сомнения, в этом ряду должен занять свое достойное место и корбаши Тиллебай Айымбет уулу. Лишь в последние годы были обнародованы первые отрывочные свидетельства о его бесстрашной борьбе против советской-коммунистической власти и о трагической судьбе его семьи. Изучая разнообразные материалы, касающиеся его жизни и деятельности, можно убедиться в том, что он был одним из ярких представителей той плеяды, которая боролась за свободу и независимость кыргызского народа.

Около ста лет тому назад, на юге нашей республики, в благодатной Жалал-Абадской долине, в селе Акман, повинуясь велению времени, и, покорно подчинившись своей, предопределенной свыше, судьбе, в непримиримой и смертельной схватке сошлись четверо лучших сыновей кыргызского народа той эпохи. Это были: с одной стороны – правоверный коммунист-большевик, ответственный секретарь Джалал-Абадского кантонного комитета Торекул Айтматов (отец прославленного писателя Чингиза Айтматова) и один из первых чекистов Советского Кыргызстана, ставший позже первым генералом милиции среди кыргызов – Эргеш Алиев, которым противостояли с другой стороны - один из лидеров Туркестанского контрреволюционного движения Торекул Жанузаков и корбаши Тиллебай Айымбет уулу…

У каждой из этих противоборствующих сторон была своя правда, за которую они были готовы отдать свои жизни… Да, безусловно, это были самые смелые и патриотичные люди своего времени, способные идти на самопожертвование во имя тех общественных идеалов, в которые они глубоко верили и отстаивали их героически, со всей искренностью.

Если попытаться оглянуться назад, в прошлые эпохи, и окинуть взглядом долгий, извилистый, тернистый путь древнего кыргызского народа, то становится ясно, что ныне мы находимся на очередном переломном этапе своей славной истории. Более того, созданы все предпосылки того, что, мы уже стоим на пороге нового национального возрождения.

Мы же – нынешние потомки, для того, чтобы в полной мере воспользоваться всеми предоставленными нам историей шансами, должны быть достойны памяти наших великих предков. А для этого мы обязаны окончательно восстановить все пробелы и устранить все имеющиеся искажения в нашей историографии. В этом и заключается наш сыновний, гражданский долг. 

 Мамасалы АПЫШЕВ 

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Как разместить свой материал во «Мнениях»? Очень просто
Добавить

Другие статьи автора

27-07-2023
Крутые перемены и кровавые трагедии
4746

26-12-2022
Торогелди Балтагулов и Турдакун Усубалиев
2865

12-05-2022
6709

03-05-2022
О великом братстве великих талантов
6943

27-04-2022
Суйменкул Чокморов: тернистый путь творчества
6535

20-04-2022
Первая любовь Суйменкула Чокморова
9331

12-04-2022
Юрий Гагарин полюбил природу Кыргызстана 
7056

05-08-2021
За что Исхак Раззаков впал в немилость Москвы?
14042

29-07-2021
Исхак Раззаков и Торогелди Балтагулов
7837

11-06-2021
Дабы не прервалась связь поколений!
8489

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×