Изменение идеологических ориентиров, смысл которого заключается в преимуществе неограниченного потребления, привела в конечном итоге возрастанию роли «человеческого фактора». Если К. Маркс исследовал капиталистическое воспроизводство, не концентрируясь на внешнюю торговлю и связи, то теперь подобное разграничение недопустимо. Вряд ли можно найти в нынешнюю эпоху, хоть одно национальное хозяйство, которое не было бы связано с системой мирового хозяйства. Более того, как считает К. Байбосунов теперь «Глобализация конденсирует становление так называемого мега-общества, где границы между странами резко стираются из-за информационной прозрачности всех форм деятельности…». (Там же. - С. 228.)
После распада социалистической системы изменился центр геополитического влияния, который стал выглядеть более узким. США сделали заявку на лидерство. Этому свидетельство, в том числе и создание на территории Кыргызстана военной базы «Ганси» в аэропорту «Манас», который позднее был переформатирован в Центр транзитных перевозок.
Однако, последние действия в странах Ближнего Востока, и события в Центральной Азии, в частности в Кыргызстане продемонстрировали, что ни одна страна, ни один центр силы не может определять и осуществлять ныне свои стратегические задачи во внешней политике без учета сложного и неустойчивого геополитического равновесия, многозвенных политических связей и зависимостей. Военное столкновение цивилизаций, вероятность которого нарастает, может стать началом конца истории человечества. Тем не менее «…необходимо найти разумный баланс между глобальными жизненными интересами, с одной стороны и более узкими,…… Это подразумевает, прежде всего, исключение насилия в жизни общества».( Молдобаев К.К. Этносоциальная память, идентичность и глобализация. Избранные труды. «Мегамедия», Бишкек, 2002. - С. 290.)
Еще в досоветский период Кыргызстану было выделено место "сырьевого придатка" в общегосударственной системе разделения труда. Освоение региона было направлено на создание социально-политической базы для проведения колонизационной политики Российской империи. Всоциокультурной сфере происходило внедрение и интеграция европейской культуры и западного типа мышления.
Коренное изменение общественно-политической и экономической системы Центральной Азии началась в 1917 году в рамках смены формации и появления нового геополитического центра- СССР, и продолжалась до 1991 года. В этот период, в том числе и в Кыргызстане произошло много позитивных перемен в экономической, социальной и культурной областях, прежде всего это широкий доступ населения к образованию, расширение информационно - коммуникативных возможностей. Тем не менее, страны региона оставались по своей сути и продолжали рассматриваться в качестве сырьевого придатка. На протяжении этого времени суверенность стран Центральной Азии носила "декоративный", формальный характер.
Модель развития политической и социально-экономической сфер в Кыргызстане изменилась после распада СССР. Анализируя политические и социально-экономические преобразования необходимо учитывать то обстоятельство, что Кыргызская Республика начала переживать трансформационный период. Итоги развития Кыргызстана к моменту распада Советского Союза оказались весьма противоречивы. С одной стороны республика по ряду показателей опередила многие страны "третьего мира", особенно в сфере индустрии, сельского хозяйства, образования, здравоохранения и других. С другой стороны, развитие республики имело односторонний характер: преимущественно сырьевая направленность экономики, унификация (денационализация) государственной и общественной жизни, сверхцентрализованное управление из Москвы.
Важнейшим фактором развития экономики и укрепления государств Центральной Азии и других стран СНГ в мировом сообществе стало углубление интеграционных процессов. Возникла необходимость выходить на формирование общих правил и условий сотрудничества стран СНГ с внешними игроками международной политики и экономики. (Организации: Центрально-Азиатское сотрудничество (ОЦАС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Единое экономическое пространство (ЕЭП) и др.).
Тот факт, что после распада СССР Кыргызстан стал самостоятельным субъектом международных отношений, и значимость Кыргызстана стала определяться ее географическим положением, природным потенциалом было озвучено учеными –теоретиками, а также практиками неоднократно. Именно географическое положение, экономический, демографический потенциал определил в основном характер взаимоотношений с другими государствами на раннем этапе становления независимого Кыргызстана, ее участие в региональных и глобальных международных организациях. «В сложном процессе интеграции и глобализации перед Кыргызстаном возникла необходимость утвердить себя как независимое суверенное государство».(http://www.analitika.org). Основная цель состояла в необходимости вхождения в мировое экономическое пространство, в частности в мировой рынок, а также не менее важно и вхождение в общемировое политическое пространство. Не исключалось и позиционирование страны на мировой культурной арене.
Важным этапом непростого пути становления стала интеграция стран Центральной Азии, в СНГ, а затем и на более обширном геополитическом пространстве евразийского континента.
