В начале 20 в., когда началось интенсивное развитие капитализма вширь и глубь, в восточных колониальных окраинах появилась острая потребность в кадрах новой генерации и лидерах новой формации. Кыргызы стали вовлекаться в систему управления царской России через создание сети русско-туземных школ, которые должны были готовить специалистов для низовой управленческой сети.
Кыргызская аристократия, которая в прошлом получала, как правило, домашнее образование, стала обучать своих детей в русских общеобразовательных учреждениях, чтобы они потом могли поступить на государственную службу, продолжить образование в российских вузах.
Помимо этих школ, в Кыргызстане существовала сеть мусульманских школ – мактабы и медресе, в которых люди обучались мусульманской письменности и корану. Они тоже были школой, через которую проходили первые кыргызские политики. Именно из этих школ вышли будущие джадиды, представители мусульманской интеллигенции, которые выступали за модернизацию ислама, представители исламских партий, которые выступали за объединение всех мусульман в рамках единого мусульманского государства (панисламизм). Время требовало от будущих политиков широких знаний, системного образования, а не просто умения читать и писать.
Прежде до революции известными кыргызскими политиками становились родоплеменные вожди - ханы, манапы, их дружинники (советники, аткаминеры, батыры и т.д.). Политики должны были быть честными и порядочными людьми, хорошими управляющими, сильными воинами, чтобы защитить свой род от врагов, обеспечить его безопасность и мирное развитие.
Кыргызский кодекс чести, - писал Абдыкерим Сыдыков в "Кратком очерке истории кара-кыргызского народа", гласил: «1.Манапом не может быть тот, кто совершает недостойные поступки. 2.Манапом не может быть тот, кто допустил свой род до бедности». В этом случае они могли лишиться своей власти и своего социального положения.
Чон-манап саяков Кокумбай Чиныев проиграл на выборах волостного управителя (болуша) Загорной волости Курману Лепесову и тот занял его место, служивший у него аткаминером, а потом рассорившийся с хозяином по семейным делам. И такие случаи имели место в традиционном обществе, где российские колониальные власти стали проводить выборы волостных правителей. Известно также, что волостным управителем кеминских сарыбагышей в дореволюционные годы был избран Белек Солтоноев, один из первых кыргызских профессиональных историков, автор книги «Кызыл кыргыздын тарыхы».
С изменением времени требования к кыргызским лидерам стали изменяться. Кыргызские аристократы нанимали учителей, учили своих детей в русских школах, чтобы потом они могли сделать карьеру на государственной службе. Абдыкерим Сыдыков учился в Верненской привилегированной гимназии, Юсуп Абдрахманов в Сазановской начальной школе. После А.Сыдыков уехал учиться в Казанский университет, Джанек Султанаев в Варшавский ветеринарный институт, Кожомурат Сарыкулаков – тоже выпускник Верненской гимназии, за выдающиеся успехи в учебе (серебряная медаль) поступил на юрфак Киевского университета за государственный счет.
Многое кыргызские политики заимствовали у колонизаторов – жили в домах, одевались в европейские одежды, практиковали регулярное чтение, писали письма друг другу, привычки и манеры поведения, правила этикета, моду, кухню, женились на русских и татарских девушках и т.д. Занимались благотворительностью, бизнесом, становились скотопромышленниками. Например, отец А.Сыдыкова - Сыдык Узбеков был известен в пишпекских высших кругах как меценат и благотворитель, скотопромышленник, который вел широкую торговлю с заграницей. Таким образом, весь пул представленных кыргызских политиков начала 20-х годов можно примерно разделить на 3 группы:
1. Национальные политики, старой формации (родоплеменные вожди, аристократы, волостные управители);
2. Национальные политики, представляющие позиции своих партий и движений в общенациональном политическом поле;
3. Местные политики с перспективами выйти на общенациональный уровень.
Вообще, на эту тему – политического лидерства в Кыргызстане – обществоведам надо обратить самое серьезное внимание. Это могло бы ясно объяснить подводные течения, которые сейчас происходят в политическом процессе страны. Очевидно, что мы недостаточно глубоко знаем особенности политической эпохи нового времени и до сих пор плутаем в дебрях истории и политики, не понимая их исконного смысла.
Ж.Абдрахманов стал кыргызским политиком новой формации, не обремененным прошлой практикой. Он не работал в колониальном аппарате и администрации Временного правительства, как А.Сыдыков, И.Айдарбеков, Т.Худайбергенов и некоторые другие, не состоял в небольшевистских партийных организациях, что обеспечило ему быстрый карьерный рост. После того, как Советская власть наладит систему марксисткого обучения через разные кружки, курсы и рабфаки, они заменят старорежимных политиков на новых, которые окончили эти учебные заведения. Вот тогда начнется время целой плеяды кыргызских политиков новой волны – А.Абдрахманова, Э.Эсенаманова, О.Тынаева, Т.Айтматова, Т.Джолдошева, К.Шорукова и др.
Родом Ж.Абдрахманов происходил из манапского сословия, вся его семья погибла в результате восстания 1916 г. А после возвращения из Китая, где он пережил все ужасы и трагедии, какие могут быть на свете, работал слугой у русского офицера, который забрал его в Верный. Там и началась его большевистская карьера – красноармейцем на северном Семиреченском фронте, где бы он мог погибнуть, если бы не А.Сыдыков, который приезжал с инспекционной поездкой на фронт будучи председателем Семиреченского облисполкома. Он и вытащил Ю.Абдрахманова, разглядев в нем толкового юношу, из солдатских окопов и отправил учиться на курсы марксизма в Верный, где в нем расцвел яркий талант публичного политика и он стал вожаком семиреченского комсомола. С тех пор они стали очень близки, а Юсуп считал его своим учителем по практической жизни. Его быстро заметили в партийных органах и в 21-летнем возрасте назначают ответсекретарем ТурЦИК (туркестанского парламента), а затем инструктором ЦК РКП (б), а потом назначают зампредом Кироблисполкома только что образованной Кара-Кыргызской АО. В 1927 г. он становится председателем Кирсовнаркома. На этой должности он проработал 7 тяжелых лет. А с 1933 по 1938 гг., до своего ареста и гибели, работал в РСФСР в Оренбургской и Куйбышевской области начальником сельхозуправления областных исполкомов. Его уровень уже позволял работать в общесоюзном масштабе. К этому времени он прошел и большую школу публичной политики, выбираясь делегатом на различные съезды комсомола, партии большевиков и Советов, где проявил себя и как яркий оратор и дебатер. Так он высоко вырос за короткое, но очень насыщенное революционное время.
Но эту краткую историю его жизнедеятельности, нельзя понять без трех ярких эпизодов в его жизни. Первая, он влюбился в сосланную в Кыргызстан троцкистку Марию Натансон, общаясь с которой у него расширился внутренний мир, представления о революционной России. Второе, это его дневник, сильнейший политический и личный документ, который сохранил его глубокие рассуждения о происходящем и его оценочные характеристики вождей. И, третье, это его гражданский и мужественный поступок по спасению казахских беженцев от голода, ради которых он был готов пожертвовать собственным благополучием. И в конце концов, ради идеи взошел на свою Голгофу. Эти три события и раскрывают Ж.Абдрахманова, страстного большевика, солдата революции, не только как политика нового типа, но и первого политика Кыргызстана такого типа.
З.К.Курманов, проф. Дипакадемии МИД КР.