У «официальных» историков во взглядах на историю кыргызов – «разброд и шатания» вплоть до утверждений, что сибирские кыргызы и кыргызы Тенир-Тоо – совершенно разные этносы, хотя и имеют общих предков, но в то же время те же авторы подобного «дуализма» хвастают, что в китайских летописях кыргызы упоминаются на 8 веков ранее, чем до последнего времени считалось, хотя и не предоставляют пока доказательств.
До самостоятельного исследования вопроса с логическим сопоставлением данных разных источников у них пока руки не доходят, и они повторяют то, что им, начиная с памятной конференции 1956 года, внушили: кыргызская народность сформировалась только лишь в XIII-XVI веках на нынешней территории, а до этого мигрировало только название «кыргызы», а не сам народ, который постоянно с кем-то смешивался и этнически менялся.
В науке до сих пор нет общепринятого определения, что такое этнос. Это общность людей, которая характеризуется огромным количеством свойств, которые сами не все однозначно определяются – это и единый язык, культура, происхождение, хозяйство, общая территория, стереотип поведения, внешний вид, самосознание и многое другое. Этим пользуются те, кто до сих пор следуют партийным установкам 1956 года.
Большую роль играет этническое самосознание – идентификация себя с прошлым, с историей своего народа. Все мы везде читаем, что народ современной Греции этнически уже совсем другой, чем жители Древней Греции. Но вот когда в Голливуде в 2004 году сняли двухчасового «Александра», в Греции призвали бойкотировать фильм, так как Кевин Фаррел вместе с режиссёром Оливером Стоуном «опозорили их национального героя».
Греция в XXI веке считает своим «национальным героем» человека, жившего 2350 лет назад. За это время кто только не завоёвывал Грецию и с кем только они не перемешивались. Наши же историки нам твердят, что потомками енисейских кыргызов являются хакасы, и прежде чем считать енисейских кыргызов предками кыргызов тянь-шаньских, надо сначала спросить мнение хакасов. Зависимость от чужого мнения неистребима.
Кыргызы сейчас, можно сказать, на перепутье – им долго и целенаправленно внушали, что они стали народом совсем недавно, письменность у них появилась только благодаря советской власти, да и государственность в виде автономной области они обрели лишь благодаря соизволению Сталина в 1924 году. Но как же Барсбек, который принял титул кагана и приравнял себя к тюркам, или «кыргызское великодержавие», о котором писал Бартольд?
Как раз в это время профессор из Новосибирска Виктор Козодой публикует книгу про кыргызского князя XVII века и начинает писать другую книгу – о древней цивилизации сибирских кыргызов, однако его подвергают травле не только в Хакасии, где, начиная с 1930 года, всю кыргызскую историю переписали как хакасскую, не только в Новосибирске, где обвиняют в изучении не того, что надо, но даже этно-нигилисты в самом Кыргызстане.
Например, националистические настроения в Нидерландах против немцев пошли на спад только после победы «оранжевых» над сборной ФРГ в полуфинале Чемпионата Европы в 1988 году и некоторые даже говорили, что вот теперь народ Нидерландов ощутил себя полноценной нацией. Кыргызы пока такой нацией себя не чувствуют, несмотря на достаточно много пропагандистских усилий, и не последнюю роль в этом играют этно-нигилисты.