Чувство безнадежности – вот знак наступивших перемен
Антуан де Сент-Экзюпери
Китайская пословица гласит: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Это истина, если человек, народы, общества и государства привыкли жить по заданным ориентирам, соответственно исходить из того, что уже есть; тем более, когда не готовы к принципиально новым вызовам. Жить всегда легче в заданной системе координат, когда изо дня в день и из года в год совершаются знакомые действия, не выбивая из общей колеи проторенной дороги. Но неслучайно философы выявили диалектику как уникальный и одновременно универсальный способ мышления, познания и понимания сути мира. Поэтому имеет смысл посмотреть на эпоху перемен, на исторический период существования которой пришлась жизнь современников, с другой стороны. Это означает, что эпоха перемен являет собой совершенно уникальный шанс совершить невозможное; говоря словами Г. Эсса, «не бойся перемен – иначе мечты так и останутся мечтами». И это приложимо не только к отдельному человеку, но и в особенности к лидеру, обществу, народу и государству. Время исторических катастроф наполнено не только энергией разрушения, но в равной степени и энергией созидания, причем созидания поистине глобального по своим масштабам и действию. Что это значит?! Что шанс, который представился Кыргызстану в конце ХХ века – шанс обретения своей независимости, не использован по максимуму в силу неведения ли, нехватки потенциала или способности, неумения в нужное время и в нужном месте воспользоваться дарованной возможностью. Вряд ли имеет смысл гадать о причинах, если все и так лежит на поверхности.
Энергия разрушения у нас на протяжении всех тридцати лет суверенитета превосходила энергию созидания. И это наша самая большая беда, которая не позволила совершить поистине возможный масштабный скачок. Опять нет смысла кого-то или что-то обвинять, пройденных лет в любом случае не вернуть. Препоны субъективного и объективного характера всегда были и будут, но даже их можно использовать с умом. Ветер исторических перемен еще не исчерпан, и быть может еще доведется поставить не стены, а паруса для более гибкого продвижения вперед. Но временами кажется, что это из области фантастики.
Мир современных глобальных перемен свидетельствует о том, что человечество достигло пика на выбранном пути технологического прогресса. Доводом в этом является масштабный кризис рациональности как типа мышления, как прообраза развития человечества по пути интеллектуализации в освоении природы. Этот кризис рациональности стал наиболее глобальным с момента своего возникновения в Древней Греции – философской, культурной колыбели впоследствии развернувшейся Европы, да и в целом Запада. Это если рефлексировать относительно значимости западной цивилизации. Некоторые моменты современного развития, основанные на индивидуализме, прагматизме и космополитизме отражают противоречия этого пути. Это не означает, что весь пройденный путь был ошибкой. Нет, на этом пути было достигнуто невероятно много как в историко-социальном, так и духовно-культурном плане, не говоря о рациональном и технико-технологическом. Это лишь говорит об усталости этой локальной цивилизации, которая на протяжении длительного времени лидировала в обозначении пути исторического развития человечества. Прошедший путь был путем движения вверх по вертикали технологического детерминизма, когда все новые и новые ступени покорения природы знаменовали собой все более совершенный прогресс. И это лишь означает, что абсолютизация одного типа мышления с неизбежностью приводит к достижению предела, за которым человечество вынуждено будет восполнить пробел. Это как два полушария человеческого мозга: эксплуатация только одного приводит к раскоординации всего организма. Поэтому сейчас особо остро ощущается дефицит интуитивного, актуализация которого позволила бы достичь некоторого баланса в восприятии и понимании мира, а также в предвосхищении следующих шагов человека в этом бытии.
Рациональность в течение развития человеческой истории стала поистине масштабным явлением, которое нашло свою реализацию в приоритете образа мышления и ценностных ориентиров; специфике развития культуры; сосуществовании государств; системе образования и воспитания новых поколений, и много еще в чем. Однако эта ветвь цивилизационного развития пришла в тупик, в настоящем можно лицезреть различного рода потуги в продолжении определения пути человеческой истории. Укоренение принципа жажды признания и исключительности в межгосударственном развитии лишний раз демонстрирует чрезмерную усталость. Этот путь более бесперспективен. Особенной страницей на пути абсолютизации рациональности, потерявшей свою духовную основу, стал постмодерн с культивацией деконструктивизма и в философии, и в культуре. Искусство, некогда высшее творение человеческой сути, приближающееся к божеству, стало набором инсталляций, когда вторичные продукты стали выдаваться за творчество.
