Изучив историографию Кыргызстана, новосибирский профессор Виктор Козодой заявил недавно, что «за десятилетия независимости так и не было создано академической истории кыргызского народа (последнее издание 1984 года). Отсутствие ‘генеральной линии’, консенсуса, основного направления – мало того, что сеет ‘хаос’ в мозгах, но и создаёт питательную среду для манипуляций и спекуляций откровенных мошенников».
Ко всей этой лихости и вседозволенности, что никак неприемлемо в серьёзном обществе, добавляется и комплекс неполноценности. Поэтому в учебниках истории появляются древние кыргызские воины, оседлавшие бронированных носорогов и на полном серьёзе пишется, что кыргызы в древности выплавляли алюминий – это оборотная сторона давнего комплекса, который примитивное мышление пытается скрыть вот таким образом.
Другая причина – отсутствие фундаментальности и даже её ощущения. Когда нет прочного серьёзного фундамента, который не позволяет и не терпит никаких легковесных конструкций, люди начинают собирать примитивные шалаши и палатки с заплатками, даже не подозревая, насколько это смешно. Они не видят красной линии теории среди моря фактов. А если выбрать среди них нужные 3 точки, можно ведь и окружность провести.
Многолетний член Верховного суда Султангазы Касымов как-то рассказал мне, что когда в начале 1990-х годов решили разработать и принять собственную конституцию независимого Кыргызстана, власти собрали человек 10 «конституционников» (он и имена называл), разместили их в госрезиденции, обеспечили литературой и всем другим необходимым, они там жили и работали недели две, но так и не смогли написать приемлемый текст.
Тогда Усуп Мукамбаев, бывший министром юстиции (а Касымов был его замом), обратился в Минюст России, времена были демократические, поэтому там уговорили помочь член-корреспондента АН СССР Сергея Алексеева. Он приехал в Бишкек вместе с помощниками и за неделю они написал текст по последним образцам тогдашней юриспруденции. Когда некоторые наши эксперты начали что-то возражать, он им сказал: «Вы всё равно лучше не напишете».
Власти Кыргызстана всё-таки не совсем были уверены и пригласили ещё Николая Фёдорова, который был тогда министром юстиции РФ, а потом стал президентом Чувашии. Он тоже приехал со своими помощниками, прочитал текст Алексеева и сказал: А что тут думать? Отлично написано. Но для приличия изменил несколько «запятых-тире» и вручил текст лично президенту Аскару Акаеву. Эта конституция и была потом принята 5 мая 1993 года.
Виктор Козодой продолжает сейчас в сфере истории дело, начатое Василием Бартольдом, Александром Бернштамом, Сергеем Алексеевым, Николаем Фёдоровым и ставит изучение кыргызских древностей на нормально-человеческие научные рельсы, а те, кто этому противится, не очень понимают, что такое история и вообще наука, к которым они подходят со своим местечковым кругозором с предвзятых позиций своих наставников.
Подпись к фото: Экс-судья Верховного суда Кыргызстана (1972-1982 и 1996-2005) Султангазы Касымов(1937-2022)