Я согласен с Анес Гургеновичем в том, что при наличии соответствующих условий врача клинического ординатора любой специальности можно подготовить за два года, как это было в золотой советской модели подготовки клинических ординаторов.
Однако, для этого нужны высокоспециализированные научно-образовательные, лечебно-диагностические профильные учреждения со своим научно-практическим, педагогическим кадровым потенциалом. В этих учреждениях должны быть самые современные лечебно-диагностические оборудования, внедрены все существующие методы лечения и диагностики профильной патологии (например, кардиология, онкология, эпидемиология и.т.д), чтобы ординаторы могли не только увидеть все это, но и владеть, уметь на них работать. Поэтому надо, наконец, нам понять, что проблема не в сроках обучения, а в наличии минимума необходимой базы для подготовки врача, владеющего соответствующими практическими навыками, теоретическими знаниями. Молодые врачи должны не только увидеть, но и уметь обследовать и лечить больных со всеми известными профильными нозологиями.
В этой связи данный вопрос нельзя решать на ура, как это было в прошлом, когда с двухлетнего обучения без компотентного обсуждения почему-то систему подготовки быстро перевели на трехлетнее обучение. Я понимаю, конечно, это было сделано только для того, чтобы первый год обучения молодые врачи провели в регионах, своим видимым присутствием, а не фактическим, закрывая кадровый дефицит. Но, самым главным недостатком существующей системы стало то, что клинических ординаторов начали готовить на базе непрофильных и неприспособленных для этого учреждений, даже в районных больницах, где кроме тонометра и стетоскопа у будущего кардиолога в арсенале ничего нет. Но это отдельная большая тема для дискуссии.
Тут я хотел отметить другое. Дорогие коллеги, сроки подготовки клинических ординаторов не должны зависеть от социально-экономической, политической или эпидемиологической ситуации в стране. Потому что мы готовим врачей, а не водителей или трактористов, и понятие «ускоренный метод подготовки клинических ординаторов» тут не по адресу. Да, можно каких-то специалистов подготовить или переподготовить по ускоренному методу, но врача, тем более клинического ординатора с базовыми знаниями, невозможно и нельзя!
Теперь из-за коронавируса мы через два года после утверждения правительством хотим сократить ранее установленные (причем тоже необдуманно) сроки обучения в клинической ординатуре? Что это за шараханье!? Какая в этом необходимость? Я понимаю, нам сегодня срочно нужны инфекционисты, эпидемиологи, пульмонологи. А что нам не нужны завтра неонатологи, кардиологи, токсикологи, кардиореаниматологи и так далее, которых катастрофически не хватает в регионах? Мы такой вопрос задавали специалистам из Минздрава, когда резко сократили количество выделенных мест в клиническую ординатуру по специальности кардиология. Как будто у нас в регионах достаточно кардиологов. Такие проблемы имеются по всем специальностям. Почему такое происходит? Почему об этом мы молчим?
Ответ простой: нет утвержденного правительством нового нормативного документа. Поэтому вместе 100 специалистов работают всего 50 врачей и то одна третья их замещающие.
А кто-нибудь знает, когда был разработан или переутвержден правительством нормативный документ, регламентирующий потребность населения во врачебных специальностях? Я не знаю! А население страны увеличилось за эти 20 лет на 2.5 млн! А количество врачей адекватно растет?
Поэтому сегодня мы не должны работать как пожарные, тушить локальные пожары, а решить проблемы системно. А готовить инфекционистов, эпидемиологов можно за 6 месяцев, а не за годы, из числа дипломированных врачей, на базе КГМПК имени С.Б.Даниярова и южного его филиала. Просто увеличьте их зарплату в два, три раза и сами врачи пройдут специализацию. Кроме этого есть же еще другие способы подготовки необходимого количество врачей этой специальности. А обязательно ли заново разрушать принятую два года назад программу?
В целом, давно настало время наводить порядок в системе. Нужна программная модернизация системы финансирования и управления здравоохранения страны. Все эти проблемы взаимосвязаны и все они требуют больших финансовых средств. Мы в своей программе показываем, где найти внутренние источники финансирования медицины, о котором в своем выступлении упомянул и наш президент на последней встрече с представителями здравоохранения.