Мы живем в этом мире. Кризис коснулся всех и вся. И в данной ситуации наиболее интересны пути выхода из столь глобального и затяжного кризиса всего человечества. На сегодняшний день мы видим разнообразие вариантов. Один из них – уход в прошлое как абсолютизация канонов древнего или средневекового традиционного мышления, возможно пытаясь таким образом сохранить народ и культуру, но получается вроде сохранения экзотики. Другой – возрождение религиозного мировоззрения как спасение от негативного влияния выхолощенного рационализма. Неслучайно в последнее время чаще инициируются мероприятия по воссозданию мусульманской религиозной мысли. Еще один вариант – уход в виртуальную реальность как матричный путь развития со своими героями, правилами и принципами. Ну и естественно сохраняется вариант попытки продолжения доминирования уходящей цивилизации в виде пропаганды универсальных ценностей, что тоже в свою очередь рождает вторичные и третичные продукты. Этот путь ведет к искусственному интеллекту и роботизации, что делать в этом случае с высвобождающейся людской массой – дело заказчика.
Какой путь выбираем мы?! Уход в абсолютизацию исконно традиционной культуры в ее консервативной форме чреват чрезмерной локализацией, и как следствие, выпадением из общего потока развития. Вряд ли это спасет от ветра перемен. Продолжать имитировать все то, что протоптали другие – рано или поздно приведет к экстраполяции в бытии более продвинутых и сильных мира сего. Это два полюса, которые можно каким-то образом отрефлексировать и на основании этого выбрать свой путь. Без знания истории и специфики ментальной культуры невозможно сохранить индивидуальность; без применения технологических достижений невозможно остаться на существующей ниве развития. Однако критерием создания своей инвариантной системы общества и государства может стать акцент на симбиозе культуры мышления с акцентом на духовность и феномене расширенного сознания, отвечающем вызовам современной исторической эпохи. Это и есть некий золотой ключ, дарующий способность сохраниться в настоящем и позволяющий открыть дверь в близлежащее будущее. Другой вариант – возрождение поистине масштабного регионального объединения как буфер между локализацией и универсализацией.
На что имеет смысл сделать акцент для сохранения мачты от шквального ветра перемен? На расширение сознания, на активацию интуиции как способа почувствовать веяния исторического времени и найти ответ – экзистенциальное решение для продолжения жизни. Звучит в очередной раз абстрактно, однако, как показывает история, философы предлагали наиболее верный путь – изменение мышления для адекватного ощущения в период перемен. Все начинается с понимания и осознания происходящих перемен, вследствие чего возникает необходимость в изменении образа мышления, а потом уже действия. Что может стать способом? В межпоколенной линии преемственности только система образования. Но система образования – не как плохая копия существующих в мире форм, а как уникально выработанная модель, ориентированная на расширение сознания. В данном случае расширение сознания означает не только понимание сути происходящего, но и предвосхищение близлежащих тенденций развития как некоторое восхождение на принципиально новый уровень проникновения в суть самого бытия.
Один момент — ограничиваться системой тестов в современном образовании очень опрометчиво. Это выхолощенный результат системы, построенной на абсолютизации рациональности как типа мышления. При этом мысль, идея, да и простое рассуждение остаются за бортом. Знания сводятся к выбору вариантов в заданной системе. Это может работать только в случае так называемой стационарной работы. Но динамики мысли здесь нет и быть не может. Знания не есть только теория. Как бы кто-то не любил Ленина, но его выражение о практике как критерии истины – можно включить в золотой фонд изречений. В реальности, в особенности во времена исторических катаклизмов, необходимо уметь не только осуществлять теоретический выбор, скорее необходимо разрабатывать новые стратегии существования в этом мире. Это значит, что как никогда требуется умение думать, мыслить, рассуждать и находить наиболее оправданные в сложившейся ситуации модели существования. Только в этом случае сознание не будет притупляться в давящих рамках и канонах, оно сумеет расшириться, постичь нечто совершенно новое и предложить столь же новые формы и способы продолжения жизни в этом полном перемен бытии. Это означает, что нынешние поколения молодежи должны быть готовы к большим свершениям. Возможно ли это без способности мыслить вне заданных рамок, вне вариантов предложенных заранее ответов, вне цифровизации всего содеянного человечеством?! Понимаем ли мы, что в эпоху перемен вся атмосфера пропитана возможностями, сулящими переход на новый уровень созидания? Если да, то отчего мы всегда выбираем путь разрушения или в лучшем случае копирования и того, что может быть и стоит, и того, чего стоило избегать?
Жылдыз Урманбетова, доктор философских наук, профессор