Одной из причин, почему некоторые кыргызы так хотят примазаться к хуннской/гуннской истории, является «стокгольмский синдром», его иногда называют «шведский». Это симпатия к захватчику со стороны жертвы после применения угрозы или насилия. В 1973 году три сотрудницы банка в Стокгольме были взяты в заложники, власти их освободили через 5 дней, но они на свои деньги наняли адвокатов и потом защищали террористов.
Этот синдром у кыргызов в крови. Очень часто, когда девушек крадут ради вступления в брак, они потом вполне прекрасно живут со своими похитителями, рожают и воспитывают детей и защищают мужей во время конфликтов с родственниками или односельчанами. Чтобы забыть своё унижение, когда не можешь противостоять обидчику, присоединись и помогай ему в его действиях – ты тоже якобы станешь причастным к его захватническим победам.
Модэ-шаньюю, который в 201 году до н.э. завоевал кыргызов и благодаря чему кыргызы стали известны миру, придумали кыргызское имя Мете-хан, включили его в свою генеалогию и как бы приобщились к его к завоеваниям. На полном серьёзе наши историки сейчас говорят: ну и что, что была война? Кыргызские племена бугу и сарыбагыш тоже друг с другом воевали, это же не значит, что одни из них были кыргызами, а другие – нет.
Восточные тюрки в 711 году убили кыргызского кагана Барсбека, который посмел вести самостоятельную политику. Советник тюркского кагана Тоньюкук сказал тогда: «Каган табгачский (китайский) был нашим врагом. Каган десяти стрел (западных тюрок) был нашим врагом. Но больше всего был нашим врагом кыргызский сильный каган». Но кыргызские учёные сейчас за тюркское единство даже более, чем турецкие в Турции.
Два Кызласова взяли в заложники всю кыргызскую историю, «переоформили» древних кыргызов в хакасов, несмотря на возражения как ведущих советских историков, так и китаеведов, но кто в Кыргызстане сейчас борется с их теорией? Наоборот, кыргызские учёные считают, что прежде чем претендовать на историю хакасов, надо же сначала спросить их мнение. Заложники должны искать консенсус с похитителями своей истории.
Сергей Малов ещё 70 лет назад писал, что орхоно-енисейские письменные памятники на самом деле кыргызские: «Вслед за крупными авторитетами – академиком В.Радловым и профессором В.Томсеном я не имею никаких причин не считать эти памятники принадлежащими кыргызам». Но эти письмена объявлены и признаны древнетюркскими и кто из современных кыргызских историков или лингвистов этот вопрос серьёзно исследует?
Советская власть в 1930-е годы уничтожила цвет нации, как впрочем, и в самой России, и воспитала потом новую, послушную себе элиту. Все стали поголовно вступать в коммунисты, чтобы быть в партии победителей. Когда же советская власть зашаталась, многие переметнулись на сторону оппозиции, стали распространять новые ценности и подстроились под демократов, даже объявляли голодовки против коммунистов и снова они – победители.
Собственная история не написана и даже толком не исследована, а хуннам посвящены целые тома. Поэтому, если объявить их своими предками, все эти книги и победы как бы становятся нашими. То есть, это мы так дерзко напали на банк, это мы в одиночку пошли против всей системы, это мы держали в страхе всю полицию в течение пяти дней. Какие мы крутые! На самом деле мы просто заложники в больших играх больших игроков...