Особо приоритетными для Кыргызской Республики вследствие географического расположения являются взаимоотношения с Центрально-Азиатскими государствами. Помимо этого «взаимодополняемость и взаимозависимость экономик, родство культур, традиций, обычаев и общностью исторических судеб центрально-азиатских государств являются важными компонентами во взаимоотношениях». (Основы межгосударственных соглашений Кыргызской Республики, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана были заложены в рамках совещания глав этих государств в Алматы, Ташкенте, Ашхабаде и Кокчетаве (1991-1993). Другая особенность в нынешнем процессе развития Центральной Азии в том числе в Кыргызстане в том, что в Центральной-Азии идет жесткое соперничество инвестиций за доступ к ресурсам региона. Не менее важно и стремление ориентировать новые государства центральноазиатского региона во внешней политике. «В регион посылаются не войска, а инвестиции, инвесторы соперничают за доступ к природным ресурсам региона, за рынки сбыта». (Рахмани М. Государства Центральной Азии на чаше весов: Возможности и вызовы // Центральная Азия и Кавказ. №2 (26). 2002. - С. 145, 149.) Этим объясняется увеличение количества внешних акторов. У каждого стремящегося в регион есть свои стратегические цели и интересы. Вместе с процессом вхождения в рынки центральной Азии, наряду с интеграцией внешние акторы, содействуют интеграции Центрально-Азиатских государств, в том числе Кыргызской Республики в мировые глобальные процессы, которые имеют собственные цели и стратегии и предлагают свои модели развития и модернизации. Исследователи предлагают выделить следующие условные модели мировой интеграции Кыргызской Республики. Первая модель- исламистская модель развития, предложенная странами Исламской конференции которая предполагает политическую исламизацию страны; вторая модель- ресурсная модель развития. «В реализации данной модели заинтересованы страны Евросоюза; транзитная модель развития, наиболее удовлетворяет интересы стран Азиатско-Тихоокеанского региона». (Волков И.В. Основные проблемы геополитического положения Центральной Азии в эпоху глобализации. - Бишкек, 2007.)
Влиятельной силой глобализации выступают международные экономические институты. (Кыргызстан является участником в основных структурах международного экономического взаимодействия - Всемирной торговой организации (ВТО), Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке (ВБ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ряде других.) «Задачами таких международных организаций являются обеспечение стабильного развития мировой экономической системы, регулирование процессов глобализации, предотвращение негативных ее последствий на другие экономические системы». (www.kazeu.kz/files/autoreferat/dis.../2007/IsmanbaevoiJA_abstract.doc.) Кыргызстан являясь членом многих международных организаций, исходя из незначительного оборонного, экономического потенциала для осуществления своих национальных интересов, вынуждена выбирать многовекторную внешнюю политику. Кыргызстан одновременно сотрудничает с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ, Европейским банком реконструкции и развития, а также Организацией экономического сотрудничества, организацией "Исламская конференция", Азиатским банком развития, Исламским банком развития и другими региональными и международными организациями. В силу своего, экономического уровня Кыргызстан не стоит на доминантной позиции, поэтому стране приходится искать компромиссные пути между интересами мировой политической системы и собственными интересами. Тем более Кыргызстан, находясь в зоне социальной и экономической турбулентности, воспринимает глобализацию не как путь овладения новыми возможностями, а как объективные вызовы мирового развития. Кыргызская Республика сегодня еще не может предложить альтернативу глобализации и поэтому воспринимает этот процесс как данность, в чем проявляется не активный характер глобализации и реагирования на данное явление, но вместе с тем полноправно участвует в нем.
Глобализация становится новой тенденцией в развитии всемирных отношений. Кыргызстан не может выступать арбитром и быть в стороне всех глобальных процессов.
«Глобализация в идеале не должна вести к нивелированию культур и ухудшению экологической ситуации более того, она способна стать основой развития богатства и диалога культур, гармонизации отношений общества и природы в целях устойчивого развития». (Жумагулов М. Взаимодействие человека и природной среды: диалектико-логический анализ.- Бишкек., 1996.-С.72.)
Претензии на однополярный мир, глобальную империю не имеют под собой реального основания. Наибольшие шансы имеет модель многополярного мира. Кыргызская национальная культура (традиции, язык, обычаи, обряды и др.) остаются главным элементом механизма хранения, передачи и закрепления социального опыта и духовных ценностей, способом устойчивых общественных отношений.
Таким образом, Кыргызстан живет в эпоху глобализации, интеграции и культурного обмена. Растущие темпы глобализации полностью меняют сами принципы человеческой жизнедеятельности, уклад, быт, традиции народов. В связи с этим важно продумать пути и способы изменения этой тенденции таким образом, чтобы возможность жить в едином мире не исключала сохранения национального своеобразия каждого народа и этноса.
Библиография
Айтматов Ч.Т. Национальное и глобальное в культуре. Единство и многообразие культур.//Центральная Азия и культура мира.-Бишкек, 1997.-№2-3.-С.27.
Альтернативы глобализации: человеческий и научно-технический потенциал России. Доклады и выступления на международной научной конференции 21-23 июня 2002г.-М.2002.-Т.1,2.
Арыстанбекова А. Глобализация. Объективная логика и новые вызовы.// Международная жизнь. №4-5. 2004. - С. 54-66.
Байбосунов К. Кыргызстан перед мировыми вызовами: благо или зло глобализации// журнал «Центральная Азия и культура мира», №1-2 (12-13) Бишкек, 2002.-С.217-231.
Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М.: Международные отношения. 2007.- 288 с.
Бузгалин А.В. Глобализация противоречий мирового сообщества; ответ левых// Альтернативы. - 1999. - № 1.- С. 4-24.
Волков И.В. Основные проблемы геополитического положения Центральной Азии в эпоху глобализации. - Бишкек, 2007.-174с.
Глобалистика. Энциклопедия. М.:Радуга, 2003.- 1328 с.
Горбачев М.С. и др. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития.- М.: Альпина Паблишер, 2003.- 592 с.
Жумагулов М. Взаимодействие человека и природной среды: диалектико-логический анализ.- Бишкек., 1996.-96с.
Молдобаев К.К. Этносоциальная память, идентичность и глобализация. Избранные труды. «Мегамедия», Бишкек, 2002.-302с.
Рахмани М. Государства Центральной Азии на чаше весов: Возможности и вызовы // Центральная Азия и Кавказ. №2 (26). 2002. –С.145-149.